Bookmark and Share
Page Rank

ПОИСКОВЫЙ ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛ САДОВОДЧЕСКИХ И ДАЧНЫХ ТОВАРИЩЕСТВ "СНЕЖИНКА"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Место под пальмой: должны ли потребители знать о еде все

Сообщений 1 страница 6 из 6

1

Место под пальмой: должны ли потребители знать о еде все

Андрей Сизов,
Исполнительный директор аналитического центра «СовЭкон»

Одно дело, когда мифы о продуктах питания эксплуатируются бизнесом. И совсем другое, когда мифотворцев начинает поддерживать государство. Потребитель однозначно испугается

На недавней прямой линии президент Владимир Путин высказался о возможности введения акцизов на пальмовое масло или вынесении информации о его использовании в продуктах «крупными буквами» на упаковку. За прямой линией последовали и практические шаги. Министерство сельского хозяйства предложило ввести обязательную маркировку продуктов, содержащих заменитель молочного жира (обращу внимание, что сырьем для них может быть и не обязательно пальмовое масло). При этом надпись должна быть крупной и занимать 30% площади упаковки! Далее правительство получило поручение от президента проработать вопрос введения акциза на пальмовое масло.

Предположу, что с точки зрения значительной части чиновников — тема довольно выигрышная. Здесь и забота о сельском хозяйстве, которое, по словам задавшего вопрос на прямой линии, не выдерживает конкуренции с пальмовым маслом (может быть, вот она — первопричина?), и забота о здоровье нации и качестве продовольствия.

Уверен, что в ближайшее время при проработке этих вопросов мы, как принято, будем слышать не раз отсылки к «международной практике». И, действительно, при желании в ней можно найти примеры, которые могут использоваться для лоббирования решений об ограничениях. Однако суть этих кейсов в другом.

Пальмовое масло или орангутаны

Пальмовое масло — растительное масло №1 в мире по объему потребления. Пытаются ли те или иные страны ограничивать его применение? Действительно, в некоторых случаях — да. Как и власти в развитых странах (например, принявшая в марте этого года соответствующий закон Франция), так и различные общественные организации неоднократно в последние десятилетия высказывались о необходимости сокращения использования пальмового масла, а огромные корпорации вроде Unilever и Pepsico подвергались активной критике за его использование.

Однако речь шла не о вреде самого пальмового масла, критиковались его производители, которые наносили ущерб природе, расширяя плантации, уничтожая леса и сокращая популяцию редких животных, например орангутанов, ставших «лицом» кампании против пальмового масла. Отметим, что крупнейшие производители пальмового масла активно занялись проблемой, внедряя практики экологически устойчивого сельского хозяйства и активно информируя о своих усилиях потребителей. Добавим, что многие критики указывают на то, что во втором они преуспели больше, чем в первом.

Потребители частично успокоились, а FMCG-компании, для которых пальмовое масло важнейший ингредиент, продолжили наращивать его использование. Например, с начала 2000-х годов импорт пальмового масла в США вырос примерно в 6 раз, в ЕС — в 2,5 раза.

Натуральная замена трансжирам

Причина популярности пальмового масла кроется не только в его относительной дешевизне. Все большее количество развитых стран начинает активно ограничивать использование трансжиров (трансизомеров жирных кислот), которые, как показывают многочисленные исследования, являются одной из важных причин сердечно-сосудистых заболеваний. Источником №1 трансжиров для потребителя являются частично гидрогенизированные растительные масла. Гидрогенизация — это насыщение масла атомами водорода, после которого оно из жидкого становится твердым. Полученный ингредиент улучшает структуру многих продуктов, продлевает их срок годности, активно используется в пищевой промышленности. Пальмовое масло, остающееся твердым при комнатной температуре и не содержащее трансжиров, выступает их природным заменителем.

