Bookmark and Share
Page Rank

ПОИСКОВЫЙ ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛ САДОВОДЧЕСКИХ И ДАЧНЫХ ТОВАРИЩЕСТВ "СНЕЖИНКА"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Потерпеть ради светлого экономического будущего

Сообщений 1 страница 13 из 13

1

Потерпеть ради светлого экономического будущего

В Минэкономразвития предполагают, что рост зарплат россиян может быть заморожен. По идее министерства, сэкономленные средства должны пойти на инвестиции в реальный сектор. Что вместе с тратами резервов поможет оживить экономику и добиться роста в 4,5%. Впрочем, это лишь прогноз министерства. Как Минэк предлагает бороться со стагнацией, и как на его сценарий отреагировали экономисты?

Текст: Михаил Сафонов

http://cdn.bfm.ru/news/maindocumentphoto/2016/05/10/kassa.jpg
Фото: Антон Буценко/ТАСС

Министерство экономики, вероятно, не думало шокировать страну своим сценарием. Ведомство просто подготовило большой прогноз на четыре года. СМИ особенно заинтересовались его финалом. А там есть слова об ограничении расходов на оплату труда. Ненадолго. По мнению министерства, зарплаты должны расти уже в 18-19 годах. Причем, с компенсацией за заморозку. Грубо говоря, ведомство предложило россиянам потерпеть и пожить полтора года без роста зарплаты.

Это не план действий. Как заметил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, это одно из предложений в рамках поиска точек роста российской экономики. Тем не менее, документ смутил российских экономистов. Средства, сэкономленные на зарплатах, Минэк предлагает пускать на инвестиции. Инструмент в России не очень работает, спорит глава центра макроэкономических исследований «Сбербанка» Юлия Цепляева.

Юлия Цепляева
глава центра макроэкономических исследований «Сбербанка»

«Почему средства, сэкономленные, скажем от потребления, через сэкономленное повышение доходов населения, обязательно придут в инвестиции? Пока мы такой жесткой связки не видим, и в прошлом году прибыль предприятий в экономике выросла немало, больше 40% в рублях, номинально показала рост прибыль, а у инвестиций такого увеличения не было».

Минэкономики не конкретизирует, кто должен экономить на зарплатах. Частному сектору, разумеется, приказать невозможно. Бюджетники защищены майскими указами президента, которые в предвыборный год не выполнить нельзя. Но даже если разорвать этот замкнутый круг, можно наткнуться на другой. Падение доходов — это падение потребительской активности. В этих условиях инвестиции в производство, наоборот, снижаются. Комментирует бывший замминистра социальной защиты, экономист Евгений Гонтмахер.

Евгений Гонтмахер
бывший замминистра социальной защиты, экономист

«Может быть, за счет того, что будет снижаться зарплата, а у работодателя останется больше прибыли, может быть, такой расчет. Но снова же ведь это должно строиться на каких-то ростах или хотя бы не снижении объемов производства, а рост объемов производства в ближайшие 2-3 года вряд ли возможен из-за того, что нет инвестиций. И снижается потребительский спрос, кстати, к вопросу о зарплатах. Если их снизить, допустим, то еще больше снизится потребительский спрос».

Есть в прогнозе Минэка и более понятные меры. Ограничить индексацию тарифов естественных монополий. Это снизит издержки бизнеса. Бороться с монополизмом и картельными сговорами. По сценарию ведомства, ситуация кардинально улучшится не раньше 2018-го. До этого будет лишь небольшой рост — меньше полпроцента.

Сценарий вообще не изобилует оптимизмом. И рассчитан из цены на нефть в 40 долларов, выше в Минэке теперь не ждут. Что же касается инвестиций, то их обеспечит Фонд национального благосостояния. Его трата придаст необходимый импульс экономике. А дальше будет и рост зарплат, и рост потребительского спроса, и безработица снизится. Хорошо бы иметь и еще один прогноз. Что делать, если зарплаты заморозят, резервы потратят, а светлое будущее так и не наступит.

http://www.bfm.ru/news/322531

0

2

Заморозят ли россиянам зарплаты?

Предложение Минэкономразвития временно ограничить реальные дохода населения для экономии бюджета, по мнению главы Центра макроэкономических исследований Сбербанка Юлии Цепляевой, — «политически совершенно не проходной вариант». «Это, скорее, сценарий, а не прогнозы», — сказала она в интервью Business FM

http://cdn.bfm.ru/news/maindocumentphoto/2016/05/10/deng.jpg
Фото: Дмитрий Рогулин/ТАСС

Минэкономразвития предлагает для экономии бюджетных расходов заморозить рост реальной заработной платы в экономике на два года, чтобы добиться роста ВВП в 4,5% к 2019 году. Соответствующий документ опубликован на сайте ведомства. В Кремле заявили, что вопрос оптимизации бюджетных расходов постоянно обсуждается и пока рано говорить о четко сформулированной позиции.

Некоторые экономисты считают, что речь идет не о предложении Минэкономразвития, а о прогнозе. Глава Центра макроэкономических исследований Сбербанка Юлия Цепляева в интервью Business FM сказала, что это, скорее, даже не прогноз, а сценарий. С ней беседовала Мария Буянкина.

Мы посмотрели документ «Основные параметры прогноза социально-экономического развития России на 2017-2019 годы». В конце есть рекомендации Минэкономразвития: «Достижение снижения инфляции почти вдвое против 2016 года может быть достигнуто прежде всего за счет дальнейшего ужесточения денежно-кредитной и бюджетной политики, сдерживания потребительского спроса, что предполагает соответствующее замедление роста доходов населения. Постепенный рост доходов населения может возобновиться в последующие два года». Как к этому относиться — как к прогнозу или как к предложению заморозить рост реальных доходов?

