Bookmark and Share
Page Rank

ПОИСКОВЫЙ ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛ САДОВОДЧЕСКИХ И ДАЧНЫХ ТОВАРИЩЕСТВ "СНЕЖИНКА"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » ПОИСКОВЫЙ ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛ САДОВОДЧЕСКИХ И ДАЧНЫХ ТОВАРИЩЕСТВ "СНЕЖИНКА" » ЦЕЛИЛИСЬ В КОММУНИЗМ, А ПОПАЛИ В РОССИЮ ... » Минфин подготовил проект пенсионной реформы из шести пунктов


Минфин подготовил проект пенсионной реформы из шести пунктов

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

Минфин подготовил проект пенсионной реформы из шести пунктов

Вчера, 03:19

Артем Филипенок

http://pics.v7.top.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/6/59/754618307575596.jpg
Фото: Lori

Министерство финансов подготовило план реформирования пенсионной системы, который предусматривает повышение пенсионного возраста и отмену выплат работающим пенсионерам

Министерство финансов направило в Минтруд план пенсионной реформы, составленный после февральского совещания у премьер-министра Дмитрия Медведева, сообщает газета «Ведомости».

Документ состоит из шести пунктов, и некоторые из них звучат не впервые. В частности, Минфин предлагает уравнять пенсионный возраст мужчин и женщин на уровне 65 лет, повышая его с шагом 6–12 месяцев в год. Проект также предусматривает отказ от выплаты пенсии или хотя бы ее фиксированной части работающим пенсионерам.

Помимо этого, Минфин предлагает не платить досрочные пенсии тем, кто имеет на них право в связи с работой на вредных и опасных производствах и продолжает там трудиться. Эта категория составляет более 50% всех «досрочников», отмечает ведомство. Досрочникам-бюджетникам (педагогическим, медицинским, творческим работникам) Минфин предлагает повышать стаж, необходимый для установления досрочной пенсии, по году в год до тех пор, пока он не совпадет с общеустановленным пенсионным возрастом.

Еще одно предложение – установить единый тариф социального страхования и взимать взнос в Пенсионный фонд не с зарплат до определенного предела, а со всей зарплаты. Фактически Минфин «предлагает тихо повысить налоги и понизить социальные обязательства», пишут «Ведомости» со ссылкой на слова источника в аппарате правительства. Проект пенсионной реформы также предусматривает сокращение индексации пенсий на 2017 г., но насколько – в нем не уточняется.

В проект также вошло предложение отменить обязательности накопительного компонента и перевести его из системы обязательного пенсионного страхования в квазидобровольное, одновременно внедрив стимулы для добровольности накоплений. Подробности Минфин вместе с ЦБ изложил в презентации, которая была направлена отдельным чиновникам Белого дома и администрации Кремля. Как сообщил 27 апреля «Коммерсантъ», ЦБ и Минфин предлагают наделить граждан правами собственности на их пенсионные накопления и возможностью потратить их до пенсионного возраста. Согласно этой задумке, граждане будут платить накопительные взносы с зарплат в размере от 0 до 6%. Накопительную часть предлагается переименовать в «индивидуальный пенсионный капитал», в который войдет и все прежде накопленное, пишут «Ведомости».

Перейти на добровольный принцип накопительных взносов Минфин предлагает с 2019 года. Сроки внедрения других инициатив в документе не уточняются.

Как сообщила газете пресс-секретарь Медведева Наталья Тимакова, пока предложения Минфина и ЦБ на уровне правительства не обсуждались. Но федеральный чиновник рассказал, что они обсуждались на совещаниях и у первого вице-премьера Игоря Шувалова, и у Дмитрия Медведева. По его словам, предложения Минфина по тарифу страховых взносов и индексации пенсий вызвали резкое сопротивление у социального блока правительства, хотя на реформу досрочных пенсий он согласен. Реформирование пенсионной системы в целом обсуждается вне контекста осенних выборов в Госдуму, но принципиальная смена парадигмы возможна только после 2018 года, отметил федеральный чиновник.

