Кадастр суров и несправедлив: кто заплатит в 25 раз больше за свои сотки
«Мы в овраге, они на прекрасной земле»: владельцы участков в подмосковном товариществе СНТ «Мамоновский овраг» столкнулись с 25-кратным увеличением налога за девять соток земли. Идти в суд, отвечают эксперты, однако такая возможность есть не у всех
Текст: Надежда Грошева
Фото: Владимир Смирнов/ТАСС
Сумма налога на дачный участок площадью девять соток выросла в 25 раз за год. С такой проблемой столкнулись владельцы земли подмосковного товарищества СНТ «Мамоновский овраг». Это произошло после переоценки кадастровой стоимости участков.
Недавно руководитель Росреестра Игорь Васильев сообщил, что споров о кадастровой оценке стало вдвое больше. Примерно в шести из десяти случаев (58%) решение принято в пользу заявителя, а кадастровая стоимость объектов снизилась почти на треть (на 27%).
Оспаривают оценку в основном юридические лица, «физики» эту дорогостоящую процедуру практически не используют. Но даже те, кому в судебном порядке удалось снизить кадастровую оценку, рискуют снова оказаться в суде через несколько лет.
Владельцы подмосковных дачных участков товарищества «Мамоновский овраг», получили платежки из налоговой инспекции, которые, мягко говоря, их сильно разочаровали. У нескольких собственников сумма налога выросла в 25 раз. Если в предыдущие годы размер налога за участок в девять соток в среднем колебался от 200 до 400 рублей, то после переоценки кадастровой стоимости земли сумма выросла до 5 000.
В этом садоводстве более половины владельцев — пенсионеры. С переоценкой они не согласны, но и оспорить в суде ее не могут: слишком дорого обойдутся экспертные заключения. Садоводство тоже не может взять на себя такие расходы. По соседству два больших товарищества, в которых землю не переоценивали, рассказывает председатель садоводческого некоммерческого товарищества СНТ «Мамоновский овраг» Валентина Цыганкова.
Валентина Цыганкова
глава садоводческого некоммерческого товарищества СНТ «Мамоновский овраг»«У нас два пенсионера дружат, один из нашего товарищества, другой из соседнего. И вот наш, которому налог пришел 5 000 рублей, отправился пожаловаться своему другу через дорогу, у которого большой участок, большой дом, все хорошо, и ему вообще не приходят налоги, потому что они настолько маленькие, что отправить ему письмо с налоговым уведомлением дороже, чем сам налог. И это задевает человека. Много нюансов: мы в овраге, они на прекрасной земле. То есть дожди, снег тает, все течет в наш овраг — это все равно неудобства, это все равно не такая земля, как когда она ровная. И переоценили именно овраг первых. Никто не покупает и не продает за такие деньги, то есть показатель в десятки раз отличается от рыночной стоимости».
Есть судебные дела, где стоимость завышалась в 30 раз. В какой-то степени, это вопрос философский — цена завышена или занижена. Зависит от того, с чьей стороны смотреть на ситуацию. Например, представители муниципалитетов или субъектов федерации сетуют, что в суде снижают рыночную оценку в 30 раз, говорит партнер компании Taxadvisor Дмитрий Костальгин. Проблема и в методологии, и в конфликте интересов.
Дмитрий Костальгин
партнер компании Taxadvisor«Склонность оценить или завысить кадастровую оценку у государственного служащего или у государства, безусловно, есть, потому что это напрямую влияет на размер поступлений. А дальше срабатывает такая логика: большинство граждан в принципе не настолько грамотны, чтобы ее оспаривать и вообще не знают, что это можно оспаривать, а какое-то меньшинство, которое спорит, общей картины не делают, можно, таким образом, не повышая ставку налога повышать размер сборов налога».
Еще одна проблема в том, что бизнес или граждане, которые удачно оспорили кадастровую оценку, абсолютно не защищены. Ведь по закону оценка должна проводиться с определенной периодичностью, а значит, повторение ситуации практически неизбежно. Получается бег по кругу: кадастровую оценку удалось снизить в суде, например, в полтора-два раза, прошло четыре года, и снова надо отправляться в суд.