Юлия Цепляева: Это прежде всего сценарий, который предлагает Министерство экономики. Они не рассчитывают, как можно выйти с более амбициозным темпом экономического роста, а довольствуются теми темпами, которые непосредственно связываются с текущей конъюнктурой мировых цен на нефть. Министерство экономики разработало сценарий, за основу взяты 40 долларов за баррель, и это говорит о том, что это именно сценарий, а не прогноз — в прогнозе цены на нефть, как правило, меняются. Рассчитаны две возможности — продолжение той политики, которая есть сейчас, с фокусом на потребление, и переход к политике, полностью сфокусированной на инвестициях. За что можно критиковать Министерство экономики? Логично не обоснован тезис, почему средства, сэкономленные, скажем, от потребления через сэкономленное повышение доходов населения, обязательно придут в инвестиции. Пока мы такой жесткой связки не видим. В прошлом году прибыль предприятий в экономике выросла немало — больше 40% в рублях, а в инвестициях такого увеличения не было.

Если это только сценарий, вы разделяете оценки Минэкономики по увеличению числа бедных в России до 14%?

Юлия Цепляева: Можно сказать, что и сейчас мы видим динамику, подтверждающую эти слова. Действительно, растет число бедных — около 19 миллионов человек по результатам 2015 года. К сожалению, динамика доходов и зарплат в этом году показывает, что и в этом году это число может существенно вырасти. Если исходить из 14% населения, это где-то 20 миллионов человек, я боюсь, что мы до этого уровня можем дойти уже в этом году.

В преддверии выборов президента власть может допустить снижение роста зарплат бюджетников?

Юлия Цепляева: Нет, я считаю, что политически это совершенно не проходной вариант, именно поэтому я особенно подчеркиваю свое отношение к представленным министерством документам. Это, скорее, сценарий, а не прогнозы, потому что в прогнозах учитываются именно все факторы. Прогноз — это наиболее вероятное при тех или иных обстоятельствах развитие событий. В данном случае это расчет альтернативного варианта, что может быть, если мы делаем так или так. В расчетах бывают различности и неточности.

В прогнозе Минэкономразвития есть цифры. Насколько реалистичен рост ВВП к 2019 году в 4,5%?

Юлия Цепляева: Поскольку я не верю в то, что по политическим соображениям возможно сколько-нибудь жестко изыскать ресурсы, да еще направить их на инвестиции, я не верю в такое ускорение. Я считаю варианты экономического роста между 1% и 2% гораздо более вероятными, если нам не помогут, конечно, цены на нефть. Здесь тоже не ожидается каких-то больших положительных сюрпризов, но все возможно.

Госдума не поддержит возможные предложения по сокращению зарплат бюджетникам, заявил во вторник, 10 мая, председатель палаты Сергей Нарышкин. Если же речь идет о зарплатах граждан, работающих в частном секторе, «это не компетенция Минэкономразвития, а компетенция акционеров предприятий», пояснил спикер.

http://www.bfm.ru/news/322509

0

3

МЭР хочет залезть в карман населения

Минэкономразвития предлагает ограничить реальные доходы населения на время выхода из кризиса, а основным драйвером инвестиций сделать корпоративные прибыли. Документ вызвал широкий резонанс. Эксперты назвали его по меньшей мере странным

http://cdn.bfm.ru/news/maindocumentphoto/2016/05/10/yaz.jpg
Фото: Дмитрий Рогулин/ТАСС

Минэкономразвития предложило заморозить рост реальной заработной платы в экономике на два года, чтобы добиться роста ВВП в 4,5% к 2019 году, сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на проект макроэкономического прогноза Минэкономики на 2016-2019 годы. Ведомство предлагает экономить на зарплатах в этом и следующем годах с последующей их компенсацией в 2018-2019 годах. Министерство также планирует сократить реальные пенсии на 4,8% в этом году и на 2% в следующем году. До 2019 года, по замыслу ведомства, их необходимо индексировать только по уровню инфляции. Этот план предполагает увеличение числа бедных почти до 14%.

В Кремле в отношении плана Минэкономразвития пока нет четко сформулированной позиции, сказал журналистам пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков:

Дмитрий Песков
заместитель руководителя администрации президента — пресс-секретарь президента РФ

«Это же одно из предложений. Продолжаются поиски точек роста российской экономики. Тема оптимизации бюджетных расходов постоянно находится на повестке дня, постоянно обсуждается и тема оптимизации расходов на госаппарат и так далее. Эти поиски ведутся, пока говорить о какой-то четко сформулированной позиции, наверное, не приходится».

В самом Министерстве экономического развития Business FM подтвердили, что такой прогноз действительно есть, ранее он был представлен министром Алексеем Улюкаевым.

Такая мера, скорее, не эффективная, а странная, считает ведущий научный сотрудник Центра денежно-кредитной политики Финансового университета Екатерина Свирина:

Екатерина Свирина
ведущий научный сотрудник Центра денежно-кредитной политики Финансового университета

«Может быть, они хотят помочь ЦБ прийти к 2017 году к 4-процентной инфляции, чтобы ограничить один из факторов роста инфляции — зарплатный фактор — таким искусственным способом, как фиксация зарплат. Но вообще любая искусственная мера (регулирование зарплаты, цен) не очень хорошо отражается на рынке и экономике в целом. При росте инфляции у нас реальные заработные платы падают, и потребительский спрос снижается. Как в этих условиях обеспечить прибыль компаниям, бизнесу? 4,5% — это настолько амбициозная цель, которой одними государственными мерами, именно теми, которые они перечисляют, не добиться. Очень много факторов, которые влияют на экономический рост, но они должны быть фундаментальными, должен быть совершенно здоровый рынок, должен расти бизнес, который сейчас не растет, а только сокращается, и такие меры это совершенно никак не гарантируют. Это приблизительно то же самое, что сказать: давайте снизим процентную ставку, напечатаем деньги, тогда экономика будет расти».

