Bookmark and Share
Page Rank

ПОИСКОВЫЙ ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛ САДОВОДЧЕСКИХ И ДАЧНЫХ ТОВАРИЩЕСТВ "СНЕЖИНКА"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Лукавый праздник: почему у трудящихся не осталось солидарности

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

Лукавый праздник: почему у трудящихся не осталось солидарности

Владислав Иноземцев,
директор Центра исследований постиндустриального общества

Роль Дня труда девальвируется в обществе, где главным активом становится творчество, а левые партии защищают интересы тех, кто не утруждает себя общественно полезной деятельностью

Праздник 1 Мая, несмотря на переимено­вание, сохраняет свою «проле­тарскую» составляющую не только в Рос­сии, но и во многих других странах мира. Однако есть ли что праздновать?

Праздник возник, когда во всем мире торжествовало индустриальное общество, когда рабочий день продолжался по 12–14 часов, а если пролетарии поднимались на протест, то против них применялось оружие. В том обществе существовало неразрешимое противоречие между буржуа и рабочими: они были нужны друг другу, но при этом претендовали на возможно большую часть добавленной стоимости. В те годы казалось, что буржуазия богатеет на производстве оружия, контролирует национальные правительства и стремится к агрессии и войне, тогда как рабочие, которым «нечего терять, кроме своих цепей», — по определению интернационалисты, готовые объединиться ради мировой революции.

Сегодняшний мир радикально изменился — настолько, что само упоминание о Дне международной солидарности трудящихся выглядит странным.

Несуществующая солидарность?

Начнем с самого главного — с солидарности. За столетие глобализация про­делала с международным рабочим движением злую шутку. Оказалось, что в начале XXI столетия если какой класс и выступает сторонником единого и «плоского» мира, то это высшие элиты общества, те, кто владеет или управляет крупными транснациональными корпорациями. Предприниматели, в прошлом казавшиеся консерваторами-националистами, превратились в тех, кто менее всего готов признавать границы и оперировать в пределах «своих» государств.

В то же время трудящиеся, добившиеся, впрочем, существенных успехов в борьбе за свои права, оказались махровыми националистами. Мне никогда не забыть своего выступления во французском Фонде Габриэля Пери, когда я посмел позитивно отозваться о введении евро, ведь одним из его главных последствий стало выравнивание уровня экономического развития северных и южных стран ЕС, снижение доли безработных в экономически активном населении Испании с 24% в 1994 году до 8% в 2005-м. Собравшиеся там французские коммунисты смотрели на тему иначе: наметившийся переток производств в Испанию угрожал интересам местных рабочих.

Разве левые силы проталкивали в европейских структурах «директиву Болкестайна», либерализовавшую европейский рынок услуг? Нет, это делали ультралибералы, хотя борьба за единые стандарты не могла не считаться частью пресловутой «солидарности трудящихся». Я не говорю про российских коммунистов, которые не испытывают никакого классового влечения в отношении гастарбайтеров из бывших советских республик. Конечно, левые во всех раз­витых государствах готовы бесконечно выступать в поддержку угнетаемых жите­лей гло­бальной периферии, но менее всего желают они встретиться с ними на рынке труда в собственных странах. Иначе говоря, ни о какой «солидарности трудящихся» речи, по-моему, давно уже не идет.

Индивидуальная экономика

Да и сами трудящиеся сегодня совсем уже не те. Я даже не буду упоминать, что непосредственно занятыми в материальном производстве можно считать от 8 до 14% экономически активного населения развитых стран (это не столь важно, так как многие работ­ники сферы услуг сегодня трудятся никак не меньше пролетариев прежних лет). Проблема в том, что коллективные действия обесцениваются самим существом современной индивидуализированной экономики.