Власти начали обсуждать повышение пенсионного возраста россиян на фоне разработки первого антикризисного плана в 2015 году. Как писал РБК, в проект антикризисного плана на 2016 год изначально был включен пункт о подготовке предложений о возможных сроках и темпах повышения пенсионного возраста. Однако после доработки документа предложения о повышении пенсионного возраста из него пропали.

В декабре президент России Владимир Путин заявил, что решение о повышении пенсионного возраста «должно быть принято своевременно». При этом он отметил, что всячески сопротивляется повышению пенсионного возраста.

Глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев в марте заявил, что будет разумно объявить о реформе после завершения выборов в Госдуму, то есть в конце 2016 года. Базовое предложение, говорил он, установить равный пенсионный возраст в 63 года для женщин и мужчин. «Еще один вариант — оставить разрыв в пять лет и поднять до уровня 60 и 65 лет соответственно. С моей точки зрения, это менее рационально», — говорил Улюкаев.

Минфин еще в начале 2015 года также предлагал постепенно повышать пенсионный возраст таким образом, чтобы в конце концов он достиг 63 лет и для мужчин, и для женщин. Но позднее ведомство скорректировало позицию и заявило о необходимости увеличивать пенсионный возраст до 65 лет для мужчин и женщин.

http://www.rbc.ru/economics/28/04/2016/ … 092b0e8382

0

2

На покой в 65: как Минфин предлагает реформировать пенсионную систему

Вчера, 20:47

Екатерина Метелица

http://pics.v7.top.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/8/01/754618650015018.jpg
Фото: Екатерина Кузьмина/РБК

Минфин предлагает реформировать пенсионную систему, в том числе повысив пенсионный возраст и снизив ежегодную индексацию. Экономисты и участники рынка считают, что снижать нагрузку на ПФР необходимо, но вряд ли эти решения будут приняты до выборов

Минфин предлагает в очередной раз реформировать пенсионную систему. Письмо со своими предложениями (есть у РБК) Минфин отправил в Минтруд, которое переправило их в правительство, исполняя поручение Дмитрия Медведева от 18 февраля 2016 года. Текста поручения нет в публичном доступе.

В списке Минфина шесть новаций.

Ведомство предлагает повысить пенсионный возраст до 65 лет у мужчин и женщин. Сейчас мужчины могут выходить на пенсию в 60 лет, а женщины — в 55 лет. Минфин хочет проводить повышение постепенно — по 6–12 месяцев в год. По мнению ведомства, в пользу увеличения пенсионного возраста говорит множество экономических, социальных и демографических факторов. В частности, эта необходимость вызвана тем, объясняет Минфин, что средняя ожидаемая продолжительность жизни только с 1995 года выросла на 5,2 года для женщин и на семь лет — для мужчин. Действующий пенсионный возраст в России был установлен в 1932 году. Женщины в России в среднем живут 77,2 года, в Европе — 80,9 года, но на пенсию при этом выходят в 63 года, а не в 55, как у нас.

Второе предложение Минфина: не выплачивать пенсию работающим пенсионерам — и тем, кто имеет обычную работу, и тем, кто занят на вредном производстве, а значит, имеет право на досрочную пенсию. Сейчас более половины граждан после назначения досрочной пенсии продолжают работать, а соответственно, страховой случай, связанный с досрочной утратой трудоспособности из-за воздействия вредных и опасных условий труда, не наступает, указывает Минфин. В октябре 2015 года Пенсионный фонд оценивал численность работающих пенсионеров в 14 млн человек — работал примерно каждый третий. Пенсионный фонд сообщал, что в 2016 году расходы на выплату досрочных пенсий врачам составят 94,69 млрд руб. По оценке директора Института труда и страхования РАНХиГС Александра Сафонова, на все категории «досрочников» ежегодно расходуется примерно треть от общих расходов бюджета Пенсионного фонда.

