Один и без денег: как решать проблемы с банковской картой за рубежом
17 апр, 23:49
Екатерина Аликина
Фото: Lori
Использование банковских карт за границей — дело обыденное, а сложности при этом возникают редко. Как действовать, если без проблем все же не обошлось?
Наиболее распространенные проблемы, с которыми можно столкнуться, используя банковские карты за рубежом, — это мошенничество и блокировка карты. Существуют и другие неприятные ситуации, когда использовать карту становится невозможно. Мы выделили пять основных финансовых проблем держателей пластиковых карт за рубежом.
Блокировка без предупреждения
Председатель общества защиты прав потребителей «Общественный контроль» Михаил Аншаков рассказывает, что граждане нередко жалуются на то, что банк может без предупреждения заблокировать карту при проведении зарубежных транзакций. То, что такое может случаться, подтверждают и сами банкиры. При таких операциях в банк приходят данные о карте и торговой точке. «В случае если эти реквизиты кажутся нам подозрительными, карта может быть заблокирована», — рассказывает начальник управления кредитных карт ВТБ24 Александр Бородкин. Хотя обычно банк блокирует карту, если точно уверен, что она скомпрометирована.
Что делать в этом случае? Бородкин обращает внимание на то, что международные платежные системы поддерживают множество сервисов — среди прочих аварийная выдача денег и аварийный выпуск карты.
Об этом же говорит директор дирекции мониторинга электронного бизнеса Альфа-банка Алексей Голенищев. «Банк высылает клиенту координаты ближайшего банка, в который он может прийти и получить новую карту», — рассказывает он. Такая карта, по словам банкиров, делается в течение одного-двух дней. «Однако тем, кто ездит за рубеж, можно дать совет — не ездить с одной картой. Карты лучше иметь две и разных платежных систем», — говорит Голенищев.
Мошенничество
На странице, посвященной безопасности, Газпромбанк сообщает своим клиентам о рисках использования банковских карт в разных странах, например в Турции. По мнению банка, одним из наиболее распространенных способов компрометации банковских карт и ПИН-кода является их перехват во время снятия наличных в терминалах. Это может привести к несанкционированным операциям и к тому, что карту придется блокировать самостоятельно, находясь за рубежом.
Аншаков также замечает, что особенно эта ситуация опасна тем, что если клиент находится за границей, ему сложнее связаться с банком и быстро решить проблему. Если транзакция подозрительна, то может применяться временная блокировка до подтверждения операции клиентом. В этом случае банк первым делом пытается дозвониться до клиента, чтобы подтвердить, что именно он провел эту операцию.
По словам Бородкина из ВТБ24, в случае острой необходимости банк может пойти навстречу клиенту и на несколько минут в режиме онлайн отменить блокировку, чтобы тот мог воспользоваться средствами на карте. «Это зависит от внутренней политики кредитной организации», — поясняет он. Если же операция мошенническая, то порядок действия тот же, что и при блокировке карты банком без предупреждения.
Разорительная конвертация
По наблюдениям финансового омбудсмена Павла Медведева, россияне довольно часто жалуются на проблемы, связанные с конвертацией средств. Обычно это происходит в случае резкого падения курса рубля в течение нескольких дней после транзакции, как это было в декабре 2014 года.
Финансовое списание со счета карты — это не онлайн-процедура, она может осуществляться несколько дней, поясняет Бородкин из ВТБ24. Так что в банк операция придет через несколько дней, за которые с курсом может произойти все что угодно. «Внимательно смотрите на правила банка, чтобы понимать, как он будет конвертировать средства при операции в валюте, отличной от валюты счета вашей карты», — советует он.
«Мы пытались разбираться с этим, но не было ни одного случая, когда банк нарушил закон, — отмечает Медведев. — Хотя подозрения о том, что кредитные организации выжидали удобное для себя время конвертации, были». Голенищев отмечает, что в случае если конвертация привела к большим потерям, сделать ничего нельзя. «Единственный совет — в идеале использовать в зоне евро карту со счетом в евро, а в долларовой, соответственно, в долларах», — говорит он.
Правда, возможны и исключения. «Банк-эмитент может пойти навстречу клиенту и компенсировать ему потери в рамках претензионной работы, — рассказывает Бородкин. — Это не благотворительность — потеря клиента часто стоит больше, чем потери от разовой операции».
В последнее время за рубежом стала распространена услуга: если в торговой точке видят, что карта российская, могут предложить сделать списание в рублях. Алексей Голенищев советует на такое предложение не соглашаться. «Операции всегда нужно совершать в валюте страны, тогда конвертация будет проходить один раз — из валюты страны в валюту вашего счета, — поясняет он. — В противном случае получится двойная конвертация: рубли сначала переведут, например, в какие-нибудь гонконгские доллары, потом в евро, а потом снова в рубли».
Нечитаемый ПИН-код и ограничения на операции
В соцсетях и на форумах можно встретить жалобы граждан на то, что зарубежные банкоматы не принимали вводимый ПИН-код пластиковой карты, что затрудняло снятие наличных. При этом платежи в торговых точках могли проходить без проблем. По словам директора процессингового центра Альфа-банка Сергея Брынина, подобные ситуации возникают очень редко и такие случаи с ПИН-кодом в банке разбирают индивидуально.
«Есть страны, где банкоматы требуют ввести шестизначный ПИН-код, в данном случае нужно набрать свой код в четыре цифры и добавить еще две любые цифры», — рассказывает Брынин. Бывают случаи, когда у карты клиента магнитная полоса размагничена, тогда в банкомате карта работать не будет, даже если он чиповый, говорит он. В такой ситуации клиенту необходимо перевыпустить карту. В любом случае клиент всегда может позвонить на горячую линию и решить проблему, обещает Брынин.
Кроме того, банки могут вводить ограничения на отдельные операции по территориальному признаку. Например, Газпромбанк по умолчанию по некоторым категориям карт устанавливает географические ограничения. В этом случае, например в Китае, Японии и США, невозможно будет снять наличные или расплатиться в торговых точках, хотя интернет-платежи в эти страны будут доступны. Чтобы снять эти ограничения, нужно связаться с банком.
Двойная блокировка средств
Зарубежные отели или сервисы по аренде машин нередко практикуют предварительную блокировку средств на карте при бронировании номера или автомобиля. Сумма при этом не списывается, а остается заблокированной на карте. При оплате та же сумма списывается заново. «К сожалению, некоторые отели — клиенту это тяжело проконтролировать — действуют именно так, — говорит Голенищев из Альфа-банка. — Получается, что вторая сумма со счета списывается, а первая остается заблокированной». Стандартный период блокировки средств — 30 дней.
По словам Голенищева, банк, выпустивший карточку, контролировать это не может. Теоретически он может отменить блокировку по просьбе клиента, но для него эта ситуация рисковая, говорит он. Ведь банк не видит, за какие именно услуги была проведена вторая операция. «Решить эту проблему можно только с отелем, — говорит эксперт. — Однако на практике с операционистами на ресепшен договориться довольно сложно. Единственный вариант — ждать, когда срок блокировки закончится. Чтобы не страдать от двойной блокировки, можно при бронировании отеля или автомобиля использовать кредитную карту. В этом случае замороженная сумма не является кредитом и необходимости платить по ней проценты не возникает».