Госдума не поддержит возможные предложения по сокращению зарплат бюджетникам, заявил председатель палаты Сергей Нарышкин. «Что касается ограничения зарплаты в системе государственной и муниципальной службы, я, собственно, это допускаю, но наверняка депутаты будут возражать против ограничения, замораживания, тем более уменьшения зарплат в бюджетном секторе» — сказал Нарышкин. Он добавил: если речь идет о зарплатах граждан, работающих в частном секторе, «то это не компетенция Министерства экономического развития, а компетенция акционеров предприятий». Прогноз Минэкономики называет маловероятным и экономист Евгений Гонтмахер:

Евгений Гонтмахер
экономист

«Надо иметь в виду, что у нас есть сектор, который не контролируется государством с точки зрения зарплат, а там какими мерами можно заставить работодателя эти зарплаты не увеличивать или даже уменьшать? Это вопрос почти административный. Странно, потому что министерство экономики всегда стоит на либеральных позициях, позициях дорегулирования. Если касается бюджетной сферы, то есть майские указы президента 2012 года, которые никто не отменял и которые тем более к президентской предвыборной кампании 2018 года, я думаю, будут выполняться во что бы то ни стало. Да, можно снизить фонд оплаты труда в бюджетной сфере за счет довольно существенного сокращения численности занятых учителей, врачей, работников культуры, но это может повлечь довольно серьезные социальные последствия и в виде роста безработицы, и просто в виде увеличения количества бедных людей. Политически это очень чувствительный момент. Если говорить о бурном росте прибыли, расчет тоже не очень понятен. Может быть, за счет того, что будет снижаться зарплата, а у работодателя останется больше прибыли? Но это же снова должно строиться на каких-то ростах или хотя бы неснижении объемов производства, а рост объемов производства в ближайшие два-три года вряд ли возможен из-за того, что нет инвестиций».

Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) прогнозирует рост экономики России в ближайшие полтора года. Рецессия в этот период может смениться на эскалацию. Об этом заявил президент Европейского банка реконструкции и развития Сума Чакрабарти, передает РИА Новости. Глава ЕБРР отметил, что сейчас экономика России «переживает тяжелое время» из-за санкций Запада, а также из-за снижения цен на нефть. Президент банка напомнил: акционеры ЕБРР в июле 2014 года решили заморозить инвестиции в новые проекты в России Читайте также:

из-за осложнения геополитической ситуации. При этом он добавил, что ранее банк инвестировал в различные российские проекты и около 90% вложений были произведены в высококачественные частные проекты.

http://www.bfm.ru/news/322483

0

4

Комитет Госдумы по труду готовит заявление с требованием отставки Алексея Улюкаева

«Это азы, этому в школе учат. И то, что этого не понимает министр экономического развития, значит, надо поправлять», — сказал депутат

В комитете Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов готовят заявление с требованием отставки министра экономического развития Алексея Улюкаева, передает «Интерфакс» слова вице-спикера нижней палаты парламента Андрея Исаева.

«Министр экономического развития господин Улюкаев сегодня заявил, что зарплаты надо на два года заморозить, потому что таким образом он собирается бороться с инфляцией. Я разговаривал с Михаилом Васильевичем Тарасенко, это первый заместитель председателя комитета. Сегодня комитет [Госдумы] по труду и социальной политике примет заявление с требованием об отставке такого министра экономического развития, потому что экономическое развитие невозможно в условиях снижения покупательной способности населения», — сказал он.

Бессмысленно, подчеркнул Исаев, производить товары и услуги, если населению не на что их покупать.

«Это азы, этому в школе учат. И то, что этого не понимает министр экономического развития, значит, надо поправлять», — сказал депутат.

http://www.bfm.ru/news/322515

0

5

МЭР предложило выйти из кризиса через снижение реальных доходов населения

Вчера, 08:04

Владислав Гордеев

http://pics.v7.top.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/4/80/754628595408804.jpg
Здание Минэкономразвития в Москве
Фото: Екатерина Кузьмина/РБК

Ведомство Алексея Улюкаева предложило ограничить реальные доходы населения на время выхода из кризиса, а основным драйвером инвестиций сделать корпоративные прибыли. План предполагает увеличение числа бедных до 13,9%

Минэкономразвития предложило сценарий выхода из кризиса, основные рецепты которого основаны на снижении доходов и покупательной способности населения, пишет «Коммерсант». Издание проанализировало доработанный проект макроэкономического прогноза министерства на 2016–2019 годы, по которому реальные располагаемые доходы населения должны сократиться на 2,8% в 2016 году и на 0,3% в 2017-м.

План, по мнению издания, представляет собой альтернативу предложениям социального блока правительства по перезапуску модели роста 2011–2013 годов, которая была основана «на поддержке внутреннего спроса ростом доходов в бюджетном секторе».

Проект МЭР предполагает ограничение роста зарплат в экономике в 2016–2017 годах с последующей компенсацией в 2018–2019 годах, сокращение реальных пенсий на 4,8% в 2016 году и на 2% в 2017-м с дальнейшей индексацией только по уровню инфляции до 2019 года.

«Это, по расчетам Минэкономики, увеличит число бедных с 13,1% в 2015 году до 13,7% в конце 2017 года, с пиком в 2018 году на уровне 13,9% — и возвращением реальных доходов и числа бедных к показателям 2015 года в 2019 году», — пишет газета.

При этом предполагается, что снижение доходов населения будет сопровождаться ускоряющимся ростом инвестиций с 3,8% в 2017 году до 7,1% в 2019 году — к этому времени они должны достичь уровня 24,1% ВВП. Главным источником инвестиций станут не сбережения населения, а корпоративные прибыли, которые в 2018 году должны вырасти (без девальвационных эффектов) на 12%, а в 2019 году — на 10,8%, отмечает издание.

Рост инвестиций должен произойти также благодаря господдержке «системообразующих и эффективных инвестиционных проектов» и будет сопровождаться «опережающим ростом инвестиций в инновационные сектора экономики». То есть инвестиции будут не только частными, но и государственными из средств Фонда национального благосостояния, отмечает «Коммерсант». Отток капитала в 2019 году, считают авторы прогноза, обнулится.

Прогноз ведомства выполнен в базовом, консервативном и целевом вариантах, причем последний основан на предложениях МЭР Белому дому по экономической политике до 2019 года. Главная цель — 4,5% роста ВВП в 2019 году. Рост ВВП в 2017–2018 годах по целевому сценарию ниже, чем предполагалось — 0,4% (ранее 1%) и 2,9% (ранее 3,3%).

