Реальная виртуальность. К какому будущему готовит секретный стартап из Флориды

20 апреля, 14:20

Ира Соломонова
Редактор раздела World Press

Magic Leap – довольно странная компания. Ее называют самым секретным стартапом в области технологий виртуальной (или дополненной, или смешанной) реальности, потому что о нем почти никто почти ничего не знает. Известно только, что, несмотря на то что компания до сих пор не показала бета-версию своего продукта (и даже не дает обещаний по срокам), в нее вкладывают огромные деньги самые известные технологические инвесторы – Google, Andreessen Horowitz, Kleiner Perkins и другие. В начале этого года расположенная во Флориде Magic Leap в рамках очередного раунда финансирования привлекла $793,5 млн за один раз, а всего в компанию вложили уже $1,4 млрд. Сооснователь журнала Wired, в прошлом его исполнительный редактор, а сейчас – Старший Маверик Кевин Келли встретился с создателем Magic Leap, чтобы пролить свет на его секретные разработки.

Как именно будет выглядеть или работать продукт, гигантский материал Wired по-прежнему не сообщает, однако он дает некоторое представление о том, чего ждать. Например, самый секретный VR-стартап готовит собственную версию Microsoft HoloLens, которая, впрочем, будет отличаться от конкурентов, так как основатель Magic Leap Рони Абовитц отошел от пути, который выбрали другие. Имея опыт работы в биотехнологиях (его первая компания производила роботов для хирургических операций), он решил, что смешанная реальность (именно этот термин – mixed reality – предпочитают в Magic Leap) должна использовать не только провода и датчики, но и биологию человека. Искусственная реальность для Абовитца – это симбиотическая технология, частично машина, частично плоть, потому что эта реальность «взламывает наш мозг десятками способов» и использует не только зрение, но и другие чувства. Человек в VR-очках или шлеме должен иметь возможность поворачиваться, идти в разные стороны и чувствовать то, что он делает.

Следуя за этой мыслью, Абовитц поставил задачу не только полностью избавиться от проводов в своем устройстве (если ты спотыкаешься о провод, реальность вторгается в виртуальный мир, и иллюзия пропадает), но и обманывать зрение правильно: если вы должны увидеть летающего кита в 50 метрах от вас, ваш взгляд должен быть направлен на точку именно в 50 метрах, а не на экран смартфона прямо у вас перед носом, настаивает Абовитц.

Как именно Magic Leap планирует это сделать, остается тайной, но, согласно одному из патентов компании, ее продукт способен создавать некую оптоволоконную проекцию, которая симулирует то, как свет поступает в глаз человека, и помогает сфокусироваться на близких или дальних объектах. Келли, тестировавший технологию, описывает виртуальную картинку как «чрезвычайно реалистичную», гораздо более четкую, чем у других разработчиков. Ролик с демонстрацией того, что увидит пользователь, Magic Leap выложили на YouTube одновременно с появлением статьи.

Надо сказать, что фичер Wired интересен не только рассказом о том, над чем работает один из самых любопытных стартапов виртуальной реальности, но и прогнозами, которые делает Келли, известный журналист и автор нескольких книг о технологиях. По его мнению, виртуальная сфера уже достаточно реальна для того, чтобы мы воспринимали ее всерьез. В этой области работают 230 компаний, которые ежедневно нанимают инженеров, и общими усилиями они внесут коррективы в известный нам мир. Вот основные предсказания Келли.

- Мир без дисплеев. Одна из целей стартапа Абовитца – избавиться от дисплеев вообще. Через год в компании намерены вести всю работу не на мониторах компьютеров, а на виртуальных экранах, которые с помощью очков дополненной реальности можно «повесить» в любом месте настоящего мира, открыв столько окошек, сколько потребуется. Имеет смысл взглянуть на эту цель шире: потенциально эта технология способна отправить в прошлое все экраны, которые нас окружают, – компьютеров, смартфонов, телевизоров. Apple, Samsung и другим можно начинать беспокоиться – это подрывная инновация в чистом виде, как в учебниках.

- Новый вид интернета. Сегодня интернет – это сеть информации. Миллионы электронных писем в секунду, 60 трлн веб-страниц, 4 зеттабайта данных и так далее. Но сейчас вышеупомянутые 230 компаний строят интернет впечатлений и опыта. Люди, которые побывали в виртуальной реальности, вспоминают не что-то, что они видели, а что-то, что с ними произошло. По Wired, опыт – это новая валюта и новая платформа, не больше, не меньше. Побывать на краю действующего вулкана, пройти с революционерами в Иране, поменять пол, увидеть, как бьется твое собственное сердце, побыть лобстером, наконец – все это опыт, и именно из него будет состоять интернет будущего.

- Виртуальная реальность обещает новое измерение индустрии кино. По словам режиссера Питера Джексона, который входит в консультативный совет Magic Leap, смешанная реальность не будет расширением или дополнением для 3D-фильмов. «Тут совершенно иное, – утверждает Джексон. - Если вы можете создавать иллюзию конкретных объектов в любом месте окружающего пространства, вы создаете новые возможности в сфере развлечений». При этом, по мнению режиссера, смешанная реальность будет перспективнее, чем собственно виртуальная, потому что в ней иллюзия «настоящести» мощнее. Прогноз: «Через 10 лет технологии смешанной реальности вроде той, что делает Magic Leap, будут использоваться так же часто, как смартфоны, если не чаще».

- Придется заново изобретать правила для онлайн-игр. Исследователи выяснили, что эмоциональная нагрузка от игры в виртуальной реальности настолько интенсивна, что людям требуется отдых примерно через час. Кроме того, в виртуальном мире придется убавлять градус насилия – обычные игры-шутеры, которые ведутся от первого лица, с убийствами и брызгами крови, оказываются слишком подавляющими.

- Виртуальная реальность будет новой социальной средой. Она будет большим, чем сегодня являются социальные медиа, прогнозирует Wired, потому что впечатления от общения с другими людьми в этой реальности ярче, чем любые полеты с птицами или игры, – по крайней мере, такими ощущениями делится журналист.

- Виртуальная реальность – это мир мечты для слежки за человеком. Все, что мы делаем, когда у нас на голове шлем или очки VR, отслеживается и записывается по умолчанию, потому что чем подробнее программа запомнит каждый аспект: как мы ведем себя, чего касаемся, куда идем или летим, в каком настроении все это делаем, – тем лучше будет каждый следующий опыт, который получит пользователь. Но совершенно очевидно, что такой массив информации о нас, нашем поведении и интересах – лакомый кусок для производителей товаров и услуг. Пока что разработчики технологий VR слишком увлечены созданием и совершенствованием своих технологий, но вопрос о возможности коммерциализировать собранные данные встанет неизбежно – и скоро.

https://slon.ru/posts/66976