Учителям, медикам и творческим работникам Минфин предлагает постепенно увеличить требования к стажу, который необходим для выхода на досрочную пенсию. Конкретных цифр Минфин не называет.

Четвертая мера, которую предлагает Минфин, — это снижение ежегодной индексации пенсий. Макроэкономическая ситуация вынуждает экономить средства бюджета, настаивает министерство. Сейчас правила индексации страховых пенсий (о которых ведет речь Минфин) прописаны в федеральном законе «О страховых пенсиях». Они должны ежегодно увеличиваться с 1 февраля на уровень инфляции за прошедший год, а затем с 1 апреля правительство вправе принять решение о дополнительном увеличении. Расходы Пенсионного фонда на выплату пенсий и пособий в 2016 году запланированы на уровне 6,5 трлн руб. (на 104,2% выше, чем в 2015 году).

Кроме того, Минфин предлагает вернуть единую ставку страховых взносов на обязательное страхование в бюджеты государственных фондов, а также платить взносы в Пенсионный фонд не с зарплат до определенного предела, а с полного объема. Сейчас страховые взносы платятся отдельно в каждый государственный внебюджетный фонд. В 2016 году величина базы для начисления страховых взносов составляет 796 тыс. и 718 тыс. руб. соответственно.

Последняя инициатива Минфина касается реформирования накопительной пенсионной системы. Ведомство предлагает перевести ее из обязательного формата в квазидобровольный. Как ранее писал РБК, разработкой системы, в которую должны отчисляться дополнительные взносы с зарплаты, Минфин занимался совместно с Банком России. Концепция квазидобровольной системы предполагает, что работодатель будет направлять 22% взносов в полном объеме в страховую часть пенсии, а в накопления будут идти дополнительные проценты от зарплаты — от 1 до 6%. В первый год взносы по их плану взиматься не должны, во второй — составить 1%, в третий — 2% и так далее, пока не достигнут 6%. Перечислять взносы будет работодатель, удерживая определенный процент с зарплаты работника (так, к примеру, устроен сбор подоходного налога), рассказывали источники РБК. Граждане смогут отказаться от участия в этой накопительной системе, написав заявление. Кроме того, как писал «Коммерсантъ», ЦБ и Минфин предлагают наделить граждан правами собственности на их пенсионные накопления и возможностью потратить их до пенсионного возраста. Накопительную часть предлагается переименовать в «индивидуальный пенсионный капитал», в который войдет и все прежде накопленное, писали «Ведомости».

Система опустеет

«Мне кажется, что предложения Минфина — это «план Б», подготовленный на тот случай, если будет принято политическое решение полностью ликвидировать накопительную пенсионную систему в ее нынешнем виде», — говорит председатель совета директоров Европейского пенсионного фонда Евгений Якушев. Минфин предлагает фактически сделать копию существующей системы, но в квазидобровольном формате взносов, добавляет он. При этом если разрешить гражданам забирать накопленные средства, то система может быстро опустеть, полагает Якушев. «Например, в Казахстане власти разрешили гражданам забрать пенсионные накопления, если они переезжают в Россию. Многие просто временно регистрировались в РФ и забирали свои деньги. В итоге эту опцию исключили», — рассказывает Якушев.

«Граждане будут выходить из системы, как только поймут, что это можно сделать», — уверен глава крупного негосударственного пенсионного фонда. По его мнению, возможности отчислять дополнительные проценты от зарплаты практически ни у кого нет. «Дополнительная нагрузка будет воспринята негативно, и в знак протеста многие будут выходить из системы», — добавляет он.

Переход на квазидобровольную накопительную систему может привести к ликвидации этого элемента, опасается главный экономист по России и СНГ «Ренессанс Капитала» Олег Кузьмин. По его мнению, нужно всеми силами пытаться сохранить накопительную систему в обязательном формате. Накопительная система не сможет существовать в добровольном формате, уверен советник президента Национальной ассоциации пенсионных фондов Валерий Виноградов. «Люди просто не смогут себе позволить копить дополнительно», — говорит он.

