Россияне до сих пор путаются в банковских картах
Елена Гостева
17 июня 2010 года, 08:50
Многие россияне не могут отличить дебетовую карту от кредитной, а мужчины чаще женщин снимают деньги с карты в банкомате. Такие выводы делает компания Profi Online Research по итогам своего исследования, составленного на основе мониторинга банковского рынка за первый квартал текущего года. Согласно полученным данным, в крупных российских городах доля тех, у кого есть кредитные карты, оказалась достаточно велика: порядка четверти опрошенных (26%) имеет, как минимум, 1 кредитку.
Данные исследования показали, что большинство опрошенных используют пластиковые карты в равной степени как для совершения покупок, так и для снятия наличных. Это совершенно не характерно для развитых стран, где к «пластику» прибегают исключительно для осуществления электронных платежей.
Впрочем, в компании констатируют рост уровня финансовой грамотности населения нашей страны. Еще несколько лет назад доля безналичных транзакций по пластиковым картам не превышала 10%. Кроме того, в Москве банковские карты применяются для безналичного расчета чаще, чем в регионах: 85% против 63%.
Кредитная и дебетовая карта — обе в пластике
Эксперты Profi Online Research уверены,что владельцев кредитных карт в действительности значительно меньше, чем говорят опрошеныне, и объясняют причины столь завышенного показателя тем, что многие россияне не видят разницы между кредитной и дебетовой картой и называют любую пластиковую карточку «кредиткой».
С какой целью преимущественно пользуются кредитной картой (распределение в зависимости от места жительства респондентов)
Profi Online Research проводила исследование методом интерактивного онлайн-опроса среди 7100 респондентов в возрасте от 21 до 55 лет, проживающих в 13 крупных российских городах (Москва, Санкт-Петербург, Казань, Челябинск, Новосибирск, Ростов-на-Дону, Нижний Новгород, Уфа, Екатеринбург, Самара, Омск, Пермь, Волгоград).
И хотя российские банкиры в целом соглашаются с результатами опроса, они все же отмечают, что данные самих банков по использованию карт рисуют несколько иную картину. «Это вряд ли. Просто у нас укоренился термин «кредитка» для любого куска пластика. А режим работы карты не осознает минимальный процент держателей», — заявил BFM.ru начальник управления пластиковых карт банка ВТБ24 Александр Бородкин. «У нас таких случаев не было. В ЮниКредит Банке кредитная и дебетовая карта — это два совершенно разных продукта с различными условиями, поэтому если клиент выбирает кредитную карту, то он делает это осознанно, собирая соответствующий пакет документов», — говорит директор департамента карточного бизнеса и дистанционного обслуживания ЮниКредит Банка Александр Вишняков. Правда, специалист отмечает, что путаница в терминах «кредитка» или «дебетовая» карта может произойти в том случае, если, например, при поступлении на работу человеку оформили карту с овердрафтом и не предупредили об этом.
В то же время в исследовании отмечается, что опрошенные часто говорили, что у них есть кредитная карта Сбербанка — 28% респондентов. Скорее всего, именно эта цифра не соответствует действительности, так как Сбербанк выдает кредитные карты очень недавно (менее года) и только клиентам, которые уже имеют кредитную историю в данном банке. Причем требования к документам для получения такой карты сложнее, чем в других банках, выдающих кредитные карты.
«На самом деле терминологически держатели карт все же достаточно часто путают кредитную карту с дебетовой. Даже в магазинах можно увидеть объявление «оплата кредитными картами», но это не значит, что у Вас там же не примут дебетовую», — констатирует директор департамента комиссионного бизнеса Бинбанка Юрий Татаринов.
Женские и мужские карты
«Интересно отметить, что женщины чаще мужчин расплачиваются с помощью карт за приобретаемые товары и услуги (79%), в то время как представители сильно пола больше склонны снимать с них наличные деньги (69%)», — говорится в исследовании.
С какой целью преимущественно пользуются кредитной картой (распределение в зависимости от половой принадлежности респондентов)
«Женщины чаще платят картой, но объемы операций у мужчин больше, в том числе за счет большего количества операций получения наличных», — соглашается Юрий Татаринов. При этом он приводит еще один факт: во время кризиса 2008–2009 годов резко упало количество операций по снятию наличных через сторонние банкоматы, то есть люди начали экономить и снимать средства со своих карт только в банкоматах того банка, который выпустил карту. А сейчас держатели карт постепенно снова стали активно снимать деньги с карт в ближайших банкоматах, что косвенно свидетельствует о том, что, по крайней мере в головах людей, кризис уже преодолен.
Полученные исследователями данные также показывают, что респонденты, имеющие доход средний (от 25 тысяч до 80 тысяч рублей в месяц) и выше среднего (свыше 80 тысяч), гораздо чаще, чем опрошенные с низкими доходами, используют пластиковые карты для осуществления электронных платежей.
С какой целью преимущественно пользуются кредитной картой (распределение в зависимости от уровня дохода респондентов)
«В целом, это утверждение верно. Если смотреть статистику по розничной линейке от классических карт до премиальных, то объем платежей составляет от 25% до 60% от общего объема операций. Чем более «премиальна» карта, тем больше объем безналичных платежей у ее владельца», — отмечает Александр Бородкин. «Обычно клиенты с доходом выше среднего достаточно хорошо финансово «подкованы» (то есть осведомлены об особенностях использования интернет-банка) и имеют свободные средства. В большинстве случаев через Интернет такие клиенты оплачивают товары нематериальные — различное программное обеспечение, музыку, образовательные программы, билеты, экскурсии и тому подобное», — говорит Александр Вишняков.
Лимиты на кредиты
Одним из важных факторов, который оказывает влияние на выбор респондентом банка для открытия кредитной карты, является размер предоставляемого кредитного лимита. «Традиционно основные факторы, на которые ориентируются заемщики при выборе кредитной карты, — кредитный лимит и реальная стоимость кредиты (сюда входят и размер льготного периода, когда кредит погашается без начисления процентов, и процентная ставка, и плата за годовое обслуживание, — BFM.ru)», — соглашается Александр Вишняков.
Отмечают исследователи и разницу между мужским и женским подходом к выбору банка, в котором стоит завести кредитную карту. Так, согласно исследованию, мужская аудитория склонна останавливаться на надежных и известных организациях, таких как Сбербанк и ВТБ24, либо на тех, которые активно предлагают свои услуги потенциальным клиентам и которые не надо искать самостоятельно, например, Банк Русский стандарт. В свое время этот банк занималась активным распространением кредиток, стать обладателями которых мог любой желающий. Для представителей женской аудитории характерен более тщательный подход к выбору кредитора. В силу своих психологических особенностей женщины склонны щепетильнее мужчин изучать информацию об имеющихся на рынке предложениях, анализировать их и выбирать оптимальные для себя варианты. Отмечая, что банки не ведут статистики по половому признаку, банкиры соглашаются, что в целом, женщины педантичнее мужчин. Женщины, по природе своей, более любознательны и больше интересуются деталями.