Данные как раз о содержании трансжиров обязательным образом включают в информацию о продукте на этикете, например в США. А в ближайшие несколько лет использование частично гидрогенизированных масел в стране будет полностью запрещено. Ограничивают трансжиры и многие европейские страны. Что касается России, у нас ограничения по использованию трансжиров вступят в силу лишь с 2018 года и по очень небольшому перечню продуктов.

О чем хочет знать потребитель?

Потребитель хочет знать все о том, что у него лежит на тарелке. Есть ли в этом практический смысл? Ответ, на мой взгляд, отрицательный. Во-первых, перечень данных о продукте может быть фактически бесконечен. Это может быть не только состав продукта, содержание белков, углеводов и различных жиров, но и указание используемых агротехнологий — какие использовались корма и стимуляторы роста, сколько использовалось ядохимикатов при выращивании растений (напомню, кстати, что их применение резко падает при выращивании ГМО-культур) и многое другое.

Во-вторых, в 90% случаев потребитель не понимает, как ему трактовать полученную информацию. Какие угрозы мнимы, а какие реальны? Что важно или неважно? Но знать все равно нужно. Наглядный казус, иллюстрирующий тягу потребителя к знаниям при полном неумении ими распорядиться, — результаты опроса американцев об их отношении к обязательной маркировке продуктов, содержащих ДНК, проведенного университетом Оклахомы в 2015 году. 80% респондентов поддержали ее необходимость. С таким же успехом можно было бы требовать обязательной маркировки продуктов, содержащих атомы.

Именно эксплуатируя «священное право потребителя знать», заинтересованные группы могут популяризировать выгодные им идеи о вреде тех или иных продуктов. При этом множество массовых диетических поветрий в России, да и в мире (антиглютен, антипальмовое масло, антисоевые бобы, антиГМО) не имеют никакого научного обоснования. В России же успехи в мифотворчестве особенно сильны, что может выливаться в такие казусы, как наличие информации об отсутствии ГМО на пачках соли и бутылках с водой.

И что делать государству?

Однако одно дело, когда мифы создаются случайно или сознательно и начинают эксплуатироваться бизнесом, указывающим в маркетинговых целях, что, например, мороженое не содержит растительных жиров, а колбаса — соевого белка. Другое дело, когда мифотворцев начинает поддерживать государство, обязывая всех производителей указывать или тем более выделять то, что продукт содержит ингредиент А или Б. Потребитель однозначно испугается.

Роль властей должна быть обратной — тщательная проверка информации, благо инструментов в мире для этого достаточно (например Codex Alimentarius), и возведение барьеров на пути продовольственных мифов. Цель №2 — образование потребителя и создание и популяризация наглядных и научно обоснованных рекомендаций по питанию, благо спрос на них только растет. В русскоязычном сегменте социальных сетей есть множество «гуру» по питанию с аудиторией в сотни тысяч, а то и в миллионы. Их же советы зачастую либо безграмотны, либо просто вредны. Где же блогеры Minzdrav или Rospotrebnadzor?

Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.

http://www.rbc.ru/opinions/society/25/04/2016/571de3e59a7947477f4526c6?from=typeindex/opinion

0

2

Россия увеличила импорт пальмового масла

21.04.2018 17:18

Текст: Тарас Фомченков

Импорт пальмового масла в Россию продолжает расти, следует из статистики Росстата, по которой за период с января по конец февраля его поставки в нашу страну выросли на 36,7 процента по сравнению с тем же периодом 2017 года.

В абсолютном выражении поставки выросли до отметки в 170 тысяч тонн. При этом только в феврале они увеличились на 44,1 процента - до 97 тысяч тонн.

Напомним, в январе-феврале прошлого года поставки пальмового масла наоборот снижались - на 17,4 процента.