Газета считает, что «в целевом сценарии стагнация 2015–2017 годов де-факто объявлена неизбежной: ощутимый рост может начаться только после президентских выборов 2018 года». Базовый и целевой вариант прогноза были переписаны после заседания правительства 21 апреля: если ранее предполагался умеренный рост среднегодовой цены на нефть до $50 к 2018 году, то в новом варианте она установлена на уровне $40 за баррель.

Как написала газета «Ведомости», 25 мая состоится заседание президиума экономического совета при президенте России, на котором будут обсуждаться источники достижения среднегодовых темпов роста в 4% ВВП в среднесрочной перспективе. На президиуме должен выступить глава МЭР Алексей Улюкаев. Кроме того, ожидаются доклады Столыпинского клуба и Центра стратегических разработок, председателем которого является Алексей Кудрин.
 
http://www.rbc.ru/finances/10/05/2016/5 … m=newsfeed

0

6

Спикер Госдумы допустил сокращение зарплат бюджетникам

Спикер Госдумы Сергей Нарышкин допустил возможность сокращения зарплат в бюджетном секторе, отметив, что депутаты, скорее всего, будут против. Об этом он заявил журналистам, передает «РИА Новости».

«Что касается ограничения зарплаты в системе государственной и муниципальной службы, я, собственно, это допускаю, но наверняка депутаты будут возражать против ограничения, замораживания, тем более уменьшения зарплат в бюджетном секторе», — заявил Нарышкин.

При этом зарплаты в частном секторе находятся «не в компетенции Минэкономразвития», добавил спикер, а регулируются самими предприятиями.

Ограничить реальные доходы населения на время выхода из кризиса предложило Минэкономразвития. Об этом говорится в доработанном проекте макроэкономического прогноза Минэкономразвития на 2016–2019 годы, сообщала газета «Коммерсантъ». Основной рецепт, который предложили в ведомстве, — это снижение доходов и покупательной способности населения. Реальные располагаемые доходы населения должны сократиться на 2,8% в 2016 году и на 0,3% в 2017-м.

Ведомство предложило ограничить рост зарплат в экономике в 2016 и 2017 годах и сократить реальные пенсии — на 4,8% в 2016 году и на 2% в 2017-м.

http://www.rbc.ru/rbcfreenews/5731930a9 … m=newsfeed

0

7

В Госдуме поправили заявление Исаева о требовании отставки Улюкаева

Вчера, 18:11

Антон Фейнберг

http://pics.v7.top.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/2/76/754628923053762.jpg
Глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев
Фото: Станислав Красильников/ТАСС

Вице-спикер Госдумы Андрей Исаев заявил, что комитет по труду готовит заявление с требованием отправить в отставку Алексея Улюкаева. Однако глава думского комитета Ольга Баталина его слова опровергла

Комитет Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов не обсуждал заявление об отставке главы Минэкономразвития Алексея Улюкаева, заявила глава комитета Ольга Баталина. Таким образом она ответила на слова вице-спикера нижней палаты парламента Андрея Исаева, который и сообщил о готовящемся заявлении.

«Этот вопрос в комитете не обсуждался, и комитет таких заявлений не готовит», — цитирует Баталину «Интерфакс».

О готовящемся выступлении комитета по вопросу отставки Улюкаева Исаев рассказал на встрече с жителями поселка Малая Пурга под Ижевском.

«Министр экономического развития господин Улюкаев сегодня заявил, что зарплаты надо на два года заморозить, потому что таким образом он собирается бороться с инфляцией. Я разговаривал с Михаилом Васильевичем Тарасенко, это первый заместитель председателя комитета. Сегодня комитет по труду и социальной политике примет заявление с требованием об отставке такого министра экономического развития, потому что экономическое развитие невозможно в условиях снижения покупательской способности населения», — сказал Исаев (цитата по «Интерфаксу»).

«Бессмысленно производить товары и услуги, если их не на что покупать. Это азы, этому в школе учат. И то, что этого не понимает министр экономического развития, значит, надо поправлять», — добавил он.

Минэкономразвития в доработанном проекте макроэкономического прогноза на 2016–2019 годы в качестве одного из вариантов предложило ограничить рост зарплат в экономике до 2019 года с целью добиться роста ВВП на 4,5%. На этот сценарий в понедельник обратила внимание газета «Коммерсантъ». Предложенные меры, как считают в министерстве, «увеличат число бедных с 13,1% в 2015 году до 13,7% в конце 2017 года с пиком в 2018 году на уровне 13,9% и возвращением реальных доходов и числа бедных к показателям 2015 года в 2019 году». При этом главным источником инвестиций, согласно сценарию Минэкономразвития, станут не сбережения населения, а корпоративные прибыли, которые в 2018 году должны вырасти на 12%, а в 2019-м — на 10,8%.

Комментируя публикацию в «Коммерсанте», пресс-секретарь президента Дмитрий Песков заявил, что инициатива Минэкономразвития — лишь «одно из предложений» и что власти продолжают «поиски точек роста российской экономики».

http://www.rbc.ru/politics/10/05/2016/5 … ?from=main

0

8

http://www.dw.com/image/0,,19247283_403,00.jpg

Дата 10.05.2016

Автор Сергей Елкин

http://dw.com/p/1Il6N

0

9

Комментарий: Урезание зарплат экономике России не поможет

Минэкономразвития РФ демонстративно ставит крест на индивидуальном потреблении россиян и чрезмерно уповает на государственную мобилизацию инвестиций, считает Андрей Гурков.

http://www.dw.com/image/0,,17511905_303,00.jpg

В России явно набирает силу дискуссия о путях выхода страны из экономического кризиса - что хорошо. Хотя начинать надо было намного раньше. Смысл всякой подобной дискуссии состоит в том, чтобы разрабатывались и обсуждались самые разные варианты решения проблемы, в том числе и спорные. Один из них, представленный министерством экономического развития РФ и рассчитанный на период до 2019 года, сразу же вызвал широкий общественный резонанс.

