Деньги на бегу: как заработать на активном образе жизни
Вчера, 15:54
Дмитрий Филонов, Анфиса Воронина
Основатели Sweatcoin Олег Фоменко, Ранбир Арора и Антон Дерлятка (слева направо)
Фото: Reuters/Pixstream
Российские предприниматели Антон Дерлятка, Олег Фоменко и их партнеры запустили новую виртуальную валюту Sweatcoin, заработать которую можно, пройдя определенное количество шагов
Заработанные Sweatcoin (от слова sweat — пот) можно будет потратить на покупку товаров или услуг, которые предлагают партнеры проекта.
Как это работает? Владелец смартфона скачивает приложение, которое подсчитывает количество пройденных шагов и начисляет по 1 swc за каждую тысячу шагов. Набрав нужную сумму, пользователь может приобрести на маркетплейсе в приложении понравившийся ему товар, например кроссовки, занятие с личным тренером или игровую приставку.
Пока, как рассказывает РБК Дерлятка, у проекта 12 партнеров, предлагающих свои товары и услуги в обмен на Sweatcoin, например производитель обуви Vivobarefoot. «Мы только начинаем, и поиск партнеров не самая сложная проблема. У нас очень таргетированная аудитория», — говорит предприниматель. Основатели проекта рассчитывают, что в дальнейшем и сами пользователи смогут предлагать собственные товары и услуги: «например, диетолог может указать, что его услуги стоят 20 swc за сеанс». В лондонском магазине Vivobarefoot стоимость кроссовок начинается от 85 фунтов. Пользователи Sweatcoin смогут за 250 swc купить любую пару, но это с учетом 80% скидки, говорит Дерлятка.
Работа над идеей началась около полутора лет назад, последние четыре месяца приложение находилось в режиме закрытого бета-тестирования, рассказал РБК Дерлятка. Дерлятка — любитель бега на длинные дистанции: в прошлом году он пробежал Берлинский марафон. Одной из проблем в спорте является отсутствие мгновенного результата, говорит предприниматель. «Повысить мотивацию может помочь мгновенное вознаграждение, — рассуждает Дерлятка. — И один из вариантов вознаграждения — деньги». Идея начать выпускать Sweatcoin родилась, когда Дерлятка, старший партнер и акционер хедхантинговой компании Ward Howell, изложил свои мысли Олегу Фоменко. Фоменко к тому времени закрыл собственный музыкальный стартап Boom.fm и увлекся криптовалютами и технологией Blockchain.
Один из основателей Sweatcoin Олег Фоменко
Фото: Reuters/Pixstream
Первым инвестором проекта, по словам Дерлятки, который до сих пор остается акционером Ward Howell, выступил он сам. «Сначала я просто вложил деньги, а потом понял, что проект интересный, и решил вложить еще свое время», — говорит предприниматель. Кроме того, компания привлекла и средства частных инвесторов — около $900 тыс. «Это достаточно известные бизнес-ангелы из Лондона, но я бы не хотел их называть», — говорит Дерлятка. По данным Reuters, среди инвесторов есть люди из музыкальной индустрии. На этапе разработки к проекту присоединились еще двое партнеров — Данил Перушев и Егор Хмелев. Они привели с собой команду разработчиков, которая сидит в Москве.
Пока пользоваться приложением могут только жители Великобритании — там располагается главный офис компании — и только владельцы iPhone. Скоро должно выйти приложение для Android, а также должен появиться офис Сан-Франциско.
Основная аудитория проекта — любители активных видов спорта, пользователи фитнес-трекеров. Дерлятка говорит, что конкурировать с трекерами они не хотят — напротив, хотели бы сотрудничать с производителями. Фитнес-трекеры и другие носимые гаджеты для здоровья, в том числе и занятий спортом, начали массово захватывать рынок относительно недавно. Например, в США — на крупнейшем рынке — пользователи за два года стали пользоваться мобильными технологиями для здоровья и активного образа жизни вдвое чаще, свидетельствуют данные Accenture: если в 2014 году носимой электроникой пользовались 9%, а мобильными приложениями — 16%, то в 2016-м — уже 21 и 33% соответственно. Как ожидают аналитики MarketsandMarkets, в ближайшие годы объем этого сегмента в деньгах будет расти примерно на 48% ежегодно. А весь рынок приложений и гаджетов для здоровья, по оценке аналитиков, должен к 2020 году достичь $60 млрд.
