ПОКОЛЕНИЕ НОЛЬ, или сказка о потерянном будущем
09.06.2010 | 15:30 |
Июнь, тополиный пух, время выпускных. Соседская девочка готовится к экзаменам. На вопрос, куда она будет поступать, отвечает без колебаний – на государственное управление, и называет один из десятка московских вузов средней руки, где готовят чиновников.
Стандартный выбор выпускника-2010. Лет десять, а тем более двадцать тому назад такой ответ вызвал бы изумление: в 17 лет мечтать о карьере чиновника! Не биолога, не банкира, ни даже, прости господи, пиарщика – а именно чиновника. Впрочем, речь идет не о мечте, а о трезвом выборе – теплого места, стабильности, заработка. Мое общение с государством в последние года три подтверждает этот вывод: за конторками в ДЕЗе, в паспортном столе, в собесе – там, где еще недавно сидели пергидрольные тетки неопределенно-советского возраста, все чаще появляются обходительные молодые люди с модными мобильниками. Вот они, настоящие итоги путинского десятилетия, отстраивания вертикали и триумфального возвращения государства: молодежь из неформальных тусовок и офисных передряг потянулась в уютную тишь чиновных кабинетов, под отеческий присмотр двух портретов. Встречайте "поколение ноль" -- оно же поколение Next, оно же поколение миллениума, оно же поколение П (пепси, Путина, прикола).
Ну вот, скажете вы, типичный "эйджизм": как пел Макаревич, "мне триста лет, я выполз из тьмы". Очередной наезд отцов на детей, происходящий в каждом поколении – мол, раньше трава была зеленее и водка крепче, типа мы боролись и страдали, а вы забили и забыли. Да и можно ли сказать об этом лучше, чем сделал в своем вдохновенном семиминутном монологе в суши-баре капитан Хаев из фильма "Изображая жертву"? Подписываясь под каждой его фразой, которые уже стали интернет-мемами ("вы играетесь в жизнь", "научились притворяться", "и то, что по х…-- тоже по х…"), я, тем не менее, считаю, что произошел качественный сдвиг к какому-то новому типу личности, который показала в своей "Школе" Валерия Гай-Германика. Ее можно сколько угодно обвинять в незнании жизни, сгущении красок и очернительстве, но очевидно, что при лабораторном анализе отдельно взятой школы она ставит обществу неопровержимый диагноз: равнодушие.
Обычно отцы пеняют детям, что "они не такие, как мы". Но сейчас проблема не в том, что они – другие, а в том, что они – никакие. Чтобы проследить эту деградацию, даже не обязательно обращаться к антропологическим зверинцам типа Дома-2, где корчатся безъязыкие дети нулевых, пытаясь свои инстинкты выразить словами, которых у них нет (тем, кто не смотрел, рекомендую – удивительный лингвистический аттракцион). Можно просто сравнить "Ассу" и "Одноклассников" Сергея Соловьева, чувства, мотивации и слова героев. В полном согласии с законами термодинамики происходит нарастание энтропии,– неважно, с мантрой в Гоа или с пивом у ларька.
К вопросу о кино, помните "Лимиту" Дениса Евстигнеева, бешеную энергетику молодого Владимира Машкова? Поколение восьмидесятников было именно что лимитой – жадной до жизни, до работы, до денег, до тех самых цоевских "перемен". Мы и Союз-то разрушили от жадности, потому что целого мира было мало. Пришедшее за нами поколение девяностых было трезвее и прагматичнее, но ему тоже много чего было надо – бизнеса, карьеры, образования, недвижимости, кредитов. Жажда жизни сменилось жаждой потребления, но в жажде было движение, драйв, поток.
И вот выходит на сцену поколение, выросшее в нулевые, в эпоху нефтяного процветания, государственнического ожирения и картонного патриотизма. Дети нового застоя, вскормленные на рекламных слоганах и родительских кредитах. И я впервые не знаю, что им надо, чего они добиваются. Ну не мигалки же на крышу. Легче сказать, чего им не надо: карьеры, престижного потребления, политики… Они лояльны и конформистски настроены – но не для жизненного успеха, а для того, чтобы, как выразился все в том же монологе капитан Хаев, "от них отвязались" -- чтобы можно было бесконечные часы проводить перед компьютером, в социальных сетях. И я уже не знаю, кого винить в том, что у нас выросло такое апатичное, анемичное поколение – Путина или Гугль. Иногда мне кажется, что это две стороны одной и той реальности.
Важнее другое: у нас выросло "поколение ноль", которое не способно к целеполаганию и не имеет проекта на будущее. И дети здесь очень точно отражают состояние всего общества – дело не в поколенческом разрыве и не в кризисе взросления, а в том, что у всей России нет образа будущего. Страна тешится мифами о прошлом (а между тем оранжево-черные георгиевские ленточки на антеннах выцвели и превратились в желто-черные имперские флажки), застывает в зыбком, болотистом настоящем и боится думать о будущем. Именно поэтому выпускник-2010 идет не в космонавты, не в физики с лириками, а в прикормленное кресло чиновника, под ласковый портрет на стене. "Не взрыв, но всхлип", как писал Томас Элиот. Даже если это прощальный всхлип эмо-кида из сериала Гай-Германики.
http://finam.fm/post/116/