Bookmark and Share
Page Rank

ПОИСКОВЫЙ ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛ САДОВОДЧЕСКИХ И ДАЧНЫХ ТОВАРИЩЕСТВ "СНЕЖИНКА"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Устричный бизнес в Крыму

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

Устричный бизнес в Крыму. Опасность замещения владельца без всякого импорта

Жалоба владельца крымской устричной фермы, который выступил против федеральных и местных чиновников, дошла до бизнес-омбудсмена. Ранее владелец единственного предприятия по производству устриц на российском побережье Черного моря Сергей Кулик подал в суд на Росрыболовство

Текст: Иван Медведев

http://cdn.bfm.ru/news/maindocumentphoto/2016/03/16/oysters.jpg
Фото: ТАСС

Проблемы у бизнесмена Сергея Кулика возникли из-за пробелов в законодательстве в связи с переходом под российскую юрисдикцию. Сразу стоит оговориться: тому, что Крым — наш, Сергей Кулик рад, а вот его предприятию воссоединение не принесло пока ничего хорошего. Москвич Сергей Кулик начал выращивать устриц еще в украинском Крыму в 2005-м. Договор аренды пяти гектаров акватории на десять лет был подписан с Главрыбводом Украины. Время вышло, и оказалось, что уже российские власти не хотят продлевать его автоматически, а настаивают на том, что предприниматель должен побороться за акваторию на аукционе — наравне с другими претендентами. Такой подход Сергей Кулик считает несправедливым.

Сергей Кулик
бизнесмен

«Я говорю, какой может быть конкурс, если я там 10 лет уже нахожусь? У меня вложенных денег 2,5 млн долларов. У меня в садке устрицы, мидии растут и т.д. Представьте себе, что я подаю заявление для участия в конкурсе, и какую-то запятую неправильно поставлю, и вы меня снимаете с конкурса. А другой получает эту акваторию. И что тогда мне нужно делать? Поэтому, я сказал, что нет, я не согласен с этим. При переходе из Украины в Россию ко мне можно применить закон, который не ухудшает мое положение. Поэтому я вынужден был через 8 месяцев переписки подать в суд на Росрыболовство».

По просьбе Business FM юристы оценили перспективы иска Кулика. Они оказались слабыми. Дух закона на стороне предпринимателя, буква — однозначно говорит в пользу чиновников. Позиция власти понятна: доступ к ресурсам должен быть у всех желающих — отсюда аукцион, и это сказано в законе об аквакультуре.

А по закону о конкуренции, на который ссылается Кулик, предприниматель, инвестировавший в развитие бизнеса, исправно платящий налоги и не имеющий никаких претензий от государства, имеет право на продление аренды без конкурса. Вот только водные ресурсы, лес и земля выведены из-под этого закона. И это неправильно, уверен старший партнер адвокатского бюро Forward Legal Алексей Карпенко.

Алексей Карпенко
старший партнер адвокатского бюро Forward Legal

«Если, например, сейчас данный участок будет выставлен на торги, и туда придет новый собственник, и наш предприниматель пойдет в суд и будет пытаться взыскать с государства убытки, он однозначно получит отказ, то есть он получит прямой экономический существенный ущерб и нулевые шансы на его возмещение. То есть, благодаря этой истории, по этой устричной ферме, видно, что здесь есть очевидный пробел в законе, который, на мой взгляд, Государственной Думой должен быть в ближайший год устранен. Я думаю, такие истории будут появляться».

Ровно год назад федеральные СМИ с гордостью сообщали об успехах импортозамещения на примере крымской устричной фермы. Сегодня ее основатель боится, что заместят уже его самого. И без всякого импорта. Так сказать, силами отечественных специалистов.

http://www.bfm.ru/news/318055

0

2

«Это рэкет на государственном уровне». Крымские устричные и мидийные фермы признали экологически опасными

Суть претензий — у предприятий нет положительных экологических заключений. Директор фермы Сергей Кулик говорит, что не против госэкспертизы, но за разумные деньги

https://cdn.bfm.ru/news/maindocumentphoto/2019/09/14/ust.jpg
На устричной ферме в Крыму. Фото: Станислав Красильников/ТАСС

Устричные и мидийные фермы в Крыму признали экологически опасными. Фермеры заявили о надзорных «репрессиях», сообщает РБК. Жалобы на действия управления крымского Росприроднадзора направили министру природных ресурсов и экологии России Дмитрию Кобылкину Черноморское объединение предприятий марикультуры, Южная ассоциация рыбоводов и Крымская ассоциация аквакультуры.

Из их писем, имеющихся у РБК, следует, что в августе и сентябре этого года все эти крымские предприятия получили уведомления о том, что против них заведены административные дела.

