Роскомнадзор вышел на новый этап войны с пиратами
Ведомство совместно с правообладателями подготовило поправки в антипиратский закон. Они касаются штрафов для должностных и юридических лиц, «зеркал» запрещенных сайтов и ссылок на них в поисковиках
Фото: DPA/TASS
Антипиратский закон могут снова ужесточить. За информацию об обходе блокировок сайтов предлагается ввести штраф. Его размер составит от 3 до 5 тысяч рублей для должностных лиц и 50-100 тысяч рублей для организаций. «Зеркала» запрещенных ресурсов будут блокировать без решения суда, а поисковикам запретят выдавать ссылки на сайты, доступ к которым запрещен. Такие поправки подготовил Роскомнадзор совместно с правообладателями.
Для чего нужны новые запреты, Business FM объяснил гендиректор Ассоциации по защите авторских прав в Интернете Максим Рябыко:
Максим Рябыко
гендиректор Ассоциации по защите авторских прав в Интернете«Сейчас не стоит вопрос о привлечении к ответственности пользователя, я так понимаю, потому что в первую очередь очень много вопросов к юридическим лицам, которые пытаются получить коммерческую отдачу от этого спроса и напрямую пропагандируют средства, как обходить блокировки. Исходя из текста проекта, для пользователей это не является нарушением законодательства. По нашему опыту с компанией Google, с удалением из поисковой выдачи даже без решения суда вопросов не возникает, если мы подтверждаем свои полномочия и права. А вот с «Яндексом» ситуация наоборот: они говорят, что являются «зеркалом» Интернета и выдают все то, что есть в сети Интернет, и ничего не собираются удалять, пока не будут приняты какие-то законодательные акты на этот счет».
В «Яндексе» с претензиями правообладателей не согласны, говорит пресс-секретарь компании Очир Манджиков:
Очир Манджиков
пресс-секретарь «Яндекса»«Мы ничего не можем удалить из поисковой системы: что находится в Интернете, отображается в поисковой системе. Если это в Интернете перестает быть, соответственно, пропадает из поисковых систем. Поисковые системы не могут найти того, что нет в Интернете, очень простая логика. Если, например, какой-то сайт заблокирован по решению суда или Роскомнадзора, то на него из поиска перейти довольно сложно. Ты переходишь из поиска, а там ничего нет. Вот и все. Мы не видим никакой проблемы. Тем более что у правообладателя есть все возможные ресурсы добиваться закрытия сайтов, которые нарушают их права, через суд. У них есть законы, которые они применяют. Самый нашумевший пример — это RuTracker».
Будут ли работать новые ограничения в Интернете, рассуждает директор Российской ассоциации электронных коммуникаций Сергей Плуготаренко:
Сергей Плуготаренко
директор Российской ассоциации электронных коммуникаций«Введение новых запретов, новых штрафов и новых инициатив по наказанию тех, кто игнорирует предписания или распространяет информацию о том, как обойти блокировки, на мой взгляд, будет тоже неэффективным. Будут изобретены другие технологии, с ними точно так же придется бороться, и я думаю, что следующими на очереди стоят, предположим, мобильные приложения, мессенджеры, через которые также может распространяться информация, не являющаяся законной и которая не представлена при этом на сайте. Таким образом, я расцениваю эти попытки и меры, которые придумывает контролирующая служба, как вполне адекватные с ее точки зрения, но недостаточно эффективные. Просто распространители информации всегда будут на шаг впереди, у них достаточно большое количество инструментов, и все эти возможности постепенно отсекать, наверное, не самый эффективный способ, потому что тогда мы точно встанем на исключительно запретительную парадигму. Регулирование, я считаю, не совсем перспективно, потому что, во-первых, усилий очень много, а результат всегда будет недостаточен. Во-вторых, я не думаю, что у контролирующих служб существует бесконечный запас финансирования для того, чтобы бороться со всеми подобными каналами или способами распространения и обмена информацией».
В четверг, 17 марта, Роскомнадзор обсудит поправки в антипиратский закон с правообладателями и представителями интернет-отрасли, а затем передаст их в Минкомсвязи или в другое ведомство с правом законодательной инициативы.