Кризис ликвидности: что делать при нехватке денег
Роберт Шер,
Основатель консультационной компании CEO to CEO
Одним из основных «убийц» роста средних компаний является кризис ликвидности. Выживание в условиях спада иногда требует от лидера компании непопулярных мер
В рубрике «Книга» РБК знакомит читателей с новыми нон-фикшн книгами, выходящими в России и мире, публикуя выбранные редакцией отрывки из них. Эта статья — фрагмент из книги Роберта Шера «Сильный средний бизнес: Как справиться с семью основными препятствиями роста», которая вышла в издательстве «Альпина Паблишер».
Как выглядит финансовое благоразумие
Для того чтобы компании, имеющие прибыль и положительный баланс, смогли избежать кризиса ликвидности, им стоит откладывать достаточное количество денег в хорошие годы, чтобы купить себе время на исправление проблем в плохие. Это значит, что вы должны постоянно держать ногу на педали тормоза корпоративных расходов. Сильные механизмы контроля финансов помогают создать сигналы, заставляющие компанию действовать поэтапно, замедляя утечку наличных или прекращая ее на самых ранних стадиях. Такие действия помогут бизнесу избежать неприятностей типа массовых увольнений или отказа от стратегически важных инициатив.
Когда показатели ликвидности компании достаточно хороши и продолжают улучшаться, у нее появляется пространство для маневра. Однако в определенной контрольной точке финансовая дисциплина должна вынуждать руководство отказываться от самых рискованных и забирающих слишком много денег проектов. К сожалению, существует изрядное число компаний, которые не разрабатывают систему таких сигналов. Они верят, что все получится и что победа встретит их за ближайшим углом. Руководствуясь надеждами, они пропускают вторую контрольную точку, а затем и третью. Зачастую деньги у компании заканчиваются на уровне пятого или шестого сигнала. К этому времени варианты действий сужаются, и бизнес оказывается на грани кризиса ликвидности.
Надежда — это не стратегия. Стратегия — это выстраивание пригодных механизмов финансового контроля.
Превратите свой бухгалтерский баланс в крепость
Подумайте о своем бухгалтерском балансе как о наборе дорожных отбойников. Если ваша компания сталкивается с проблемами, имея сильный бухгалтерский баланс, то вполне может замедлить утечку средств путем привлечения краткосрочных банковских кредитов, а затем, если потребуется, — несколько увеличить объемы своей кредиторской задолженности. После этого компания может заняться снижением складских запасов и дебиторской задолженности, потом — воспользоваться денежными резервами и т. д. Однако после преодоления каждого «отбойника» вам стоит немного снижать скорость, поскольку второй раз он уже вам не поможет.
Экономический спад 2008 года стал серьезным тестом для имевшихся у разных бизнесов «отбойников». Казалось, что многие компании находятся в нерискованной и защищенной позиции. Однако когда продажи упали (в ряде случаев на 40% за считаные дни), а банки изменили свою политику в области кредитов на крайне консервативную, сигналы тревоги начали звучать один за другим. Это время было по-настоящему пугающим.
Некоторые компании способны использовать свои «отбойники» для того, чтобы пережить влияние кризиса ликвидности. Но стоит всегда помнить, что эти защитные приспособления — одноразовые. Потому для компаний критически важно быстро перестраивать свою работу после преодоления каждого из них.
Это означает, что вы должны управлять бизнесом внимательным и консервативным образом, пока вновь не начнется приток денежных средств, достаточный для восстановления той несокрушимой крепости, которую должен представлять собой ваш бухгалтерский баланс. Я обнаружил, что управление компанией в подобные времена не самое приятное дело. Я не мог заниматься творческими проектами или завоевывать крупных клиентов (работа с которыми связана с большими рисками). Однако… это жизнь, и порой после кризиса приходится провести какое-то время в реанимации.
Следите за потоком денежных средств
В долгосрочной перспективе единственный надежный способ избежать кризиса ликвидности состоит в том, чтобы зарабатывать деньги, а не терять их. Тем не менее многие компании слишком спокойно относятся к проблеме убытков. Они пытаются найти инвесторов и занять деньги. Такие действия будут помогать им в течение некоторого времени, но не бесконечно. Компании, неспособные зарабатывать, не могут и выживать. Я знаю, что это звучит слишком просто. Потому что так оно и есть.
Цель любого бизнеса проста — снабжать владельцев деньгами. Иногда компания может тратить имеющиеся средства на инвестиции, однако многие успешные генеральные директора настаивают на положительных результатах в каждом квартале. Они не просто надеются получить прибыль, а буквально требуют ее. Они предпринимают агрессивные действия и, если целей не удается достигнуть, урезают расходы или стимулируют рост продаж всеми доступными способами. Они устанавливают показатели по прибыльности и начинают реагировать на возможные проблемы значительно раньше, чем обнаруживается нехватка денег. А когда средства действительно заканчиваются, такие генеральные директора приступают к сокращению расходов, но при этом ведут себя стратегически правильным образом.