Однако у фитнес-трекеров есть одна проблема, считают основатели Sweatcoin: «люди покупают трекеры, а через месяц они оказываются на полке». Это, по словам Дерлятки, связано с тем, что информация, которую получает пользователь, день ото дня практически не меняется. Бизнесмен уверен, что партнерство со Sweatcoin даст дополнительную мотивацию использовать трекеры ежедневно.
В последнее время крупные компании стали покупать своим сотрудникам фитнес-трекеры, чтобы следить за состоянием их здоровья. Носимые гаджеты используются и в маркетинговых целях — например, российский Альфа-банк предлагает специальные условия людям, которые подключат фитнес-трекер к их системе. Но здесь кроется еще одна проблема: показатели трекера можно искусственно завышать. Как рассказывает Дерлятка, даже есть специальные сайты, где рассказываются способы увеличить количество шагов. «Мы долго работали над алгоритмом и теперь можем гарантировать, что движение чистое», — говорит Дерлятка. Алгоритм не только задействует встроенные в смартфон датчики, но также отслеживает перемещение по GPS и использует другую статистику. Впрочем, некоторые проблемы еще остаются — например, приложение не так хорошо отслеживает шаги в помещениях.
На чем собираются зарабатывать предприниматели? По словам Дерлятки, они будут зарабатывать выпуском криптовалюты — будут брать процент за выпуск каждого sweatcoin. «Мы хотим быть аналогом центрального банка, даже маркетплейс готовы на аутсорс отдать», — говорит предприниматель.
Впрочем, у Sweatcoin есть конкуренты. В ноябре 2015 года о запуске аналогичного проекта под названием Bitwalking заявила еще одна лондонская команда разработчиков. Однако пока этот проект находится в стадии тестирования — на его сайте предлагается оставить свой электронный адрес, чтобы получить приложение.
Дерлятка надеется, что на основе Sweatcoin получится создать новую экономику, в которой люди будут расплачиваться его валютой за товары и услуги. «Мы недавно узнали, что люди уже пытаются обмениваться Sweatcoin, чтобы быстрее накопить средства на покупку», — говорит Дерлятка. Согласно статистике на сайте проекта, пользователи Sweatcoin уже сделали почти 233 млн шагов, а значит, столько же «монет» было выпущено. Пока у самого богатого человека в этой экономике около 2600 swc.
В 2015 году использование мобильных приложений в категории «Здоровье и фитнес» увеличилось на 52%, свидетельствуют данные компании Flurry (она заявляет, что ежемесячно отслеживает количество сессий на 2,1 млрд устройств по всему миру).
Приложения для здоровья и активного образа жизни относятся к категории mHealth — вместе с персональными устройствами для измерения давления, глюкометрами, пульсометрами, а также приложениями для контроля веса, состояния здоровья, приема лекарств и частью телемедицинских сервисов. Весь мировой рынок устройств и приложений mHealth будет расти до 2020 года на 33,4% ежегодно и к 2020 году должен достигнуть почти $60 млрд, прогнозирует аналитическая компания MarketsandMarkets. Пока самую значительную часть этого сегмента — 63,7% в 2014 году — составляют сервисы удаленного мониторинга состояния здоровья. Но категория устройств и приложений для фитнеса и велнес в ближайшие годы будет расти быстрее всех остальных, ожидают аналитики MarketsandMarkets, на 48,1% ежегодно.
Главными игроками в сегменте приложений для фитнеса аналитическая компания Technavio называет Azumio (разработчик трекера Argus), производителей браслетов Fitbit и Jawbone, разработчика приложения для контроля тренировок Runkeeper и производителя спортивной одежды Under Armour, предлагающего целую линейку устройств и приложений для активного образа жизни.
Самая активная аудитория гаджетов и приложений для здоровья и активного образа жизни, прогнозируемо, — люди в возрасте 18–34 лет, свидетельствуют данные Accenture по США: из них 48% уже пользуются мобильными приложениями и 26% носят разные, связанные со здоровьем и активным образом жизни гаджеты. При этом приложения для фитнеса — самые популярные из всех приложений в категории «здоровье» — они есть у 59% всех американских пользователей, на втором месте — приложения для контроля рациона (52%).