Главная проблема, которую предстоит решить в ближайшее время, — демографическая, говорит главный экономист ФГ «БКС» Владимир Тихомиров. Поэтому повышение пенсионного возраста неизбежно. В ближайшее время на пенсию выйдет многочисленное послевоенное поколение (тогда был всплеск рождаемости), из-за этого число работающих людей будет меньше пенсионеров, а нагрузка на бюджет значительно вырастет, говорит Тихомиров. Большинство предложений Минфина необходимо реализовать, чтобы исправить ситуацию с бюджетом, однако все они являются непопулярными, поэтому, вероятнее всего, их не будут принимать до выборов, говорит Тихомиров. 

http://www.rbc.ru/finances/28/04/2016/5 … rbc_choice

0

3

План Минфина: какие пенсии ожидают россиян

Юлия Финогенова,
профессор РЭА им. Г.В. Плеханова

Главная проблема российской пенсионной системы — хронический дефицит Пенсионного фонда. Как Минфин предлагает ее решить?

Уравнять пенсионный возраст мужчин и женщин на уровне 65 лет

В 2019 году исполнится 100 лет с момента принятия Владимиром Лениным декларации о социальном обеспечении, в которой впервые был озвучен пенсионный возраст 55 лет для женщин и 60 лет — для мужчин. При этом, однако, четко оговаривался необходимый для получения пенсии трудовой стаж (не менее 25 лет для мужчин и не менее 20 лет для женщин). В России до недавнего времени минимальный стаж составлял всего пять лет. Только начиная с 2015 года требуемый стаж начал увеличиваться на один год, чтобы к 2025 году минимальный общий стаж работы для получения пенсии достиг 15 лет.

В России наступил момент, когда пенсионный возраст должен быть скорректирован в соответствии с текущими экономическими и демографическими реалиями. Россия относится к группе стран с быстро стареющим населением — доля граждан старше 65 лет составляет 13%, хотя, конечно, это не самый высокий показатель в мире (в Японии, например, эта доля составляет более 30%). Хуже обстоят дела с соотношением работающего населения, за которое уплачиваются страховые взносы, и количеством пенсионеров. В России сейчас на одного пенсионера приходится 1,3 работника (из расчета тех граждан, за которых в ПФР уплачиваются страховые взносы, а это около 55 млн человек). В сложившихся условиях повышение пенсионного возраста могло бы способствовать снижению нагрузки на государственную пенсионную систему, но необходимо учитывать возможные риски такого шага.

Во-первых, в большинстве зарубежных стран повышение пенсионного возраста происходило постепенно. Так, наиболее оптимальным с точки зрения снижения социальной напряженности является повышение возраста выхода на пенсию с шагом от трех до шести месяцев за год. Повышение с шагом в один год, как это предлагается Минфином, — довольно «болезненная» инициатива. Особенно для людей, которым осталось до пенсии совсем немного.

Во-вторых, существует вероятность увеличения уровня безработных среди молодежи, из-за того что ротация кадров будет замедляться. Принимая во внимание наблюдаемое снижение экономической активности и неутешительные прогнозы по динамике отечественного ВВП, это серьезный риск.

По данным ФОМ (опрос проводился в сентябре 2015 года), люди потенциально готовы к повышению пенсионного возраста — 78% опрошенных сообщили о желании продолжать работу после наступления пенсионного возраста. Но трудоголиков подстерегает следующая инициатива Минфина.