Причина — у них нет положительных экологических заключений, которые позволяют размещать мидийные и устричные фермы во внутренних морских водах и Азово-Черноморском бассейне. При этом производители моллюсков уточняют, что не против прохождения законной госэкспертизы, однако не на таких драконовских условиях. Ситуацию комментирует директор крымской мидийно-устричной фермы Сергей Кулик.

— Экологическая экспертиза — это чиновники решили заработать дополнительно денег. Если бы это было от каждого предприятия порядка 100-150 тысяч рублей, до 200 тысяч максимум, наверно, с этим мы бы согласились. Ну надо бумажку получить, чтобы им отчитаться или задницу прикрыть. Но когда какое-то ООО «Пупкин» или «Ромашкин» выставляет нам 3,5 млн рублей каждому за экологическую экспертизу, тем более безосновательно — нет ни постановления, ни распоряжения, я считаю, что это вымогательство, это рэкет на государственном уровне.

— Чем грозят производителю?

— Штрафы по 500 тысяч, по 600 тысяч рублей будут приходить и будут давить. Патерсону написали письмо, пусть разбирается. То есть они взять взятку в открытую не могут, но вот такими способами пытаются.

— Объясняют, каким образом вас по экологическим рискам к нефтепроводам приравнивают?

— Какие могут быть экологические риски, если мы улучшаем экологию? Каждая устрица и мидия пропускает в течение суток 60 литров через себя, она фильтрует. И если поставить эксперимент и высадить устрицу или мидию в грязный аквариум, двое-трое суток, и он станет чистым.

Любая человеческая деятельность должна подвергаться экологической экспертизе. Если ущерб небольшой, то, соответственно, и экологическая экспертиза просто даст положительное заключение, но расценки действительно удивляют, говорит старший советник программы по устойчивому морскому рыболовству WWF России Константин Згуровский.

— Если это будет аквакультура, пускай не устричная, например, строительство пондов или прудов для какой-нибудь креветки, для рыбы, она все равно несет какие-то риски, какие-то конфликты с местным, с другим природопользованием. Если там рекреационная зона какая-нибудь, а тут выкапывают яму... Я сам видел совершенно жуткую картину в Китае, где китайцы превратили все побережье своего Южно-Китайского моря в понды и практически изменили все вокруг. Речь еще идет о том, какие объемы этого всего. Пока они небольшие, воздействие небольшое. В любом случае воздействие есть, его надо оценивать. Поэтому я не очень понимаю, почему этот вид деятельности должен быть выведен из экспертизы. У нас пока аквакультура в плане воздействия на окружающую среду не регулируется никак, но это же не значит, что она должна быть какой-то неприкасаемой священной коровой.

— Я так понимаю, что фермеры больше возмущены затратами на всю эту историю.

— Это уже вопрос ценообразования, откуда образуются эти 3,5 млн рублей, почему фирмы, которые делают эту экспертизу, дерут такие деньги, за что? На самом деле, видимо, тут какой-то существует, может быть, определенный монополизм этих компаний.

В пресс-службе Минприроды сообщили, что письма пока не поступали, но их рассмотрят после получения. Росприроднадзор жалобы пока не прокомментировал.

https://www.bfm.ru/news/424520

0

3

«Статистика от лукавого». Россияне резко полюбили устрицы?

В 2018 году выросли и вывод устриц на специальных фермах, и вылов в открытом море, и импорт, сообщает Росрыболовство. С чем связано возросшее производство деликатеса и действительно ли устрицы так популярны среди россиян?

https://cdn.bfm.ru/news/maindocumentphoto/2019/07/18/ustricy.jpg
Фото: АГН «Москва»

Обновлено в 17:11

В прошлом году аквакультурное производство устриц резко увеличилось, свидетельствуют данные Росрыболовства, на которые ссылается РБК. Так, на аквакультурных фермах в Приморье моллюсков в 2018 году было выращено в 14 раз больше, чем годом ранее. Вдвое их производство выросло в Крыму и втрое — в Краснодарском крае.

Вся эта статистика от лукавого, считает владелец мидийно-устричной фермы в Крыму Сергей Кулик.