Предложение "временно потуже затянуть пояса"

Ведомство Алексея Улюкаева предлагает "перераспределение ресурсов компаний в сторону инвестиционных расходов, в том числе и за счет временного (на ближайшие годы) ограничения расходов на оплату труда с последующим компенсационным ростом".

Это - классическое предложение "временно потуже затянуть пояса". Оно подразумевает, что россияне в ближайшие два года должны смириться с медленным ростом доходов, что в условиях все еще высокой инфляции фактически будет означать дальнейшее сокращение их покупательной способности. В документе прямо говорится о "сдерживании потребительского спроса".

http://www.dw.com/image/0,,18419997_404,00.jpg
Андрей Гурков

Понятно, что такое предложение не будет популярным в народе. Но неужели кто-то всерьез ожидал, что выход из нынешнего кризиса окажется безболезненным? Настало время платить за прошлые ошибки: за затянувшуюся нефтяную зависимость, за монополизм и коррупцию в экономике, за испорченный инвестиционный климат, за Крым и "проект Новороссия", вызвавшие санкции и контрсанкции.

Так что вопрос не в том, насколько предложенные меры комфортны для населения. Уже не до жиру. Обеспечит ли "целевой вариант" министерства желаемый результат? Вот что надо обсуждать.

Что сразу же бросается в глаза: Минэкономразвития практически демонстративно ставит крест на потребительском рынке, на расходах домашних хозяйств как двигателе экономики. А ведь бум нулевых годов в России обеспечило, наряду со значительным ростом цен на нефть, именно бурное внутреннее потребление. Теперь министерство на него уже не рассчитывает.

Удар по малому и среднему бизнесу

Это странно, ведь такой подход, по сути дела, торпедирует усилия по импортозамещению, ставшему сейчас чуть ли не основной экономической программой России. Предприятиям, взявшимся за выпуск заменителей импортной продукции, нужен растущий или хотя бы стабильный сбыт, иначе они не окупят свои инвестиции. Надеяться на экспорт всех этих продовольственных и промтоварных заменителей в большинстве случаев не приходится, они предназначены главным образом для внутреннего рынка, огороженного от иностранной конкуренции контрсанкциями и низким курсом рубля.

Но если спрос на этом рынке будет сдерживаться государством путем "замедления роста доходов населения", то раскручивающимся фермерам, промышленным и сервисным фирмам будет крайне трудно окрепнуть. Так что предлагаемый министерством вариант особенно больно бьет по и без того слаборазвитому сегменту российской экономики - по малому и среднему бизнесу, поскольку он-то, как правило, целиком и полностью ориентирован в России на внутреннего покупателя.

Стимулирование не спроса, а предложения

Впрочем, сказанное вовсе не означает, что нет никакого иного пути преодоления кризиса, кроме стимулирования внутреннего спроса (такой подход обычно называют кейнсианством, его приверженцами чаще всего являются левые и социал-демократические правительства). Тем более что в данный момент финансовые возможности России для повышения зарплат, пенсий и социальных выплат весьма ограничены. К тому же подобное закачивание денег в экономику, особенно если выбор на рынке сильно сузился из-за антиимпортных мероприятий, ведет к росту инфляции, что заставляет Центробанк держать высокую процентную ставку, лишая бизнес дешевых длинных денег для инвестирования.

Понимая все это, Минэкономразвития решил пойти не по кейнсианскому пути стимулирования спроса, а по рыночно-либеральному пути стимулирования предложения, иначе говоря - производства. Ограничение роста зарплат - это ведь не самоцель.

Командно-административное принуждение к инвестированию

Концепция за этим такова: компании, экономя на оплате трудовых ресурсов, направляют увеличивающуюся прибыль на инвестиции; туда же идут и заметно подешевевшие кредиты, ведь в условиях "сдерживания потребительского спроса" быстро падает инфляция, что дает Центробанку возможность радикально снизить процентные ставки. Так начинается инвестиционный бум, в ходе которого зарплаты вновь начинают расти.

Теоретически подобная программа вполне может иметь успех. Но в конкретных условиях сегодняшней России она, думается, обречена на неудачу. Ведь в ее основе - предположение, что полученную благодаря урезанию зарплат прибыль компании непременно направят на инвестиции (а не, к примеру, в офшоры).

Однако снижения издержек на рабочую силу и дешевых кредитов недостаточно для того, чтобы дать толчок инвестиционному буму. Нужен еще и просто благоприятный инвестиционный климат. А он предполагает демонополизацию бизнеса, твердые правовые гарантии собственникам, решительную борьбу с коррупцией и чиновничьим произволом, свободный доступ к иностранным технологиям и капиталу и много чего другого, чего так не хватает экономической системе, сформировавшейся в России при президенте Владимире Путине.

Думается, что это прекрасно понимает большинство разработчиков программы Минэкономразвития. Но прямо написать об этом они не могут. Поэтому им приходится латать дыры, предлагая половинчатые меры, и уповать на государственную мобилизацию инвестиций в крупные проекты и на повсеместное командно-административное принуждение к инвестированию.

Автор: Андрей Гурков, экономический обозреватель DW

Дата 10.05.2016

Автор Андрей Гурков

http://dw.com/p/1IlCW

0

10

Минэкономразвития предлагает снизить доходы россиян для выхода из кризиса

Реальные распологаемые доходы населения сократятся на 2,8 процента в 2016 году и на 0,3 процента - в 2017, говорится в плане Минэкономразвития. Число бедных в РФ увеличится до 13,9 процента в 2018 году.

http://www.dw.com/image/0,,17511905_303,00.jpg

Министерство экономического развития России предлагает ограничить реальные доходы населения на время выхода из кризиса, сообщает во вторник, 10 мая, газета "Коммерсант" со ссылкой на доработанный проект макроэкономического прогноза министерства на 2016-2019 годы.

План предусматривает, что реальные распологаемые доходы населения сократятся на 2,8 процента в 2016 году и на 0,3 процента - в 2017. Сокращение реальных пенсий будет более жестким: на 4,8 процента в 2016 году и на 2 процента в 2017 году с дальнейшей индексацией только по уровню инфляции 2019 года.