Отказать от выплаты пенсии или хотя бы ее фиксированной части работающим пенсионерам

Численность работающих пенсионеров в России в 2016 году  — 14,2 млн человек, то есть примерно 30%. И это только официальные данные. Если лишить официально работающих пенсионеров права на получение трудовой пенсии по старости, то они начнут искать неофициальную работу. Люди продолжат работать, но снизится размер страховых взносов в ПФР, которые уплачивали за них работодатели. Каковы последствия такого шага? С точки зрения Минфина, экономия на выплате пенсий в размере порядка 190 млрд руб. (учитывая, что средний размер пенсии в РФ в настоящее время 13 132 руб.); с точки зрения пенсионеров — снижение уровня жизни, повышение социальной неопределенности и недовольства.

Минфин часто ссылается на статью 26 (102 Конвенции МОТ), в которой говорится, что «законодательство страны может предусматривать приостановление выдачи пособия лицам, имеющим на него право, но занимающимся какой-либо установленной деятельностью, приносящей доход…», обосновывая возможность сокращения пенсий работающим пенсионерам. Тем не менее Россия до сих пор не ратифицировала эту конвенцию. К слову, в этой же конвенции упомянуто и то, что размер коэффициента замещения трудового дохода пенсией не должен быть менее 40%, а целевой уровень — 60%.

В России на фоне снижения доходов домохозяйств и роста индекса потребительских цен такой шаг, как лишение работающих пенсионеров пенсии, может привести к катастрофическим последствиям.

Разобраться с льготниками

Минфин предлагает не платить досрочные пенсии тем, кто имеет на них право в связи с работой на вредных и опасных производствах и продолжает там трудиться. Досрочникам-бюджетникам (педагогическим, медицинским, творческим работникам) Минфин предлагает повышать стаж, необходимый для установления досрочной пенсии, добавляя постепенно один год к уже имеющемуся, до тех пор пока он не совпадет с общеустановленным пенсионным возрастом.

Предложение не затрагивает многочисленных льготников среди силовых структур, поскольку пенсию им выплачивает Министерство обороны, а не ПФР. Сокращать расходы на оборонку правительство не собирается.

Преобразование системы досрочных пенсий было запланировано еще в «Стратегии развития пенсионной системы РФ до 2030 года», в которой было упомянуто о 30% тех работников, которым назначена досрочная трудовая пенсия в связи с особыми и специальными условиями труда, но выплаты им пенсий осуществляются за счет общих средств ПФР, а не страховых взносов работодателей.

В концепции предлагалось применять дифференцированный подход к разным категориям работников в зависимости от приобретенных ими прав на досрочную трудовую пенсию. Например, тем, кто имеет полный специальный стаж для назначения трудовой досрочной пенсии на вредных производствах, предполагалось сохранять право на досрочные пенсии. Тем же, у кого специальный стаж неполный, — сохранять право на досрочные трудовые пенсии при уплате за них страховых взносов в увеличенном на дополнительный тариф размере. Если у работника вообще нет специального стажа, то такие работники должны иметь право на получение корпоративных (добровольных) пенсий и иные гарантии и компенсации со стороны работодателя.

Логично, что именно работодатели должны не только заботиться о соблюдении принятых норм безопасности, но и о том, чтобы финансово компенсировать потерю здоровья своих работников.

Установить единый тариф социального страхования

Идея введения «потолка» по доходу, с которого уплачивались бы взносы в ПФР, появилась в 2010 году и базировалась на том, что только определенная часть заработка должна быть застрахована, с нее возникают пенсионные обязательства, вытекающие в ограничения по максимальному размеру пенсии в будущем. Через два года после этого из-за снижения страхового тарифа появился 10-процентный взнос с превышения этого «потолка» (его размер в 2016 году составляет 796 тыс. руб. в год). Безусловно, для выполнения в полной мере страховых обязательств перед высокооплачиваемыми категориями граждан тариф взноса должен быть единым. Такой шаг позволит не только увеличить доходы ПФР, но и размер трудовой пенсии в обязательной пенсионной системе для среднего класса российских граждан.

