Большая перемена
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+. Автор: Мария Попова
Глобализация и диджитализация — основные тренды развития системы образования в мире. Учебный процесс все заметнее трансформируется под влиянием новых технологий, с тем чтобы обеспечить навыки и знания, которые будут востребованы в будущем на быстро меняющемся рынке.
Фото: Getty Images Russia
В системе образования сегодня происходят значительные концептуальные и технологические изменения. Процесс обучения становится более динамичным — за счет геймификации, персонализации и диджитализации контента. Все большую популярность получает дистанционный канал доставки знаний. Школы и университеты больше не ограничены физическими рамками: интернет позволяет вовлекать в образовательные программы исследовательские проекты и участников по всему миру. Прогнозируется, что массовые открытые онлайн-курсы скоро приведут к существенной трансформации всей системы высшего образования.
Уже сегодня в России обсуждается возможность сделать онлайн-обучение частью формального образования в университетах. Это позволит больше внимания уделять практике на очных занятиях, в то время как лекции студенты будут смотреть удаленно онлайн. Также онлайн-платформа образования обеспечит новые возможности региональным вузам, транслируя им лучшие обучающие материалы и практики из ведущих университетов страны. Конкретные шаги в этом направлении уже делает Минобрнауки, разрабатывая нормативную базу, которая позволит вузам засчитывать студентам результаты их дистанционного обучения по конкретным предметам.
В глобальном русле
Массовизация — доминирующая сегодня глобальная тенденция в сфере образования, отмечает Александр Сидоркин, директор департамента образовательных программ Института образования НИУ ВШЭ. «Доступ к образованию — общему и высшему — расширяется, создается беспрецедентный по своим размерам класс образованного населения. Этот процесс в основном затрагивает развивающиеся страны, в России он уже подходит к концу. Заметны попытки правительства исправить положение с качеством массового высшего образования. С одной стороны, финансируются вузы-лидеры, а с другой — закрываются «мельницы дипломов». К сожалению, мало делается для того, чтобы развивать вузы среднего уровня. Надо менять схему их финансирования, разрешить привлекать ресурсы из нескольких источников. Бюджетных дотаций на студентов просто не хватает», — считает эксперт.
Второй главный тренд — скорость изменений на рынке труда, которая стимулирует рост спроса на новые и оперативно доступные знания. «Профессии и целые отрасли трансформируются очень быстро. Уже сейчас, начиная чему-то учиться, вы рискуете по окончании учебы отстать от жизни, — комментирует Александр Ларьяновский, управляющий партнер онлайн-школы английского языка Skyeng. — Прикладная часть переходит из обучения профессии в обучение навыкам и компетенциям. Очень нужны короткие быстрые результаты, то есть то, что я выучил сегодня и могу применять сегодня, а не через год. Через пять лет отрасли видоизменятся и будут нужны те профессии, которых сейчас нет».
С такими темпами изменения спроса консервативная вузовская структура не вполне справляется, на фоне чего успешно развивается отрасль дополнительного образования, отмечают в Skyeng. Люди потребляют образовательный контент, «набирая» его в разных источниках под себя.
Глобализация образования размывает понятие уровней (среднее, высшее и пр.), на смену которым приходит непрерывное «точечное» обучение ровно тому, что требуется каждому конкретному человеку здесь и сейчас, добавляет Юлия Шикова, директор учебного центра «Сетевая академия ЛАНИТ».
Вузы, со своей стороны, подтягиваются к решению кадровой проблемы профессий будущего. «Некоторые магистерские программы Института образования ВШЭ как раз построены с попыткой опережения спроса на рынке труда, — поясняет Александр Сидоркин. — Мы готовим измерителей, аналитиков, разработчиков учебных ресурсов для образования. С набором нет проблем: люди интуитивно понимают, что профессии ближайшего будущего так или иначе будут востребованы. В то же время и программы, которые готовят современных управленцев в общем и высшем образовании, пользуются большим успехом. Даже очень старые профессии наполняются сегодня новым содержанием».
Рейтинговая цифровизация
Уровень проникновения технологий в учебный процесс по всему миру растет. Компьютеры, интернет и мобильные устройства используются повсеместно — для повышения мобильности учеников и расширения охвата аудитории. Новые решения позволяют персонализировать сам процесс обучения, подстраивая программу под индивидуальные потребности учеников. «Если какая-то технология позволит слушателям «узнать больше, запомнить лучше, применять с большей пользой», ее внедрять стоит, даже если для этого придется кардинально изменить учебный процесс», — считает Юлия Шикова.
Например, важное изменение, которое привносят технологии, — возможность контролировать процесс обучения, чтобы гарантировать качество и результат, отмечают в Skyeng. «У нас алгоритмы ежесекундно отслеживают учебный процесс, контролируя, что учитель следует методическим указаниям. Компьютер ловит все ошибки и рекомендует учителю упражнения и домашние задания для ученика. Таким образом, контроль и постоянная подстройка учебного процесса под ученика делают обучение более эффективным, а результат — предсказуемым», — поясняет Александр Ларьяновский.
При том что диджитализация учебных ресурсов (например, учебников) ускоряется, информатизация самого учебного процесса пока происходит очень медленно, отмечают в ВШЭ. «Чрезвычайно мало попыток усилить отношенческий компонент образования с помощью информационных технологий, и даже базовых идей пока почти нет. Для тех, кто ищет прорывные области, это одна из ключевых», — комментирует Александр Сидоркин.
Эффективное использование информационных технологий поможет усовершенствовать процесс обучения, повысить качество систем управления, усилить международное сотрудничество. Все вместе это сможет поднять позиции вуза в международных рейтингах, подтверждающих уровень его глобального признания и успешности на мировом рынке. На этом пути сохраняется проблема традиционно низкой интеграции российских вузов в мировую систему высшего образования в силу, как правило, низкого уровня охвата международной аудитории. Успешная глобализация, в том числе за счет IT-решений и развитых онлайн-платформ, поможет обеспечить рост позиций в рейтингах, включая индекс академической репутации или индекс репутации среди работодателей. В рамках проекта «5–100» пять российских вузов должны попасть в мировые списки топ-100 лучших университетов к 2020 году.