По расчетам Минэкономразвития, это увеличит число бедных в России с 13,1 процента в 2015 году до 13,7 процента в конце 2017 года, с пиком в 2018 году на уровне 13,9 процента. Предполагается, что реальные доходы граждан и число бедных вернутся к показателям 2015 года только в 2019 году.

Переход к росту экономики будет сопровождаться сокращением занятости

При этом предполагается, что снижение доходов населения будет сопровождаться ускоряющимся ростом инвестиций с 3,8 процента в 2017 году до 7,1 процента в 2019 году - к этому времени они должны достичь уровня 24,1 процента ВВП. Главным источником инвестиций должны стать не сбережения граждан, а корпоративные прибыли. По плану, они должны вырасти в 2018 году на 12 процентов, а в 2019 году - на 10,8 процента.

Главный парадокс этого сценария заключается в том, что переход к экономическому росту, оплаченный "голодным" для населения 2017 годом, в расчетах Минэкономразвития сопровождается быстрым сокращением занятости - с 72,7 млн экономически активного населения в 2015 году до 71,5 млн в 2019 году, пишет издание.

По данным "Коммерсанта", доработанный проект макроэкономического прогноза Минэкономики на 2016-2019 годы является альтернативой идеям социального блока правительства по перезапуску модели роста 2011-2013 годов, которая основана на поддержке внутреннего спроса ростом доходов в бюджетном секторе.

Дата 10.05.2016

Автор Ирина Чевтаева

http://dw.com/p/1Ikoi

0

11

Год добровольной бедности

Минэкономики предлагает преодолеть стагнацию экономией на зарплатах

http://im6.kommersant.ru/Issues.photo/DAILY/2016/079T/KMO_085445_03118_1_t218_231924.jpg
Фото: Reuters

10.05.2016

Опубликован доработанный проект макроэкономического прогноза Минэкономики на 2016-2019 годы. В нем ведомство Алексея Улюкаева впервые объявило, как предполагается реализовать целевой сценарий прогноза — с выходом на рост ВВП в 4,5% к 2019 году. Рецепт выхода из рецессии от Минэкономики — ограничение роста зарплат в экономике в 2016-2017 годах с последующей компенсацией в 2018-2019 годах, бурный рост корпоративных прибылей в 2018-2019 годах, инвестиции из ФНБ и бюджета в "системообразующие и эффективные инвестпроекты" и сокращение потребления энергии.

Сценарные условия и основные параметры прогноза социально-экономического развития РФ в 2016 году и на 2017-2019 годы опубликованы Минэкономики. Основные цифры консервативного и базового прогнозов "Ъ" публиковал 4 мая. Интерес в документе представляют данные целевого прогноза и его обоснование — это предложение Минэкономики Белому дому по экономической политике до 2019 года, и, исходя из того что оно уже согласовано правительством 21 апреля "в целом", оно описывает взгляд правительства на его действия до начала 2020 года. Документ может измениться к осени, когда в новую Госдуму попадет исправленный бюджет на этот год и на трехлетку 2017-2019 годов, однако сейчас это теоретическая база для всех бюджетных дискуссий мая-июля 2016 года.

Как и базовый, целевой вариант прогноза после заседания правительства 21 апреля переписан исходя из постоянной среднегодовой цены нефти в $40 за баррель (ранее предполагался умеренный рост цены до $50 к 2018 году). Главную цель — 4,5% роста ВВП в 2019 году — правка не отменила, но рост ВВП в 2017-2018 годах в целевом сценарии все же ниже, чем предполагалось ранее — 0,4% (ранее 1%) и 2,9% (ранее 3,3%). Таким образом, даже в целевом сценарии стагнация 2015-2017 годов де-факто объявлена неизбежной: ощутимый рост может начаться только после президентских выборов 2018 года.

Вероятно, в силу этой неизбежности описанные Минэкономики способы реализации целевого сценария выглядят альтернативой идеям соцблока правительства по перезапуску модели роста 2011-2013 годов, основанной на поддержке внутреннего спроса ростом доходов в бюджетном секторе. Рекомендованная командой министерства сверхжесткость денежно-кредитной политики ЦБ (снижение инфляции монетарными мерами до 6,5% к концу 2016 года и до 4% к концу 2017 года) в прогнозе нужна, по сути, только чтобы смягчить населению продолжение сокращения реальных располагаемых доходов (на 2,8% в 2016 году и на 0,3% в 2017-м). Сокращение реальных пенсий должно быть даже более жестким: 4,8% в 2016 году и 2% в 2017 с дальнейшей индексацией только по уровню инфляции до 2019 года. Это, по расчетам Минэкономики, увеличит число бедных с 13,1% в 2015 году до 13,7% в конце 2017 года, с пиком в 2018 году на уровне 13,9% — и возвращением реальных доходов и числа бедных к показателям 2015 года в 2019 году.

Цель довольно демонстративного затягивания поясов населению — ускоряющийся рост инвестиций с 3,8% в 2017 году до 7,1% в 2019 году, когда они должны достичь уровня 24,1% ВВП. Их источниками в этой схеме будут не столько сбережения населения, сколько корпоративные прибыли. Они, оставаясь в 2017 году на том же уровне, что в 2015-м, в год президентских выборов должны вырасти (без девальвационных эффектов) на 12%, а в 2019 году — на 10,8%. При этом в описательной части прогноза Минэкономики упоминает, что цель будет достигнута не только сдерживанием расходов на потребление и соцобязательства, но и господдержкой "системообразующих и эффективных инвестиционных проектов" и "опережающим ростом инвестиций в инновационные сектора экономики". Инвестиции будут при этом не только частными, из возросших прибылей (Минэкономики считает, что отток капитала в 2019 году обнулится — ранее, напомним, рост ВВП сопровождался в среднем ростом нетто-оттока), но и государственными — из ФНБ.

В описании целевого сценария каких-либо отсылок к бизнес-среде или структурным мерам нет, а в расчетах базового не предполагается каких-либо радикальных изменений в структуре инвестиций до 2019 года. Целевой сценарий предполагает, впрочем, дальнейший рост поддержки несырьевого экспорта и импортозамещения — и ускоренный вывод из экономики энергонеэффективных производств. Он обеспечит снижение энергоемкости промышленности на 2,5% в год — в целевом сценарии Минэкономики энергосектор, действительно, практически не растет.