Успехи борьбы пролетариев за свои права были заметны в развитых странах с начала ХХ века по середину 1970-х годов. В США, например, за этот период доля национального богатства, которой владел самый богатый 1% граждан страны, сократилась с 41 до 17,8%. Однако в последние 40 лет облик современных экономик определяется масштабами скрытого в них творческого потенциала, а не способностью настаивать на выполнении своих финансовых требований.

Более 80% тех, кто входит в число 1% американцев с самыми высокими еже­годными доходами, — вовсе не капиталисты и не рабочие: они зарабатывают сами как программисты, ученые, адвокаты, врачи, дизайнеры, боксеры, эстрадные исполнители и т.д. Залог их успеха — индивидуальные достиже­ния, а не способность к массовым акциям. Именно там, где такой индивидуализм допускается и даже приветствуется, возникают наиболее эффективные производства и проявляет себя технологический прогресс. И поэтому роль Дня труда девальвируется в обществе, где главным активом становится творчество. Более того, оказывается, именно работники, предлагающие рынку уникальные способности, могут зарабатыв­ать больше, даже если они к этому не слишком стремятся. Я был бы рад ошибиться, но представляется, что потенциал для коллективной защиты интересов индустриального и сервисного пролетариата в нынешних условиях практически исчерпан.

Кто не работает, тот не ест?

В современном мире нельзя также не замечать нарастания разрыва между «интересами трудящихся» и левым движением в целом. В конце XIX века — в те годы, когда конгресс II Интернационала учреждал Первомай, — принципом социализма считалась формула «Кто не работает — тот не ест». Однако в современных условиях складывается впечатление, что своей задачей левые силы считают «социальную» поддержку тех, кто не утруждает себя общественно полезной деятельностью. В той же Франции с 1988 года практикуются выплаты так называемого RMI (revenue minimum d’insertion)  — пособия в размере Є454/месяц на человека, которое может получить любой житель Франции (причем не только гражданин, но и легально проживающий в стране не менее пяти лет иностранец), достигший 25-летнего возраста либо имеющий детей. В 2013 году в самой Франции и ее заморских департаментах его получали 1,55 млн человек. «Антикапиталистические» движения сегодня все активнее защищают интересы нетрудящихся — пусть и не капи­талистов, но людей, в значительной мере паразитирующих на труде других. И так как в основном на первомайские мероприятия во многих странах граждан выводят в первую очередь левые силы, вопрос о том, какие трудящиеся отмечают в этот день свой праздник, вряд ли имеет однозначный ответ.

Особенная страна

Россия и тут выглядит совершенно особенной страной. В значительной степени она остается обществом, которому очень далеко до современной постиндустриальной трансформации; где инициативность и интеллект ценятся, быть может, даже ниже, чем в Европе столетней давности; где основные состояния сделаны случайными людьми, которые обязаны ими близостью к представителям государственной власти; где, наконец, неравенство намного выше, чем в благополучных странах Западной Европы.

В таких условиях не­возможно не ожидать в стране консолидированной левой оппозиции (а скорее левоцентристского правительства); массового профсоюзного (а в случае необходимости и забастовочного) движения; периодических жестких конфликтов между трудящимися и властью. Ничего подобного, однако, в нашей стране не наблюдается. Влиятельной социал-демократической партии (о фикциях типа КПРФ или «Справедливой России» я не говорю) в постсоветской России так и не сложилось. Официальные проф­союзы, руководимые своим нынешним лидером без малого четверть века, выглядят скорее «школой соглашательства», чем «школой коммунизма». И если в большинстве развитых стран первомайские торжества и лозунги вы­глядят все более оторванными от реальных жизненных задач, то в России они кажутся невероятно лукавыми и неискренними, даже более, чем политическая жизнь страны в целом.

Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.

http://www.rbc.ru/opinions/society/29/04/2016/5722f5549a7947538d0be0cd?from=typeindex/opinion

0

2

Политический отдых: как праздники помогают власти объединять народ

Алексей Левинсон,
Руководитель отдела социокультурных исследований Левада-Центра

Любовь Борусяк,
Доцент департамента интегрированных коммуникаций НИУ ВШЭ

Общие ритуалы в День Победы, Первомай и на Пасху помогают самым разным людям осознать свою близость. Государство не упускает случая вмешаться в этот процесс

Три праздника — Пасха, Первомай и День Победы в этом году соседствуют в календаре, что позволяет увидеть их сходства и различия. Все три осознаются как праздники весны в символическом смысле. Подобные праздники известны почти у всех народов нашего полушария, и везде они знаменуют торжество света над тьмой, жизни над смертью. Этот мотив отчетливо звучит и в христианском понимании Пасхи и в привычном нам восприятии Дня Победы. В советскую эпоху подобное отношение переносилось и на 1 Мая, которое называли красной Пасхой. Поэтому у всех трех праздников есть устойчивый общий фоновый смысл жизнеутверждения. Он, как показывают опросы, сохраняется. Изменения касаются более конкретных смыслов каждого из праздников, присущих им ритуалов. Например, в этом году три четверти населения не собирались соблюдать Великий пост. По сравнению с концом 1990-х годов характер предпасхальных хлопот изменился: печь куличи и готовить творожную пасху стали в полтора раза реже, покупать куличи — в два раза чаще. Красить яйца за последние 15 лет стали реже, хотя это и осталось самым главным из массово соблюдаемых пасхальных обрядов. Это собирались делать 54% молодых людей и 74% пожилых. Праздник имеет преимущественно домашний и семейный характер. Пойти ко всенощной собирались всего 4% молодых и 11% пожилых, больше оказалось готовых поехать на кладбище — 10 и 27%, еще больше — принимать дома гостей — 20 и 24%, идти в гости — 34 и 20% соответственно.

Первомай-2016 собирались праздновать 58% молодых россиян и 50% пожилых, но при этом для половины празднующих пожилых это по-прежнему «международный день солидарности трудящихся», а для молодых такое значение несущественно (13%). Новая трактовка «праздник весны и труда» принята всеми одинаково (около 60%). Для трети пожилых это означает весенний труд на даче или приусадебном участке. Среди молодых к этому склонить удается лишь 9%. В целом с конца 1990-х годов этот вид майского времяпрепровождения утратил популярность на треть, а вот «возможность выехать на природу» стали ценить на треть больше.

Конечно, главным из майских праздников остается День Победы. Он не теряет, а скорее укрепляет статус священного дня. Характерно для нынешнего состояния общества, что значение этого праздника почти одинаково для мужчин и женщин, молодых и пожилых. Его собираются праздновать две трети рабочих и две трети специалистов. Как неоднократно отмечали социологи, среди политических празднеств этот праздник играет роль главного и, по сути, единственного символического интегратора в современном российском обществе. Он всегда опирался на переживание славного прошлого, но в последние два года оно трансформируется в осознание нашей военной мощи и славы в настоящем.

Праздники весны из года в год активно обсуждаются в интернете, поскольку два из них, Пасха и День Победы, для общества действительно важны. Вокруг них сложились ритуалы, в том числе интернет-ритуалы, которые принято соблюдать. Третий праздник — 1 Мая, который на этот раз совпал с главным религиозным, ушел в тень. В прежние годы весь ритуал заключался в том, чтобы поехать за город на шашлыки, обязательно поделившись фотографиями этого выезда на весеннюю природу с друзьями в соцсетях. Праздник 1 Мая, который в советское время называли днем весны и труда, давно утратил свою связь с трудом. Его даже трудно называть праздником весны; это переход от весны к лету, праздник дружной семьи или узкого круга друзей. Но сотни тысяч похожих фотографий, одновременно появляющихся в Сети, символически объединяют эти семейно-дружеские праздники в общий, создают картину виртуального единства общества. В первомайских акциях левых сил до последнего времени принимали участие незначительное число россиян, государство на время почти забыло об этом советском празднике. Но недавно вспомнило, и в этом году в сетях можно найти информацию о том, как на первомайские мероприятия директивно собирают бюджетников: какое-то количество от школы, больницы и пр. Чаще всего об этом пишут анонимно, боясь неприятных последствий, но практически всегда сообщают, что как это ни противно (хотелось на дачу на шашлыки), но идти придется. Почти нет тех, кто от этого отказался.

