Бизнес-школы для миллениалов
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+. Автор: Иван Митин
Новое цифровое поколение предъявляет свои требования к образованию, в том числе к бизнес-программам. Вслед за университетами бизнес-школы начинают активнее использовать онлайн-канал доставки знаний. Средства на оплату дорогостоящего обучения можно тоже собирать в интернете — через краудфандинг.
Фото: Reuters
Несмотря на некоторый спад, зафиксированный в 2008–2012 годах, программы МВА (Master of Business Administration) остаются доминирующим форматом бизнес-образования. По данным исследования международной некоммерческой организации Graduate Management Admission Council (GMAС), 52% опрошенных соискателей по всему миру отдают предпочтение МВА, в то время как 22% — специализированным бизнес-программам. Более половины готовы проходить обучение в другой стране, причем наиболее динамично растет спрос на бизнес-школы Азии. Мобильность и глобализация — тренды, характеризующие не только высшее, но и бизнес-образование в эпоху диджитализации. 88% всех опрошенных — это представители нового поколения, миллениалы, родившиеся в конце восьмидесятых и позднее.
Несмотря на кризис, заметно растет спрос на дорогие программы топ-школ. В среднем окупаемость инвестиций в МВА составляет три с половиной года, отмечают в GMAC. При этом работодатели несколько снижают активность в поддержке обучения своих сотрудников. По данным ассоциации AMBA, занимающейся аккредитацией бизнес-школ и программ MBA, сегодня 21% опрошенных работодателей готовы инвестировать в бизнес-программы персонала. Соискатели рассматривают различные другие варианты финансовой поддержки: помимо кредитов это могут быть гранты, спонсорские деньги, краудфандинг и прочее.
Российский выбор
Российский рынок, хотя и развивается несколько изолированно, а отечественные бизнес-школы не входят в глобальные рейтинги, в целом следует глобальным трендам. Спрос на бизнес-образование здесь сохраняется, хотя и несколько трансформируется. Отмечается спад интереса к программам общей направленности и фокусировка на более специализированных курсах.
Общий тренд — некоторая разочарованность в существующих программах МВА, а также усиление внимания к качественным тренингам, подтверждает Максим Фельдман, руководитель направления по работе с клиентами бизнес-школы «Сколково» (и выпускник «Сколково Executive MBA»). «Это частично связано с тем, что российская аудитория не понимает ценности программы MBA, а сама степень не является «знаком качества» управленца, как, например, в США. Хотя стоит отметить, что в отличие от западных стран, где программы MBA носят скорее общий характер, российская реальность вынуждает нас делать программы максимально практически ориентированными», — говорит эксперт.
По-прежнему востребованы направления стратегического менеджмента, маркетинга и финансов. HR-директора активно выбирают программы обучения, интересны IT-менеджмент, логистика и менеджмент в строительной отрасли, комментирует Федор Федоров, директор по маркетингу и развитию Московской международной высшей школы бизнеса МИРБИС: «Программа МВА объединяет как самые востребованные управленческие дисциплины, так и новые, например в области Big Data, управления потребительской ценностью, риск-менеджмента и другие».
Средняя стоимость обучения на московских программах МВА варьируется в диапазоне от 400 тыс. до 700 тыс. руб. за полтора-два года. В условиях кризиса набирает популярность новый тренд, когда спонсоры и партнеры — частные лица и компании — предлагают самым талантливым и перспективным абитуриентам гранты на обучение, рассматривая их в качестве потенциальных сотрудников.
Быстрые знания для новой реальности
В кризис повышается приоритет оперативности — соответственно, растет востребованность коротких интенсивных программ продолжительностью до шести—восьми месяцев. Спрос на узкоспециализированные тренинги определяется их фокусом на конкретных дисциплинах и навыках, а также более низкой ценой.
По оценкам бизнес-школы «Сколково», сегодня наиболее популярны программы в области продаж, финансов, мотивации, лидерства и коммуникаций. Это связано с ростом востребованности «мягких навыков» (soft skills) — особенно в сегменте малого и среднего бизнеса.
Драйвером этого рынка становится меняющаяся реальность. Новые условия игры на рынке обеспечивают востребованность новых навыков и качеств, которое может дать специализированное образование, поясняет Максим Фельдман. «Если влияние этого фактора сохранится, мы можем ожидать колоссальных темпов роста спроса на программы бизнес-обучения в ближайшие три—пять лет. В выигрыше будут те бизнес-школы, которые создадут наиболее качественные программы по адекватным ценам», — полагает эксперт.
Вместе с тем в сферу МВА все заметнее проникает глобальный тренд диджитализации и развития онлайн-обучения. Для отечественных бизнес-школ, которые тоже начинают использовать онлайн-модули в своих программах, это отчасти дополнительная конкурентная угроза. Российские студенты могут сегодня выбрать в интернете курсы самых известных преподавателей лучших бизнес-школ мира. Тем не менее основной потенциал МВА по-прежнему составляет множество дополнительных бонусов, доступных только офлайн, — в виде семинаров и мастер-классов по развитию карьеры, ценностным ориентирам в жизни и бизнесе, антикризисному менеджменту, считают в МИРБИС.