10 фактов о ценах на бензин в Германии
Сколько стоит горючее на немецких заправках? Где в Европе оно дороже, где дешевле? Какую роль играют нефтяные котировки? Насколько высоки в ФРГ налоги? DW отвечает на эти вопросы.
Цены на горючее - извечная тема дискуссий в каждой автомобилизированной стране. При этом автолюбители обычно сетуют на его дороговизну, на жажду наживы нефтяных компаний и на ненасытность государства с его непомерными, по мнению граждан, налогами. Немцы в этом отношении мало чем отличаются от россиян. DW решила воспользоваться повышением с 1 апреля акцизов на бензин и дизельное топливо в России, чтобы с помощью экспертов собрать 10 ключевых фактов о розничном рынке горючего в сегодняшней Германии.
Немцы платят за бензин примерно в 2,5 раза больше, чем россияне
В последних числах марта один литр 95-го бензина (Super) стоил в Германии в среднем 1,23 евро. Если учесть, что в России до нынешнего повышения акцизов цена АИ-95 колебалась, по данным портала бензин-цена.ру, в пределах 36-38 рублей, а обменный курс евро составлял округленно 77 рублей, то получается, что немецкий автомобилист платит сейчас при заправке приблизительно в 2,5 раза больше, чем российский, которому литр, в пересчете, обходится в 0,48-0,49 евро. Иначе говоря, автомобильные поездки в Германию стали для жителей России намного дороже, чем были раньше. Но произошло это исключительно из-за девальвации рубля.
Горючее дешевеет в Германии четвертый год подряд
Вот уже четвертый год подряд жители Германии серьезно экономят при каждой заправке автомобиля
Ведь само по себе автомобильное топливо за последние несколько лет в Германии заметно подешевело. По данным Общегерманского автомобильного клуба ADAC, в рекордно дорогом 2012 году цены на 95-й переваливали за 1,73 евро, а на дизель - за 1,50 евро. Однако с 2013 года они неуклонно снижались. Таким образом, горючее дешевеет в ФРГ вот уже четвертый год подряд. По подсчетам портала clever-tanken.de, в феврале 2016 года цена бензина опустилась до самого низкого уровня с начала кризисного 2009 года, хотя сейчас никакого кризиса нет: немецкая экономика стабильно растет достаточно высокими темпами.
Дизель значительно дешевле 95-го бензина
Одновременно цена дизеля, пробив психологически важную отметку в 1 евро и упав в феврале до 0,97 евро, достигла самого низкого уровня за последние 11 лет. Если в России дизельное топливо лишь ненамного дешевле бензина, то в Германии оно пользуется налоговыми льготами, а потому стоит существенно меньше. В конце марта цена литра колебалась в пределах 1,00-1,03 евро.
Мировые цены на нефть - важнейший, но не единственный фактор
Итак, удешевление горючего наметилось в 2013 году еще при высоких ценах на нефть, а затем ускорилось в ходе их обвального падения, начавшегося во второй половине 2014 года. "Мировые цены на нефть - важнейший, но не единственный фактор, определяющий цены на горючее в Германии", - пояснил в беседе с DW генеральный директор Объединения предприятий нефтеперерабатывающей промышленности (MWV) профессор Кристиан Кюхен (Christian Küchen). Два других важных фактора: обменный курс евро к доллару (в 2013 году европейская валюта как раз дорожала) и цены на нефтепродукты.
Немецкие бензоколонки ориентируются на расценки в Роттердаме
В Европе важнейшей торговой площадкой для нефтепродуктов является голландский порт Роттердам, где находятся несколько крупных нефтеперерабатывающих заводов. "Устанавливая цены, немецкие бензоколонки ориентируются вовсе не на котировки сырой нефти, а на роттердамские расценки, которые определяются спросом и предложением. Поэтому прошлым летом, к примеру, нефть дешевела, но бензин, тем не менее, в какой-то момент даже подорожал, поскольку вдруг подскочил спрос на него из США", - рассказал глава MWV.
Цены на бензин приблизились к нижнему пределу
Мобильные приложения радикально облегчили поиск бензоколонок с наиболее выгодными ценами
В Германии ценам на бензин "дальше падать особо некуда", отметил Кристиан Кюхен, сославшись на немецкую систему налогообложения. Такую оценку подтвердил DW пресс-секретарь ADAC Йоханнес Боос (Johannes Boos): "Чем ниже цена горючего, тем выше процентная доля налогов. Это связано со ставкой налога на энергию, которая от цены не зависит. В силу этого розничные цены могут падать только до определенной точки". Этот нижний предел почти достигнут.
Налоговая нагрузка на бензин составляет 70 процентов
С каждого литра любого сорта бензина немецкое государство взимает 65,4 цента в виде налога на энергию (термин акциз в современной Германии не используют), с дизеля - 47 центов. К этому необходимо прибавить 19 процентов налога на добавленную стоимость, которым облагается вся сумма, включая налог на энергию.
В результате, по подсчетам автомобильного клуба ADAC, государство в настоящий момент получает 70 процентов тех денег, которые автомобилисты платят за бензин, и 64 процента - с дизеля. Нефтяным компаниям и заправочным станциям приходится, соответственно, покрывать производственные издержки и извлекать прибыль из оставшихся 30-35 процентов от розничной цены.
Немецкие заправки находятся в условиях жесткой конкуренции
В феврале Объединение предприятий нефтеперерабатывающей промышленности MWV подсчитало, что произошло бы при гипотетическом варианте полной отмены налогов. В таком случае Германия оказалась бы страной с самым дешевым бензином во всем Евросоюзе, а по дизелю ее опередила бы лишь Словения.
Из этого следует вывод, что на немецком рынке нефтяные компании и автозаправки вынуждены работать с особенно низкой нормой прибыли. Повышать маржу им мешает очень жесткая конкуренция. "У нас примерно 14500 бензоколонок, и всем им приходится бороться буквально за каждого автомобилиста. Тем более, что у них благодаря интернету имеется теперь возможность постоянно сравнивать цены", - подчеркнул Кристиан Кюхен.
В большинстве стран Евросоюза бензин дешевле, чем в Германии
Однако налогов никто не отменял, а потому в большинстве стран ЕС бензин дешевле, чем в Германии. Она занимала в феврале лишь 17-е место из 28. В лучшем положении, чем немецкие автомобилисты, традиционно находятся автовладельцы во всех странах Восточной Европы, а также в Люксембурге и Австрии. В то же время бельгийцы и французы обычно платят за бензин несколько больше, чем немцы, а голландцы и итальянцы - существенно больше: в марте, по данным ADAC, примерно 1,50 евро за литр 95-го. В то же время дизель в ФРГ дешевле, чем в большинстве стран ЕС. По этому топливу она заняла 10 место.
Налог на энергию не повышали в ФРГ с 2003 года
"Налог на энергию не повышался в Германии вот уже 13 лет - с 2003 года", - отметил в беседе с DW Кристиан Кюхен. Он исходит из того, что до выборов в бундестаг осенью 2017 году никаких изменений налоговой ставки не будет. "Но разговоры о том, чтобы ее повысить, идут", - констатировал глава MWV. Он считает, что после выборов многое будет зависеть от того, каким именно партиям отдадут предпочтение избиратели.
Дата 01.04.2016
Автор Андрей Гурков
http://dw.com/p/1IMGH