Вопрос с поставками пальмового масла приобрел остроту в 2014 году - в связи с его дешевизной и тем фактом, что на фоне введенного эмбарго на поставки продуктов из-за границы многие производители стали его использовать, пытаясь удешевить производство пищевой продукции.

https://rg.ru/2018/04/21/rossiia-uvelic … masla.html

0

3

Ученые рассказали, как жирная еда и пальмовое масло губят организм

05.12.2017 12:59

Текст: Оксана Грибанова

Ученые из Колумбийского университета с помощью нового метода микроскопии, выяснили, как вредные насыщенные жиры, потребляемые в больших количествах, после проникновения в живые клетки организма неминуемо разрушают его, передает Medicalxpress со ссылкой на статью, опубликованную в журнале Proceedings of the National Academy of Science.

Так, насыщенные жирные кислоты, содержащиеся в том числе и в пальмовом масле, присоединяются к составу плазматической мембраны, что провоцирует образование затвердевших участков - жесткие и длинные цепи кислот скрепляют молекулы липидов. Это, в свою очередь, нарушает эластичность мембраны, лишая клетку естественных свойств и разрушая ее работу.

- Проникая в клетки, насыщенные жирные кислоты становятся причиной развития серьезных и часто смертельных заболеваний. Визуализация того, как жирные кислоты влияют на прогрессирование липидного метаболического заболевания, дает нам информацию, необходимую для поиска эффективных способов лечения. Возможно, например, у нас получится блокировать процесс накопления токсичных липидов. Это открытие может значительно повлиять на лечение множества опасных заболеваний (например, сердечно-сосудистых - прим. "РГ"), - говорит профессор Вей Мин.

Он отмечает, что в ходе исследования было подтверждено положительное влияние на организм ненасыщенных жиров, содержащихся, например, в рыбе и оливковом масле.

- Мы обнаружили, что добавление ненасыщенных жирных кислот может "расплавить" островки мембраны, замороженные насыщенными жирными кислотами, - пояснил исследователь.

А это доказывает, что "правильные" жиры могут стать защитным механизмом при некоторых нарушениях липидных процессов.

https://rg.ru/2017/12/05/zhirnaia-eda-i … anizm.html

0

4

Россия резко увеличила импорт пальмового масла

29.01.2019 18:23

Текст: Роман Маркелов

Россия в ноябре 2018 года почти удвоила импорт пальмового масла и его фракций по сравнению с ноябрем 2017 года, следует из данных, опубликованных во вторник Росстатом.

Импорт пальмового масла в ноябре 2018 года составил 124 тысячи тонн. По подсчетам Росстата, это на 84,5 процента выше аналогичного периода 2017 года. По сравнению с октябрем 2018 года рост составил 20,1 процента.

В январе-ноябре 2018 года в РФ импортировано 946 тысяч тонн пальмового масла и его фракций, что на 24,1 процента выше показателей января-ноября 2017 года, следует из данных Росстата.

В 2017 году Россия импортировала 891 тысячу тонн пальмового масла и его фракций. Рост показателя по сравнению с 2016 годом составлял тогда только 0,7 процента.

Пальмовое масло производится из плодов масличной пальмы. В 2016 году оно заняло первое место по производству растительных масел в мире, обогнав соевое, рапсовое и подсолнечное масло. В России пальмовое масло зачастую применяется при создании маргарина, кондитерских жиров, майонезных соусов, а также как заменитель молочного жира. Для пальмового масла характерно высокое содержание насыщенных жиров, вследствие чего Всемирная организация здравоохранения рекомендует сокращать его потребление.

https://rg.ru/2019/01/29/rossiia-rezko- … masla.html

0

5

Ученый заявил, что вещество из пальмового масла вызывает рак

По словам эксперта МГУ, можно снизить количество онкозаболеваний более чем на треть

Глицидиловые эфиры, которые содержатся в техническом пальмовом масле, являются причиной 37% случаев онкозаболеваний, если снизить высокие концентрации вредных веществ в продуктах, заболеваемость раком может уменьшиться на треть, заявил первый заместитель директора Научно-образовательного центра прикладной медицины и пищевой безопасности МГУ имени Ломоносова Дмитрий Еделев.