Сам по себе описанный целевой сценарий — не альтернатива структурным реформам. Так, увеличение пенсионного возраста, изменение структуры расходов федерального бюджета, реформа трудового рынка им не противоречат. Но главный парадокс целевого сценария ведомства Алексея Улюкаева — в том, что переход к экономическому росту, оплаченный "голодным" для населения 2017 годом, в расчетах Минэкономики сопровождается довольно быстрым сокращением занятости (с 72,7 млн экономически активного населения в 2015 году до 71,5 млн в 2019-м) при падающей до докризисных 5,6% (по МОТ) общей безработице.

Сокращение экономической активности населения при промышленном росте и росте производительности труда выглядит чудесным явлением — оно представимо только в случае технологической революции. Русское экономическое чудо, неявно предлагаемое в сценарии к 2019 году, очевидно, должно строиться на ручном управлении модернизацией промышленности — ранее предприниматели не проявляли энтузиазма в массовой закупке высокопроизводительных мощностей.

При этом логика целевого сценария при ограничении тарифов госмонополий резко снижающейся инфляцией диктует объекты поддержки: это средний окологосударственный бизнес — система конструируется в его пользу. Для идей команды Алексея Улюкаева это проблема: крупный бизнес и госкомпании еще в 2009-2010 годах убедительно показали, что при расходовании средств ФНБ, например, они легко переигрывают любой блок министерств, при необходимости образуя политические альянсы и с социальным блоком Белого дома, и с оппонентами либералов из администрации президента (несмотря на то что сценарий Минэкономики вполне согласуется с экономическими идеями помощника президента Андрея Белоусова). Для того же, чтобы рост обеспечили средние хайтек-компании, в любом случае нужен ручной отбор претендентов на "умную" господдержку — с преодолением предсказуемо сильного сопротивления лоббистов инфраструктурных монополий, агрокомплекса и ВПК.

Немаловажно и то, что сценарий ручного управления, предложенный Минэкономики, конечен. В 2020 году, вне зависимости от того, выйдет экономика РФ на уровень роста в 4,5% ВВП в год или нет, госсредства на дальнейшее его стимулирование будут в основном израсходованы.

Дмитрий Бутрин

Газета "Коммерсантъ" №79 от 10.05.2016, стр. 1

http://www.kommersant.ru/doc/2982525

0

12

«Денег нет. Вы держитесь здесь». Медведев ответил на крик души крымских пенсионеров (ВИДЕО)

Во время рабочей поездки Дмитрия Медведева в Крым пенсионерка задала ему вопрос об индексации пенсий. Видео с ответом премьер-министра попало в Интернет

http://cdn.bfm.ru/news/maindocumentphoto/2016/05/24/tass_15802814.jpg
Дмитрий Медведев на одной из улиц Феодосии после посещения картинной галереи имени Ивана Айвазовского в рамках рабочей поездки в Крым. Фото: Дмитрий Астахов/ТАСС

Решение по дополнительной индексации пенсий в 2016 году будет принято после 1 июля по итогам первого полугодия, заявила РИА Новости вице-премьер правительства Ольга Голодец. Она подчеркнула, что социальный блок правительства будет настаивать на индексации по фактической инфляции.

Ранее в Интернете появилось видео, где Дмитрий Медведев, говоря о пенсии с жительницей Феодосии, заявляет, что у государства нет денег. Премьер-министру, окруженному охраной, помощник подает бумаги. Вдруг из толпы, окружившей кольцо секьюрити, доносится вопрос. Женщина, которая находится за кадром, спрашивает главу правительства о том, когда в Крыму произойдет индексация пенсий. «Денег нет. Вы держитесь здесь, вам всего доброго», — заключил свой ответ Дмитрий Медведев.

На видео активно отреагировали пользователи Сети. «А пенсии в Белгороде вы видели?» — написал один из них в комментариях.

Минимальная пенсия в России составляет 6 тысяч рублей. В текущем году пенсии россиян были повышены всего на 4%. Социальный блок правительства настаивал на проведении дополнительной индексации. Накануне председатель комитета Госдумы по бюджету Андрей Макаров сообщил РБК, что вопрос о дополнительной индексации пенсий рассмотрит в октябре новый состав нижней палаты. Решение по ней будет принято еще позже, отметили другие источники.

Правда ли то, что на полуострове ситуация с пенсиями особенная? На этот вопрос Business FM ответил крымский блогер Александр Горный:

Александр Горный
блогер

«Что касается пенсионеров в Крыму, действительно, ситуация у них немного ухудшилась. Это связано с девальвацией рубля, и эквивалент, если мы берем в долларах, конечно, уменьшился. Цены в Крыму на продукты питания выше материковых где-то на 10%, где-то на 20%, где-то — на 30%. В украинские годы, безусловно, уровень пенсионного обеспечения был гораздо ниже: если мы берем долларовый перерасчет, может быть, около 100 долларов, может быть, 150 долларов. Когда Крым перешел в Россию, то от этой ситуации выиграли и пенсионеры, и государственные служащие, уровень зарплат которых вырос в несколько раз. Но с учетом девальвации, которая происходит в стране, инфляции уровень жизни падает не только в Крыму, но и по всей России. И вот реплика Дмитрию Медведеву — это действительно некоторый крик души не только крымских, но и всех российских пенсионеров. Безусловно, пенсионеры не до конца понимают, что ситуация аналогична по всей России. Пенсионеры, как и госслужащие, выиграли материально от этого, но когда они идут на рынок и понимают, что этих денег тоже не хватает, они с возвращением в Россию надеялись, что жизнь все-таки станет немножко получше».

