S&P описало последствия замедления экономики Китая для России
Вчера, 13:45
Георгий Перемитин
Фото: Валерий Шарифулин/ТАСС
При замедлении экономики КНР вдвое цены на нефть резко упадут, а кредитные рейтинги до 50% эмитентов снизятся. Удар придется на страны-экспортеры — Россию, Австралию и Бразилию, говорится в стресс-тесте Standard & Poor`s
Сценарий стресс-теста, проведенного S&P, предполагает резкое падение объемов инвестиций в китайскую экономику, в результате чего средние темпы прироста ВВП Китая в 2017–2020 годах сократятся до 3,4% в год, что почти вдвое меньше роста китайского ВВП в 2015 году (6,9%). Вслед за замедлением экономики Китая согласно сценарию стресс-теста S&P средняя цена нефти марки Brent в 2017–2020 годах упадет до $30 за баррель, причем в 2017-м стоимость барреля будет колебаться в районе $20. Со снижением цен столкнутся и другие сырьевые рынки, говорится в сообщении рейтингового агентства. Замедление роста вдвое отзовется также 25-процентной девальвацией юаня по отношению к основным мировым валютам.
При таком сценарии сильнее всего пострадают суверенные рейтинги стран-экспортеров, в первую очередь России, Австралии и Бразилии: они сократятся не менее чем на одну позицию (в настоящее время им присвоены «мусорный» BB+ c негативным прогнозом, наивысший AAA и «мусорный» BB с негативным прогнозом соответственно).
Как объясняет S&P, результаты стресс-теста подтвердили, что сектора и эмитенты, наиболее зависимые от Китая и сырья, будут и наиболее чувствительны к стрессовому сценарию. Особенно это касается эмитентов с низким рейтингом.
Результат стресс-теста показал, что в зависимости от региона и отрасли снижение кредитного рейтинга ждет от 16 до 50% эмитентов. Наиболее высокий риск у корпоративных эмитентов Азиатско-Тихоокеанского региона (54% из них столкнутся со снижением рейтингов), практически не отразится замедление Китая на позициях финансовых и страховых корпораций Северной Америки.
S&P отмечает, что в периоды экономического спада, такие как 2002 и 2009 годах, со снижением рейтинга сталкивались около 20% финансовых, промышленных и страховых компаний.
При реализации этого сценария к 2020 году все крупнейшие экономики мира покажут куда меньший кумулятивный рост их реального ВВП по сравнению с базовым сценарием S&P. Для Китая показатель будет на 9,6% ниже, затем следуют Чили (минус 8,4%), Тайвань (минус 7,5%), Южная Корея (минус 6,8%), Малайзия (минус 6,6%) и Гонконг (минус 5,7%). Реальный ВВП в России и Бразилии будет отставать от прогнозируемых в базовом сценарии показателей на 5,5%.
В своем заявлении S&P подчеркивает, что предложенный сценарий стресс-теста не является частью базового и даже негативного сценария, которые рассматриваются рейтинговым агентством в отношении Китая. В то же время S&P указывает на то, что темпы экономического роста Китая и нефтяные цены остаются «ключевыми рисками для кредитоспособности».
Прошлогодний показатель роста ВВП в 6,9% стал для Китая худшим за последние 25 лет. В марте S&P подтвердило долгосрочный суверенный кредитный рейтинг Китая на уровне AA-, однако снизило прогноз со «стабильного» до «негативного».