ФБР массово ставит «жучки» на улицах: автобусных остановках, деревьях, под камнями, в фонарях и др.

Анатолий Ализар @alizar
Редактор Гиктаймс

Разговоры в публичных местах юридически не считаются приватными, и не требуется разрешение на их запись

https://habrastorage.org/files/5a6/422/c53/5a6422c53ff649fa97a05b6108dc9e57.jpg
Остановка общественного транспорта в Оклахоме, где работал «жучок» ФБР

Массовая прослушка граждан с помощью технических средств — проблема не только для России. Российские спецслужбы считают, что для перехвата трафика через СОРМ не требуется судебное постановление. Наталья Касперская из российской компании InfoWatch недавно популярно объяснила, что перехват, запись и распознавание разговоров — это не прослушка, ведь «у роботов нет ушей, чтобы слушать». Поэтому можно спокойно записывать все телефонные разговоры и осуществлять поиск по ключевым словам в распознанном тексте.

Спецслужбы в США тоже балуются такими методами. Как рассказали журналисты KPIX 5 News, массовая установка скрытых микрофонов в публичных местах — часть секретной программы ФБР. И главное, что для такой прослушки спецслужбам даже не требуется судебный ордер.

О практике массовой установки микрофонов в общественных местах в сюжете KPIX 5 News говорит бывший агент ФБР Джефф Харп (Jeff Harp): «Они ставят микрофоны под камнями, на деревьях, в оборудовании. Я имею в виду, что микрофоны устанавливаются в таких местах, где никто и не заподозрит наличие микрофона. Именно так и задумано».

Иногда о действиях ФБР становится известно из документов по тому или другому судебному процессу. Так выяснилось, что в течение 10 месяцев с марта 2010 по январь 2011 года «жучки» работали повсеместно вокруг двух зданий судов Окленда: на автобусных остановках, на деревьях, в кустах, в возле статуи в здании суда (рядом с постаментом оставили рюкзак со звукозаписывающим оборудованием), в фонарях, на столбах, на ступеньках, внутри нескольких транспортных средств. Там можно записать ценную информацию от свидетелей или обвиняемых по судебным процессам. Сейчас записи используются государственным обвинителем для доказательства вины в сговоре и мошенничестве спекулянтов на рынке недвижимости Сан-Матео и Аламиды (города в штате Калифорния). Адвокаты обвиняемых требуют от суда исключить доказательства, полученные незаконным путём, но безуспешно. Разговоры в публичных местах юридически не считаются приватными и не требуется разрешение на их запись.

Подобные записи уже рассматривались в судах. В одном из прошлогодних процессов спецслужбы предоставили суду более 200 часов аудиозаписей с улицы. В ходе рассмотрения дела выяснилось, что ФБР постоянно практикует установку микрофонов на улицах.

Запись в помещениях уже сложнее, здесь зависит от того, какое именно это помещение. Впрочем, как объясняла Наталья Касперская, разрешение на прослушку (человеком) можно получить постфактум, когда запись уже сделана (роботом).

Так что следует быть осторожным, когда обсуждаете щекотливые темы на улице в безлюдном месте. Возможно, безопаснее говорить в своём собственном доме, потому что для установки прослушивающего оборудования в частном доме точно требуется разрешение. Впрочем, в таком случае спецслужбы спокойно могут использовать лазерные микрофоны для акустического наблюдения.

Похоже, мы вплотную приблизились к моменту, когда власти организуют полномасштабную тотальную слежку за населением. Сейчас им доступны технологии, о каких могли только мечтать коллеги из Штази и КГБ. Установка «жучков» повсеместно в общественных местах, автоматическая идентификация личности по голосу, автоматический поиск по ключевым словам, отслеживание лиц, автомобильных номеров — всё это теперь стало недорого и технически доступно. Самое важное, что система тотальной слежки может работать практически без участия человека, как только она будет запущена.

И в США, и в России подобные программы проводят под лозунгом борьбы с терроризмом.

https://geektimes.ru/post/275812/