«Важно говорить не о профессиях будущего, а о том, какими станут подходы к работе»
   
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+. Автор: Мария Попова

Как повсеместное внедрение цифровых стандартов влияет на подходы к обучению, в интервью корреспонденту РБК+ рассказал генеральный директор «Мерк» в России Юрген Кёниг.

http://pics.v1.rbcplus.rbk.ru/rbcplus_pics/resized/860xH/media/img/1/97/804586540664971.jpg
Фото: Пресс-служба

— В чем заключаются основные вызовы для системы образования сегодня? Что меняется в этой сфере?

— Основная проблема остается в том, что выпускники вузов зачастую плохо подготовлены к реальным условиям работы. Система образования по-прежнему больше ориентирована на теорию, чем на практику. В итоге у студентов нет понимания того, как организован рабочий процесс и как решать конкретные задачи. Например, формально они знают, что такое внедрение стратегии, но у них нет понимания, как реализовать это в разных условиях — на развитых или развивающихся рынках, в разных отраслях и инфраструктурах. Об этом не пишут в учебниках. Здесь может помочь только практика, и она не должна быть задачей лично каждого ученика. Практическое обучение должны обеспечивать институты.

В сфере естественных наук, life science, мы также отмечаем, что многие предметы, например химия и биология, часто оторваны от задач реального мира. Это направление нужно популяризировать и начинать с раннего возраста, с начальной школы. Познавательные эксперименты позволяют заинтересовать учеников, демонстрируют практическую ценность науки для жизни. Именно это поможет привести в будущем в отрасли, связанные с фармацевтикой, биотехнологиями, разработкой новых материалов, больше ученых и исследователей.

Уровень развития и популярности наук не зависит от страны. Он определяется скорее подходами конкретных вузов, а также вовлечением учащихся с самых ранних этапов. Многие нобелевские лауреаты происходят из семей, где есть своего рода научные династии и любовь к науке прививалась с детства. А «Мерк» реализует программу SPARK (от spark — «искра»), нацеленную на то, чтобы дать возможность тем, кто не воспитывался в семьях ученых, познать радость первых научных открытий и развить свои способности. Мы сотрудничаем как с начальной, так и со средней школой, и с вузами, чтобы помочь студентам открыть для себя увлекательный мир химии и биологии. Мы увлекаем даже самых маленьких экспериментами, учим исследовать, делать предположения, задавать правильные вопросы и находить на них ответы.

Самое важное — поощрять познавательную активность, создавая для этого благоприятную среду. Мы разрабатываем необходимые материалы, методики, проводим дополнительные занятия, эффективно дополняя основной учебный процесс. Лучшие ученики могут посетить нашу life science лабораторию, открытую в прошлом году в Москве, и смогут познакомиться с работой уже на самом современном исследовательском оборудовании.

— Какие профессии, на ваш взгляд, будут востребованы в будущем?

— Мир очень быстро меняется. Наша реальность очень отличается от той, с которой можно было столкнуться не то что тридцать, но и десять лет назад. Нас окружает все больше цифровых устройств. Я помню, что в 1991 году первый компьютер в семье был редкостью и огромной инвестицией. Но стоимость новых технологических устройств быстро снижается — мы наблюдали это и на примере мобильных телефонов. Цифровизацию нельзя недооценивать — она уже повсеместна. Мы видим, что Россия вполне готова к этим изменениям.

В дальнейшем мир будет меняться еще быстрее, но важно говорить не о профессиях будущего, а о том, какими станут подходы к работе. Очевидно, что появится еще больше цифровых устройств как в рабочем, так и в учебном процессе и с ними надо будет уметь работать. Для сферы life science это особенно актуально, поскольку здесь развитие технологий идет просто гигантскими шагами.

— Какие решения по подготовке и адаптации молодых кадров к работе вы видите сегодня?

— На определенном этапе у студентов или недавних выпускников возникает вопрос: как трансформировать результаты исследований или свои идеи в бизнес, как привести технологию к коммерческому успеху. «Мерк» может здесь помочь, организуя специальные программы для начинающих предпринимателей. Студенты программ MBA и PhD и стартапы могут принять участие в одной из наших программ — Merck Innovation Cup или Merck Accelerator. По результатам конкурса выбираются 15–20 проектов. Финалисты приглашаются в нашу штаб-квартиру в Дармштадт, где получают возможность не только протестировать свои бизнес-идеи, но и получить необходимую подготовку по их превращению в успешный бизнес под руководством опытных стартап-экспертов. Мы не обещаем приобрести эти проекты, хотя и это может случиться, но прежде всего хотим помочь нашим студентам коммерциализировать идеи — превратить их в реальные продукты.

http://www.rbcplus.ru/news/56f0476a7a8aa97a36fe2c0a