Сергей Кулик
владелец мидийно-устричной фермы в Крыму

«Действительно, 100 лет тому назад Россия поставляла в Европу порядка 12 млн штук устриц, они не очень большие, но не размеры прельщали европейцев, а вкусовые качества. У них отдает явно тиной морской и вкусом рыбным, а у нас она деликатесная, сладкая. Некоторые нерадивые бизнесмены понимают, что нужно три-четыре года выращивать. Начали развитие с Дальнего Востока, в Крым — дальневосточные устрицы, а потом начали продавать как крымскую продукцию. Это диплоидные устрицы, и нельзя их есть в некий период, когда отсутствует буква «Р» в месяце: май, июнь, июль, август. У них происходит нерест, молока появляется и горечь, вся Европа не ест в эти месяцы. Бизнесмены об этом не знали или не хотели знать, их больше интересует обман и карман, они начали завозить и опустили цену. Если я держал на уровне 180-200 рублей за штуку, они опустили сейчас до 90, до 110 рублей за счет плохого качества и незнания нашего населения, что можно и как есть. То, что Росрыболовство козыряет и говорит, что в десять раз по сравнению с 2017 годом увеличили выращивание устриц, это, я считаю, неправильная статистика. Я три года уже борюсь с тем, что нужно правильно составлять отчетность, не по завезенным и высаженным, а по реально выращенным и продаваемым. Вот тогда это будут нормальные цифры, а те цифры, которые Росрыболовство заявляет, нереальные».

О какой-то повсеместной любви россиян к устрицам говорить не стоит, спрос на них только в столицах — Москве и Петербурге. Однако больше они по-прежнему идут на экспорт, отметила представитель компании «Шкипер» Ирина Дорофеева.

— На самом деле, сейчас вообще проблема с аквакультурой, просто не увеличивается никаким образом. По России из Приморского края очень сложно что-то продать. Как таковых валовых продаж нет, цена неконкурентная, если мы про экспорт говорим, а внутренний рынок просто не готов к такой продукции, только если Москва. Если мы возьмем Урал, Новосибирск, они до сих пор еще к гребешку и к крабу привыкают медленно.

— Устрицы — это что-то из ряда вон пока еще?

— Конечно, люди еще не знакомы даже с простым продуктом, с трудом берут. Встали продажи даже по замороженной рыбе, а такой продукт, как устрицы, тем более. У нас подобная продукция направлена на экспорт — Китай, Корея, потому что азиатские страны очень любят эти свежие продукты, и на Москву, Санкт-Петербург. Мы сейчас возим на Москву следующим образом: устрицы вытащили, они летят самолетом во льду, в среднем это получается полторы-две тонны, не больше чем раз в две недели, больше мы себе не можем позволить, потому что авиадоставка очень дорогая. Самые тяжелые отравления — белковые, поэтому, если устрицы испортятся, это опасно.

Даже те, кто любил устрицы, не сразу стали покупать российскую продукцию после запрета французских моллюсков из-за санкций, но сейчас спрос увеличивается, заметил владелец сети ресторанов «Мясо & Рыба» Сергей Миронов.

Сергей Миронов
владелец сети ресторанов «Мясо & Рыба»

«Устрицы сегодня достаточно востребованы. С одной стороны, у нас санкции, все французские устрицы, к которым привыкли, пропали — «Фин де Клер», «Жилардо». С другой стороны, появились российские устрицы, и у них появилась дорога, потому что пока все-таки были французские устрицы, российские устрицы никто не возил и не ел, а сейчас этот продукт появился, это приморские устрицы, это сахалинские устрицы, они совершенно другие, это дикая устрица, но спрос есть. Кроме того, есть спрос на черноморскую устрицу, которая тоже все-таки есть и которая до этого не выдерживала конкуренцию с французской. Отличие во вкусе и размерах, потому что наши приморские достаточно крупные, они более йодистые, они настоящие».

Сейчас на оптовом рынке дальневосточные устрицы можно купить за 130 рублей за штуку, черноморские живые стоят на 30 рублей дороже. В столичных ресторанах самые дешевые устрицы начинаются примерно от 200 рублей за штуку.

Самый знаменитый устричный рынок располагается в коммуне Канкаль на северо-западе Франции. Дюжина моллюсков там обойдется в пять-шесть евро, то есть в 350-400 рублей. Еще один евро придется отдать за дольку лимона и открывание купленных раковин.

В Париже шесть устриц и бокал вина в кафе можно купить за девять евро, это чуть более 600 рублей. Комментирует писательница Лена Ленина.

Лена Ленина писательница

«Была вчера на французском рыночке, и вот стоит такой совсем одинокий-одинокий ларечек с азиатской кухней и гигантский стенд с устрицами и вином. И все французы, как оголтелые, перекусывают устрицами и запивают белым вином. Устрицы стали, как расхожая булочка. В каждом французском ресторане их миллионы вариаций, и даже не в сезон можно купить любой вид устриц, потому что в них чего только нет, там полно всяких полезных элементов и минералов. Но они еще очень диетические: наши устрицы пока еще не достигли, конечно, шедеврального уровня нормандских например, устриц, британских. Но тем не менее они тоже уже постепенно заполоняют рынок и постепенно становятся все лучше».

Из-за санкции россияне, кроме отечественных, могут отведать устрицы также из Марокко, Туниса и Японии. Эксперты говорят, что невкусной устрица может быть лично для вас, тогда нужно просто попробовать другой сорт.

https://www.bfm.ru/news/419722

0