МНЕНИЕ: 5 МИФОВ О КРИЗИСЕ НА РЫНКЕ ЗАГОРОДНОЙ НЕДВИЖИМОСТИ
05.05.2016
О пяти самых распространенных заблуждениях, связанных с покупкой загородного дома, рассказал директор департамента элитной недвижимости компании «Метриум Групп» Илья Менжунов
Рынок в глубоком кризисе — таково общее представление о ситуации с элитными домами в Подмосковье у большинства покупателей загородной недвижимости. Отталкиваясь от этой максимы, клиенты пытаются выбить неоправданные скидки, затягивают срок заключения сделки или вовсе возвращают деньги в кубышку, рассчитывая на более глубокое падение цен. Основываясь на моих личных наблюдениях и данных компании «Метриум Групп», могу сказать, что подобные стратегии либо ошибочны полностью, либо верны лишь отчасти.
Миф № 1. Цены вот-вот рухнут
Пожалуй, самый распространенный сегодня миф среди потенциальных покупателей загородных домов. Беспрецедентный кризис в российской экономике породил апокалиптические настроения среди участников рынка, которые приготовились к долгому периоду повального снижения цен. Однако пик ценовой корректировки уже прошел: за прошлый год цены снизились в среднем на 25%, не более. Причем объекты со значительно упавшей стоимостью уже распроданы. Как правило, это были дома с неоправданно завышенной ценой. Сегодня на рынке остались наиболее стойкие хозяева, решившие держать свою недвижимость до последнего, нежели продать ее в разы дешевле, чем некогда обошлись ее покупка или строительство. Уверенность таким продавцам придают относительная стабилизация валютных курсов и внешнеполитической обстановки, которая пока исключает резкие колебания цен на недвижимость. Могу определенно сказать: в этом году едва ли стоит ожидать продолжения сокращения цен на загородные дома, тем более если и до кризиса их стоимость не была завышена.
Миф № 2. Скидка в полцены
Если одни покупатели заняли выжидательную позицию, рассчитывая на обвал цен, то другие пытаются выторговать баснословные скидки. Многие из них всерьез рассчитывают приобрести дом за 50% от его рыночной стоимости. По факту возможность получить скидку зависит от ликвидности выставленного на продажу объекта. В конце 2015-го — начале 2016 года для домов стоимостью до 50 млн руб. можно было выторговать дисконт не более 9%. Объекты, стоившие 50–150 млн руб., «уценивались» лишь на 17%, а на самую большую скидку — 24% — можно было рассчитывать, приобретая жилье ценой свыше 150 млн руб. То есть спрос на дорогие дома упал сильнее всего, поэтому и купить их по бросовой цене стало проще, тогда как наиболее востребованные варианты с удачной планировкой и в престижных локациях по-прежнему ценятся высоко и дисконт на них минимален.
Миф № 3. Переизбыток предложения
В прошлом году нестабильность экономического и политического положения России заставила многих думать, что состоятельные люди вот-вот побегут из страны, за чем последует массовая распродажа их недвижимых активов. Все ждали затоваривания, что, как известно, по законам рынка влечет снижение цен. На деле же число предложений увеличилось не более чем на 10%, если сравнивать с началом 2014 года. Каждый месяц на продажу выставляется примерно столько же объектов, сколько было и до кризиса. Сейчас численность элитных загородных домов оценивается в 2–3 тыс. лотов, и это число не меняется уже несколько лет.
Миф № 4. Спрос «на нуле»
Еще одно заблуждение — спрос на рынке минимален, поэтому любой покупатель с деньгами может чувствовать себя королем. С начала 2016 года каждую неделю в «Метриум Групп» поступает не менее 200 заявок на просмотр загородных объектов. В аналогичный период 2015 года этот показатель был на 30% меньше. Ежедневно мы организуем до пяти просмотров домов за городом. Иными словами, спрос на рынке есть, и немалый, что можно объяснить относительной стабилизацией валютных курсов и постепенной адаптацией спроса под новые реалии рынка. Если в 2015 году многие покупатели старались отложить покупку, чтобы понаблюдать за развитием ситуации, то сейчас стало понятно: кризис может продолжаться долго, а дом становится выгодным приобретением на фоне обесценивания других активов.
Миф № 5. Можно не торопиться
Уверенность в штиле на рынке загородного жилья обусловила более требовательную стратегию выбора объекта у покупателей. Вместо того чтобы согласиться на приобретение подходящего варианта, клиенты продолжают тщательно шерстить рынок и рассматривать другие предложения, будучи уверенными в том, что «их дом» никуда не денется. Но все-таки вернувшись к первоначальному варианту, вдруг обнаруживают, что дом нашел другого, более решительного покупателя. Иными словами, определенный уровень покупательской конкуренции за наиболее ликвидные объекты сохраняется. Не стоит забывать, что в Москве около 50 тыс. долларовых миллионеров, а по России их 500 тыс.
Илья Менжунов специально для «РБК-Недвижимости»
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Эксперты/Мнения», может не совпадать с мнением редакции
http://realty.rbc.ru/experts/05/05/2016 … 6376.shtml