Урезайте расходы вдумчиво
На протяжении многих лет компания MBH Architects контролировала показатель использования своих ресурсов — количество часов, реально выставленных в счетах клиентам, в сравнении с общим числом доступных оплачиваемых часов. В период драматического спада экономики, продолжавшегося с 2008 по 2010 год, генеральный директор компании Деннис Хит и один из ее основателей, Джон Макнолти, заблаговременно и часто производили сокращение персонала, стремясь к тому, чтобы значение контрольного показателя не выбивалось за установленные пределы.
Как только это случилось в первый раз, Хит приступил к быстрым действиям. Он начал увольнять людей. Он прекратил выплату бонусов. В августе 2008 года он урезал зарплаты себе и своим партнерам на 50%, а персоналу — на 15–20%. Основатели компании залезли в собственные карманы. Они заблаговременно закрыли несколько региональных офисов и урезали ряд других расходов, чтобы снизить величину постоянных издержек. Владельцы бизнеса и сотрудники сами занимались уборкой помещений. Они даже закрыли один из этажей штаб-квартиры, чтобы сэкономить на коммунальных расходах.
Однако этого было недостаточно. Во вторник 16 декабря 2008 года банк заморозил кредитную линию MBH, оставив компанию без какой-либо возможности выдать персоналу зарплату в пятницу. В тот же день крупнейший клиент MBH, ведущий национальный ретейлер, с которым она сотрудничала в течение 16 лет, остановил работу над всеми совместными проектами, поскольку сам оказался в непростой ситуации. MBH теперь уже просто не могла содержать 113 штатных сотрудников.
В том месяце Хит и Макнолти решили, что им стоит отложить все увольнения на период после Нового года и сообщить команде плохие новости во время рождественских каникул. Владельцы бизнеса и финансовый контролер компании Оли Меллоуз встретились во время каникул, чтобы подготовиться к увольнениям. «Написав имена всех сотрудников на небольших карточках, мы отправились в конференц-зал, — вспоминает Хит. — Мы доставали одну карточку за другой и спрашивали: «Он нам нужен? С кем из этих людей мы хотим перестраивать компанию?» Мы могли позволить себе оставить не более 50 человек, только лучших из лучших. Даже при самом скверном сценарии у нас имелось несколько проектов, которые мы считали достаточно стабильными. С их помощью мы могли загрузить 50 человек и заработать денег на покрытие своих ежемесячных расходов».
Лучший способ избежать платы по счетам во время кризиса ликвидности (типа того, с которым столкнулась MBH) состоит в том, чтобы не доводить до этого. Для компании, оказывающей профессиональные услуги, основные затраты — зарплата сотрудников. Поскольку рабочая нагрузка в MBH снизилась, руководству компании предстояло с умом подойти к вопросу сокращения персонала. Это было важно с точки зрения перспективы, так как MBH рассчитывала вернуться к прежним успехам, пусть и не сразу. Потому владельцы бизнеса приняли решение оставить только тех, кто сумеет помочь бизнесу отвоевать былые позиции, а не тех, кто просто проявлял лояльность к компании в прошлом. Эта задача сложна для большинства лидеров, но они при необходимости обязаны ее выполнить.
Никто, кроме лидеров, не способен привести нас в будущее. Для компании крайне важно быстро реагировать на спады в бизнесе. Ситуация может ухудшиться в любой момент, однако очень многие надеются на то, что их репутация позволит им остаться на плаву в любой ситуации. Прибыль — это кислород для бизнеса, и, когда предприятие начинает задыхаться без денег, для его оживления нужна немалая дисциплина. Экономический кризис 2008 года был необычайно суровым, особенно в строительной отрасли. Проблемы у MBH случились не из-за ошибок самой компании, а из-за состояния экономики. И, несмотря на все старания компании, в ее арсенале просто не было никаких краткосрочных инструментов, чтобы исправить ситуацию.
Один из самых неприятных аспектов кризиса ликвидности <...> состоит в том, что он отвлекает внимание руководства от вопросов управления бизнесом и его развития. И пока оно пытается решать самые актуальные проблемы с ликвидностью компании, основы его бизнеса могут пошатнуться. По этой причине будет правильным ограничить состав антикризисной команды несколькими топ-менеджерами компании. Это позволит остальным руководителям заниматься обычными делами и избавит их от эмоциональных травм. Тем не менее всей команде нужно знать, что происходит, и вследствие этого в компании должна быть налажена регулярная коммуникация. В то же самое время руководство должно поддерживать в коллективе высокий моральный дух, балансируя между тем, что должны знать сотрудники, и тем, как может выглядеть их будущее, — это позволит принимать правильные решения в отношении каждого из них.
К концу 2010 года доходы MBH начали расти. К 2012 году они составили 84% от докризисного пика. Количество сотрудников увеличилось до 177 человек, а прибыль превысила уровень 2007 года. Для выживания MBH пришлось проделать непростую работу, однако эта работа оказалась удачной.
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.