Минфин предлагает взимать 22% отчислений в страховую систему со всей зарплаты работника, а не с первых 66 тыс. руб. в ее структуре, как это происходит сейчас. Отчисления в ПФР уплачивает работодатель, поэтому для него расходы возрастут, а для работника — нет. В этой ситуации для работодателя появляется соблазн официального занижения ФОТ для высокооплачиваемых сотрудников, но здесь на помощь должна прийти Федеральная налоговая служба (ФНС), которую также планируют подключить к процессу сборов страховых взносов.

Установить частную собственность на пенсионные накопления

По данным опроса, проведенного ФОМ осенью 2015 года, на вопрос «Лично вы будете или нет откладывать средства, чтобы иметь прибавку к пенсии?» положительно ответили 20% опрошенных («буду и начну в ближайшее время») и 13% ответили, что уже откладывают. Таким образом, осуществлять самостоятельные сбережения на пенсию были готовы не более 33%. По мировым стандартам это очень маленькая цифра. Люди в России не готовы последовательно копить на пенсию.

Безусловно, положительным моментом в предложениях Минфина является получение частной собственности на пенсионные накопления, но каким образом это право будет реализовано — вопрос законодательно-правовой работы. Очевидно, что обязательные накопления из НПФ забрать будет нельзя, зато не исключено, что можно будет наследовать. Возможно, законодательство разрешит в дальнейшем использовать их как залог на получение кредита хотя бы частично (например, не более 60%). Скорее всего, можно будет забрать ограниченный размер (скажем, не более 20%) на случай возникновения чрезвычайных ситуаций, таких как покрытие расходов на лечение, но только при условии, что взносы производились долго (например, не менее десяти лет).

Стимулом для добровольного участия в новой накопительной системе для граждан с доходом более 60 тыс. руб. в месяц (а их всего 12% от общей численности работников, по данным на апрель 2015 года) могла бы стать прогрессивная шкала налоговых льгот по взносам. Иными словами, чем выше размер выбранного процента отчислений, тем выше размер налоговых льгот по НДФЛ.

Что в итоге?

Целью озвученных Минфином нововведений являлось, во-первых, стремление снизить бюджетные обязательства перед ПФР по выплате накопительных пенсий, во-вторых, попытаться решить давно назревшие проблемы с пенсиями льготников и досрочников (поскольку их выплата также связана с расходованием бюджетных ресурсов) и, наконец, реализовать отдельные направления развития российской пенсионной системы, заложенные в «Стратегии развития пенсионной системы РФ до 2030 года». Задачей последней, помимо всего прочего, является формирование трехуровневой пенсионной системы для групп с разными доходами.

Трехуровневая модель предполагает следующую структуру: первый уровень — трудовая пенсия (государственная пенсия) в рамках государственной (публичной) системы обязательного пенсионного страхования; второй — корпоративная пенсия, право на которую приобретается за счет дополнительных страховых взносов (может быть как добровольной, так и обязательной); третий уровень — частная (добровольная) пенсия, формируемая за счет взносов, производимых физическим лицом в добровольном порядке в специализирующийся на сбережениях финансовый институт (НПФ, страховая компания, банк).

Прогнозируется, что трехуровневая пенсионная система должна обеспечить работнику при страховом (трудовом) стаже не менее 40–45 лет коэффициент замещения около 70% утраченного среднего заработка. Так что предложения Минфина в основном должны заинтересовать именно средне- и высокодоходные категории граждан. Бедным откладывать деньги на пенсию все равно не удастся.

Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.

http://www.rbc.ru/opinions/finances/04/ … m=newsfeed

0


Вы здесь » ПОИСКОВЫЙ ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛ САДОВОДЧЕСКИХ И ДАЧНЫХ ТОВАРИЩЕСТВ "СНЕЖИНКА" » ЦЕЛИЛИСЬ В КОММУНИЗМ, А ПОПАЛИ В РОССИЮ ... » Минфин подготовил проект пенсионной реформы из шести пунктов