Поскольку в этом году 1 мая отмечается православная Пасха, то первомайских фотографий с пикников на природе меньше обычного. Если главные герои Первомая это мужчины, жарящие шашлык, то религиозные праздники «отмечают» в интернете преимущественно женщины, особенно Пасху, подготовка к которой требует больших кулинарных усилий. Примерно за неделю до праздника на интернет-форумах начинается активный обмен рецептами куличей и творожных пасх. Это во многом ритуал, поскольку одни и те же участники форумов делятся своими рецептами из года в год. Тем не менее обмен опытом повторяется, а потом сосцсети и форумы наполняются фотографиями крашеных яиц и куличей. Необходимость демонстрировать свои достижения в Сети заставляет постараться, чтобы результат был особенно ярким. Только на специализированных православных форумах и сообществах, а также среди особо верующих разговор о приближающемся празднике как-то связан с его религиозной темой. В основном обсуждаются ритуалы, которые в день праздника завершаются всеобщими поздравлениями. Гораздо меньше, чем кулинарной части, уделяется внимания обсуждениям праздничной службы и крестного хода, схождения благодатного огня.

Что касается Дня Победы, то ни один другой праздник, даже Новый год, не вызывает столько публикаций в интернете. На первый взгляд, в этот день происходит примирение непримиримых все остальное время года политических противников: ленты соцсетей полны фотографий воевавших дедов и прадедов, бабушек и прабабушек, рассказами об их подвигах. Здесь и гордость за свою семью, за ее роль в Победе, здесь и символика связи поколений и способ передать свой патриотизм. Причем слово «патриот», вокруг которого все остальное время идут ожесточенные политические споры, на короткое время перестает быть основой для раздора, несет для всех позитивный смысл (хотя и принципиально разный). Но как только от прошлого возвращаются к настоящему, видимость единства сразу исчезает. В частности, символическим объектом размежевания стали георгиевские ленточки, которые сторонники режима не только носят в реале, но и прикрепляют к своим фотографиям в сетях, что должно символизировать как их гордость за великую Победу, так и готовность противостоять нынешним врагам российского государства и в этом смысле лояльность режиму. Именно это, переосмысление героизма в лояльность режиму, в милитаризм, инкриминируют ленточкам как символу их противники.

После прошлого, юбилейного праздника Победы, который впервые длился почти целый год, сейчас празднования на государственном уровне не столь масштабны. Но зато этот праздник все больше коммерциализируется. В интернет-магазинах появилось огромное количество одежды и разного рода аксессуаров для празднования. В частности, всего за 950 руб. можно приобрести «костюм Победы для младенцев», о котором написано следующее: «Костюм (слип и пилотка) для детей от 0 до 8 месяцев из мягкого хлопкового трикотажа с настоящими армейскими золотистыми пуговицами, со звездой и красной звездочкой на пилотке. Пилотка пошита по образцу времен войны и хорошо смотрится на голове».

Три праздника за короткое время, три разных символических смысла, но все они по-своему символизируют новую сплоченность народа. Этот интегративный потенциал праздников, как не раз уже бывало, стремится поставить себе на службу и государство. Вновь прибирают к рукам Первомай, который было ушел от демонстрации сплоченности вокруг партии. День Победы все больше перестает быть праздником «со слезами на глазах» и тем больше становится праздником торжества военной силы государства. Государственное измерение все более приобретает и православная Пасха, недаром и в массмедиа и в интернете отмечают участие в пасхальных торжествах главных лиц государства.

Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.

http://www.rbc.ru/opinions/society/06/0 … m=newsfeed

0