Адыгейский сыр «расплавил» продуктовое эмбарго
Потребление этого продукта в России растет небывалыми темпами. В целом видно, что россияне нашли, чем заменить санкционный сыр. Однако пока выигрывает количество, а не качество, сетуют игроки рынка
Производство Адыгейского сыра.
Текст: Диана Чабанова
Производство Адыгейского сыра. Фото: Донат Сорокин/ТАСС
Адыгейский сыр — новая любовь российских покупателей. Сыры отечественных сортов выиграли от продуктового эмбарго, и их потребление растет.
По данным регулярного исследования РосИндекс компании Ipsos Comcon, сыр покупают больше 80% россиян. Эмбарго и рост цен на этот продукт существенно изменили поведение потребителей. Самым популярным сортом остается «Российский». Его потребление закрепилось на уровне 61%. Он выигрывает благодаря его ценовой доступности и отечественному производству. А вот сыры голландских сортов — «Гауда» и «Маасдам» — теряют популярность. Зато доля потребления адыгейского сыра растет небывалыми до сих пор темпами, сообщила директор по маркетингу Ipsos Comcon Людмила Новиченкова.
Людмила Новиченкова
директор по маркетингу Ipsos Comcon«Мы видим, что россияне очень активно потребляют сыр. 80% населения любит этот продукт, и очень интересная закономерность была выявлена. В тот момент, когда начали активно обсуждать эмбарго и сыры, потребление резко подскочило на 4 процентных пункта. Но в прошлом году все вернулось в норму, говорить об этом перестали, то есть эффект рекламный прошел, и мы снова вернулись на привычный нам — в районе 80%. Несмотря на это, произошла реструктуризация потребления и предпочтения вкусовые. Потребление сыра «Российский» осталось на прежнем уровне, но при этом выросло потребление сорта «Голландский», и еще больше выросло потребление «Пошехонского», то есть растут исконно российские марки. С одной стороны, выбор у россиян стал меньше, с другой стороны, опять же активно говорили о категории, поэтому это повлияло на потребление. Одновременно упало потребление «Гауды» и «Маасдама», и еще один интересный вывод — очень сильно выросло потребление сыра «Адыгейский» — на 6 процентных пунктов. Сказались, с одной стороны, санкции и эмбарго, а с другой стороны, внимание россиян к здоровому образу жизни, потому что этот сыр считается более здоровым, чем какие-то другие марки».
Предпочтения россиян — вынужденные. С запретом европейских сыров выбор существенно снизился, впрочем, как и качество этого продукта, считает директор экспертного департамента НП «Росконтроль» Максим Рудаков.
Максим Рудаков
директор экспертного департамента НП «Росконтроль»«Относительно российских производителей сыра, понятно, почему рынок их растет — никаких других игроков не осталось практически. Им действительно отдали почти всю поляну, чтобы расти и развиваться. Нужно смотреть, выиграл ли добросовестный производитель, или все-таки есть проблема у него при конкуренции с менее добросовестными участниками рынка. Проверки Росконтроля показали, что доля фальсификата сейчас по сыру достаточно велика. Среди нашей небольшой достаточно выборки, если взять весь рынок, доля фальсификата выявлялась в более 50%, то есть это именно фальсификация качественная. С точки зрения безопасности, а именно эти параметры контролируются государством, проблем практически нет, а вот с точки зрения именно качества, то, что отдано на откуп производителям, менее качественные продукты вымещают более качественные. Динамика хорошая у российского бизнеса, но недостаток именно контроля качества не дает нормально развиваться добросовестному производителю».
Рост популярности сорта «Адыгейский» эксперты объясняют тем, что из группы белых сыров выпал импорт феты и моцареллы. Здесь остались только сулугуни и адыгейский сыр, которые стали активнее покупать, они просто заполнили опустевшую нишу. Ритейлеры также стали говорить о росте популярности в России плавленых сыров с 17% до 19% за период эмбарго. А вот потребление твердых сортов напротив, падает.