Заместитель председателя cовета министров Крыма Дмитрий Полонский в интервью радио «Говорит Москва» заявил, что в республике нет проблем с пенсиями. «Мы ничем не отличаемся от других регионов. Всегда есть недовольство граждан, всегда хочется, чтобы зарплаты и пенсии были больше, цены меньше. Есть некие объективные сложности. Но никакой особой крымской проблемы по поводу особо низких крымских пенсий не существует», — сказал Полонский. С позицией чиновника не согласен бывший спикер Верховного совета Крыма, первый секретарь крымского республиканского отделения партии «Коммунисты России» Леонид Грач:

Леонид Грач
первый секретарь крымского республиканского отделения партии «Коммунисты России»

«Еще повысились тарифы на все, ввели обложной характер всех этих перерегистраций своего имущества, перезаключения договоров с газовым хозяйством. Еще до сегодняшнего дня масса крымчан стоит в очередях, и она платит за это переоформление счетчиков или любых других показателей. Сегодня мы по ценобразованию на продукты питания не уступаем Москве, и все то, что уже накопилось, социально очень значимое, потому что у человека настроение тогда хорошее, когда есть хлеб, когда есть какая-то копейка. Вчера Дмитрий Медведев побывал в картинной галерее Айвазовского, порядка 300 метров прошелся до музея Грина, и люди стояли, никакая это не встреча была, и люди сразу пошли, что называется, в атаку, что на 8 тысяч рублей прожить невозможно. Я бы сказал, состоялся уже такой «выстрел» социального характера. Я считаю, что ответ Дмитрия Медведева достаточно неуклюжий, пренебрежение. Нужно было и тон разговора сменить, и не репликой отделаться, тем более он и народа-то не видел, он шел в окружении свиты, состоящей из охраны и чиновников. И это еще добавило в Феодосии жару, потому что в городе же еще лежит мертвое промышленное производство, заводы не работают. Все ждали, что приезд Медведева в Феодосию будет посвящен и этой теме».

В Кремле высказывания Медведева комментировать отказались. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков заявил, что вопрос пенсий относится к правительству, которое обладает широчайшими полномочиями, поэтому комментировать работу главы кабинета министров некорректно.

http://www.bfm.ru/news/323709

0

13

Когда россияне заживут, как до кризиса?

Реальные доходы населения, по мнению главы Минтруда Максима Топилина, вернутся к докризисным показателям к концу 2018 года, а по словам замглавы ВЭБа Андрея Клепача — только к 2020-му. Насколько реальны такие прогнозы?

https://cdn.bfm.ru/news/maindocumentphoto/2016/10/17/dohod.jpg
Фото: YAY/ТАСС

Реальные доходы россиян вернутся к докризисному уровню к концу 2018 года. Об этом в эфире канала НТВ заявил министр труда и соцзащиты Максим Топилин. По его словам, речь идет о реальных показателях зарплат и пенсий, рост которых, по мнению министра, начнется в 2017-2018 годах.

В течение трех лет, до 2019 года, доходы россиян восстановятся, уверен Топилин.

Впрочем, пока оснований для таких прогнозов не видно, говорит директор Института актуальной экономики Никита Исаев.

Никита Исаев
директор Института актуальной экономики

«Прогнозы в экономический кризис, когда не проводится никаких структурных экономических реформ и даже каких-либо косметических изменений, дело крайне неблагодарное. За последние 2,5 года этих прогнозов возникает регулярное количество и всегда одно и то же, и ни один из них не выполняется, во всяком случае так называемые оптимистичные прогнозы. Особо активен, конечно, министр экономического развития Алексей Улюкаев, ну и Максим Анатольевич Топилин тоже, как видим, не отстает. Еще в апреле 2015 года он заявлял, что реально располагаемые доходы населения со второй половины 2015 года восстановятся. Но, как видим, они не просто не восстановились, а продолжают активно снижаться, в том числе и в нынешнем 2016 году, когда по первому полугодию они снизились уже на 5%. По этому году восстановление доходов уже невозможно, скорее всего, они упадут более чем на 6%. Ожидать восстановления к 2018 году по прогнозу Топилина тоже считаю нецелесообразным ровно потому, что предпосылок для этого сейчас не существует. Непонятна ни цена на нефть в ближайшее время, непонятны дополнительные санкции. Плюс к этому есть ожидание различных напряжений геополитического и военного свойства, что, естественно, не добавит российской экономике никакого оптимизма. Падает предпринимательская активность, растут налоги и так далее. Иными словами, все, что сейчас происходит, никак не ведет к тому, что доходы будут расти ни в реальном выражении, ни в номинальном выражении даже в рублях с учетом инфляции, которая в стране сейчас существует».

Ранее свой прогноз озвучил замглавы ВЭБа Андрей Клепач. Он заявил, что реальные доходы россиян вернутся к докризисным показателям только к 2020 году. По его словам, темпы роста российской экономики будут отставать от среднемирового уровня до 2020-го «и даже до начала следующего десятилетия».

Прогнозы от главы Минтруда и замглавы ВЭБа комментирует профессор Высшей школы экономики Иван Родионов:

Иван Родионов
профессор кафедры экономики и финансов НИУ ВШЭ

«С учетом источников прогнозов, от которых ситуация не зависит ни в коей мере, эти прогнозы целиком соответствуют анекдоту о ходже Насреддине и осле, когда он подрядился научить осла говорить. Либо тот не доживет, либо этот не доживет. Очевидно, что это абсолютно безответственный прогноз. Уровень жизни — это более важная вещь, чем реальные доходы, и с учетом того, что произошло, уровень жизни упал не менее чем на 20-25%. Говорить о том, что к 2020 году он восстановится, несерьезно, потому что это значит, что экономика должна расти со скоростью 3-4% в год. В ближайшие три года она так расти не будет, это очевидно. С этой точки зрения оба прогноза не имеют под собой никаких оснований. Это желание себя хорошо позиционировать, «помочь» стране, чтобы народ успокоился».

Согласно данным Росстата, в первом полугодии 2016-го число населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума составило более 20 миллионов человек — почти 15% от общего числа жителей страны. По итогам августа реальные доходы упали на 8,3% в годовом выражении, при этом по темпам падения за месяц они достигли максимума более чем за семь лет. Быстрее доходы сокращались только в декабре 2008-го.

https://www.bfm.ru/news/336315

0