По его словам, глицидол оказывает канцерогенное действие на органы желудочно-кишечного тракта, печень, кожу, молочные железы, половые органы, щитовидную железу, почки и легкие.

В свою очередь член комитета по бюджету и налогам Государственной думы Евгений Федоров заявил о необходимости срочного пересмотра отношения к вопросам безопасности пищевой продукции, отмечает РИА Новости.

https://www.bfm.ru/news/425245

0

6

Подорожают ли торты и конфеты после повышения НДС на пальмовое масло?

Цена на кондитерские изделия в России за полгода может вырасти на 5-7 %. Дело в том, что пальмовое масло лишилось льготного НДС в 10%, и теперь производителям придется платить налог в 20%

https://cdn.bfm.ru/news/maindocumentphoto/2019/07/26/torty.jpg
Фото: depositphotos.com

Рост НДС на пальмовое масло с 10% до 20% может привести через полгода к подорожанию кондитерских изделий, сообщили «Известиям» в Московской торгово-промышленной палате.

Законопроект о лишении пальмового масла льготного НДС приняла Госдума. Поводом стали многочисленные жалобы покупателей на низкое качество сладостей, в которые добавляют пальмовое масло.

Теперь производителям придется платить НДС в 20%, а это скажется на цене сырья и стоимости конечного продукта, тем более, что пальмовое масло используется везде. Оно настолько дешевое, что проще платить повышенный НДС, чем менять его на сливочное. Комментирует управляющий кондитерской фабрикой «Господарь» Сергей Сурмач.

— Конечно, если будет повышение налога, то неизбежно повышение цен. Кондитерские изделия — это не изделия первой необходимости, поэтому, мне кажется, на продажах это не скажется — кондитерские изделия человек берет для поднятия настроения. Торты, пирожные покупают на какие-то праздники. В принципе, 3-5%, на которые поднимутся цены, наверное, не повлияют на объемы продаж.

— Можно ли найти альтернативу пальмовому маслу?

— Можно найти альтернативу действительно. Вопрос только в том, что эта альтернатива более дорогая. Альтернативой является, конечно, сливочное масло.

— Насколько пальмовое масло опасно? Снижает ли оно качество конфет и тортов?

— Исследования делались различными компаниями, и мнения экспертов разделились. Кто-то говорит, что оно опасно, кто-то говорит, что оно безвредно. Существуют разные виды пальмового масла. Есть пальмовое масло низкого качества, есть пальмовое масло высокого качества, как, в принципе, и сливочное масло. К сожалению, на наш рынок, как правило, попадает пальмовое масло не очень высокого качества, поэтому проще от него в перспективе вообще отказаться.

В Госдуме ожидают, что повышение НДС на пальмовое масло принесет в бюджет около 5 млрд рублей. Эти деньги собираются направить на поддержку отечественных производителей молока.

Также повышение НДС снизит объем некачественных товаров на рынке, а объемы ввоза пальмового масла в Россию уменьшатся. На фоне растущих налогов поставщики действительно поднимут цены, считает заместитель исполнительного директора Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Владимир Ионкин.

Владимир Ионкин
заместитель исполнительного директора Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ)

«Цены на полках зависят от цен у поставщика. Если поставщик поднимет цены на 5-7%, то автоматически торговля поднимает либо на те же 5-7%, либо чуть меньше будут вынуждены поднимать, конечно, потому что сейчас платежеспособный спрос низкий. Маржинальность у производителей торговли тоже низкая, и поэтому любое колебание в ту или иную сторону, естественно, может отразиться на ценах. Однако завышенные цены тоже ставить нельзя. Никто не будет покупать. Понимаете, вот здесь такая проблема — пройти по лезвию».

Льготную ставку НДС на пальмовое масло ввели 15 лет назад. Его используют для приготовления специальных жиров, например, эквивалентов масла какао, жиров для глазури и кондитерских жиров.

https://www.bfm.ru/news/420387

0