Командовать правами человека в России будет генерал-майор Москалькова
Пост главной правозащитницы страны доверили депутату от «Справедливой России», первой женщине в российской истории, награжденной именным оружием. Она известна также тем, что выступала за переименование МВД в ВЧК
Татьяна Москалькова. Фото: Александра Мудрац/ТАСС
Госдума решила, что пост уполномоченного по правам человека в РФ должна занять депутат от «Справедливой России» Татьяна Москалькова. Эта должность оказалась вакантной после того, как Элла Памфилова возглавила ЦИК.
О Татьяне Москальковой известно, что она генерал-майор МВД, в Думе после скандала с Pussy Riot предложила ввести уголовную ответственность за «покушение на нравственность». Это первая женщина в российской истории, получившая в награду именное оружие.
Москалькова уже заявила, что на своем новом посту будет противостоять попыткам Запада использовать права человека как оружие шантажа: «Сегодня правозащитная тема стала активно использоваться западными и американскими структурами в качестве оружия шантажа, спекуляций, угроз, попыток дестабилизировать и оказать давление на Россию. И у уполномоченного по правам человека есть достаточно инструментариев, чтобы противодействовать этим явлениям». Еще, по ее словам, «уполномоченный не может оставаться равнодушным, не реагировать на обращения, связанные с закрытием школ, детских садов, фельдшерских пунктов в деревнях и селах».
«В понедельник выхожу на новое место работу, встречаюсь с Эллой Александровной Памфиловой, чтобы понять главные направления деятельности, по которым уже происходили определенные действия. Они связаны либо с системными нарушениями прав человека, либо с конкретными индивидуальными заявлениями, очень важная тема — создать систему, эффективно и слажено действующую по стране, где уполномоченный по правам человека не руководит деятельностью уполномоченных субъектов, но работает с ними на одном поле и дает более эффективный результат», — заявила она.
Среди других проблем, на которые Москалькова намерена обратить внимание, проблемы ЖКХ, «сужение пространства на бесплатное образование», трудовые отношения. Что касается некоммерческих организаций (НКО), то по мнению нового омбудсмена, они должны развиваться исключительно на российские деньги.
Вот как прокомментировал назначение член президентского совета по правам человека Павел Гусев: «Нет такого — одобряю или нет, я просто удивлен, разочарован и хочу сказать, что, конечно же, силовые структуры, правоохранительные органы не должны присутствовать вот в таком виде — в виде руководителя правозащитной деятельностью по всей России. Это достаточно странное и достаточно удивительное после Эллы Памфиловой назначение, но были еще и Ковалев, если вы помните, и Лукин, которые сделали очень много для правозащитной деятельности без оглядки на Запад. Причем здесь это? Ну зачем все это? Этим должны политики заниматься. Та далеко от всего этого, того, что она сейчас пытается втолкнуть, прежде всего, политическую составляющую, мне кажется, это печально, обидно. Мне кажется, это будет достаточно удивительная деятельность в ближайшее время. Я ее знаю лично, и приходилось общаться. Она действительно генерал, действительно, человек с очень военным мышлением. Ну, даже не военным я бы сказал, а мышлением человека в погонах, который занимается соблюдением правопорядка, и такие люди нужны. Но правозащитная деятельность — это вообще другая совсем стезя. Она выходец оттуда, она будет защищать, прежде всего, их позиции. На практике, я боюсь, многие правозащитные организации просто будут закрыты или будут разогнаны, или просто прекратят свою деятельность, потому что сегодня под ее лозунг можно практически все правозащитное движение поставить. Потому что права человека у всех одинаковые, у всех людей — что в Европе, что у нас — только у одних больше прав, у других меньше, больше защиты, меньше защиты. А сегодня сравнивать западные права, американские права или российские — это глупость».
Как правозащитное сообщество примет нового уполномоченного по правам человека? Об этом Диана Лесничая поговорила с главой общественной правозащитной благотворительной организации — комитета «За гражданские права» Андреем Бабушкиным.
Как, на ваш взгляд, правозащитное сообщество примет нового уполномоченного по правам человека?
Андрей Бабушкин: Я думаю, что примут его очень неоднозначно. Большинство правозащитников с Москальковой не знакомы. Как человека я ее знаю с 1995 года, могу сказать, что это, действительно, грамотный и порядочный человек, но человек от контакта с правозащитными организациями, к сожалению, очень далекий. Москальковой придется авторитет в правозащитных организациях себе зарабатывать практически с нуля.
Как бы вы могли прокомментировать тогда одно из первых заявлений уполномоченной? Она предупредила, что будет противостоять попыткам Запада использовать права человека как оружие шантажа?
Андрей Бабушкин: Я думаю, конечно, права человека не должны никем использоваться как оружие шантажа, но то, что акцент делается именно на вот такого рода аспекты использования прав человека — я бы с этим не согласился. Я думаю, что в системе приоритетов позиций по правам человека то, что кто-то использует права человека как давление, наверное, находится во втором десятке проблем, есть более важные проблемы. Мы видим, что есть целый ряд категорий, в отношении которых вообще законодательство не регулирует в достаточной степени права человека, например, бездомные. У нас нарушаются права человека в сфере медицины и социальной сферы. Поэтому считать, что именно западное давление на Россию в сфере прав человека является наиболее актуальной проблемой… я думаю, это суждение ошибочно.
Как вам кажется, прошлое Москальковой в МВД, серьезное звание — это ее плюс или минус?
Андрей Бабушкин: Это может быть и плюсом, и минусом. Плюсом, потому что она хорошо знает эту систему, она сама правовик, ориентируется в законодательстве, сама работала над рядом действующих ныне законов. А минус — в случае, если она не сможет подняться над своим милицейским прошлым. Потому что мы прекрасно понимаем, что там работают ее коллеги и там работают люди, с которыми она много десятилетий вместе работала над охраной общественного порядка, обеспечением борьбы с преступностью. Если она не сможет подняться над корпоративными связями, корпоративными интересами, то я боюсь, что это станет ее минусом.
http://www.bfm.ru/news/321159