Как оформить в СНТ общие земли? Какие документы необходимы для оформления? Какую форму собственности выбрать?
Нужно ли проводить новое межевание и заказывать кадастр?
СНТ
Миф о реальности ( тезисы)
Рассмотрим практику хозяйствования Садоводческих Некоммерческих Товариществ (СНТ) , сложившуюся к настоящему моменту.
Что такое СНТ?
Ответ простой и не простой одновременно.
Часть садоводов считает , что это название места расположения их садового ( огородного) участка
Другая часть считает , что это коллектив, в котором находится их участок.
Третья часть считает, что это общее понятие , включающее в себя и месторасположение и коллектив и юридическое лицо, которое объединяет этот коллектив.
Так ли это на самом деле?
Существующее законодательство в виде № 66-ФЗ от 15.04.1998г. ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА О САДОВОДЧЕСКИХ, ОГОРОДНИЧЕСКИХ И ДАЧНЫХ
НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ ГРАЖДАН , определяет СНТ как :
«…садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение граждан (садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое товарищество, садоводческий, огороднический или дачный потребительский кооператив, садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое партнерство) - некоммерческая организация, учрежденная гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства (далее - садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение);..», при этом выделяя , что СНТ является основополагающим фактором, вокруг которого происходит объединение садоводов – как коллективов , так и индивидуалов.
Однако есть фактор , который ставит под сомнение понимание № 66-ФЗ от 15.04.1998г как закона , в основном регулирующего практику хозяйствования СНТ.
Этот фактор называется приватизация
Процесс приватизации садовых участков , предоставленных гражданам в пожизненное пользование при условии объединения в садоводческие товарищества, который был запущен государством - образовал в рамках территориальных образований СНТ новых собственников:
1. Садоводов, приватизировавших свои участки;
2. Юридических лиц в форме Садоводческих Некоммерческих Товариществ (СНТ) ;
3. Скрытых собственников( под этим понятием я понимаю районные администрации, которые распоряжаются неприватизированными участками в рамках территориальных образований-СНТ)
Появились новые собственники , но не появилось новых отношений между собственниками. Те же членские взносы, те же целевые взносы, Уставы товариществ, положения о комиссиях и прочее…
На самом деле всё гораздо серьёзнее.
1
Старые СТ должны были реорганизоваться в СНТ с соблюдением продцедуры реорганизации:
1.Наличием Передаточного Акта, которым имущество СТ, разными путями созданное к моменту реорганизации , должно было быть передано …….КОМУ?..........;
2.В процессе регистрации в рег.органе, в качестве учредителей должны быть зафиксированы все действительные члены старого СТ.( решение принимается общим собранием, а не отдельным лицом- следовательно и образуется новое лицо по решению собрания-группы учредителей);
3 Произойти смена Устава. В новом Уставе СНТ должны быть отражены НОВЫЕ РЕАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ , СТОЯЩИЕ ПЕРЕД СНТ в связи с возникшими НОВЫМИ УСЛОВИЯМИ.
4.Образование юр.лицадаже в форме реорганизации – предуматривает наличие ИМУЩЕСТВА у этого юр.лица. Должны быть определены источники возникновения .того имущества и параметры этого имущества.
2
Вопросы жизнеобеспечения новых собственников
2.1
Энергоснабжение
Сложнейший вопрос , стоящий на нескольких «китах»
1.Энергетики. Энергоснабжающие организации (ЭСО) предпочитают иметь дело с юридическими лицами в территориальных образованиях СНТ. Так им проще. Существующее законодательство «защищает» бытового потребителя, ограничивая в правах юрлица. Юрлицо можно отключить, навязать кабальные условия договора( предоплата лимита) – затруднить его функционирование.
Немаловажным фактором становится и то, что часть СНТ передали свои внешние ЛЭП и ТП на балансы энергетиков, а другие же СНТ – сменили собственников: всё энергооборудование или его часть ( в виде внутренних ЛЭП) – стала ОБЩЕЙ собственностью членов СНТ.
2.Собственность. При всех реорганизациях в энергетике, в садоводческих хозяствах тоже стало несколько видов собственников сформированного энергохозяйства:
• Как уже было сказано выше- часть СНТ передали свои внешние ЛЭП и ТП на балансы энергетиков,
• Собственники садовых участков
• СНТ – как юрлицо
• Общее имущество членов СНТ
Здесь нужно отметить, что существующее законодательство ОПУСКАЕТ ТРАКТОВКУ определения законом взаимоотношений новых собственников- юрлица-СНТ и садоводов, приватизировавших свои участки , но оставшихся членами садоводческого товарищества(СНТ) – подразумевая общегражданский порядок регулирования таких отношений.
Анализ ФЗ № 66-ФЗ от 15.04.1998г в части взаимоотношений собственников, позволяет сделать вывод, что закон написан под СНТ типа «колхоза» (в лучшем смысле этого понятия).Объединение собственников, которые внесли свою собственность для образования собственности юрлица – их взаимоотношения, взаимоотношения с собственниками-индивидуалами ,оказавшимися на одном землеотводе с этим юрлицом и взаимоотношения с внешними организациями- вот суть ФЗ № 66-ФЗ от 15.04.1998г по отношению к садоводам.
Однако в № 66-ФЗ от 15.04.1998г есть прямой запрет на коммерческую деятельность юрлица . не направленную на содействие его членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства .
А взаимоотношения собственников – в части оказания услуг по энергоснабжению, водоснабжению, ремонту и обслуживанию инженерных объектов- строятся только на коммерческой основе.
Иначе возникает вопрос возникновения налогооблагаемой базы , уводимой из-под налогообложения.
Отсюда вывод о том , что энергетики обязаны осознать возникновение новых существенных условий, требующих ПЕРЕЗАКЛЮЧЕНИЯ существующих Договоров:
1. Договор с юрлицом –СНТ
2. + Договора со всеми собственниками-потребителями энергии в границах территориального образования на землеотводе
Здесь рассматривается не «последовательная» схема ЭСО- СНТ - потребитель, а «параллельная» схема ЭСО –юрлицо-СНТ+ЭСО-садовод-потребитель
При этом садоводам-потребителям не должны выставлять требования на новое подключение.
В качестве компенсации энергетикам - можно предложить заключение коллективного моратория подключённых потребителей на соблюдение требований по подключённой мощности( не требовать увеличения потребляемой мощности для потребителя до 15 КВт)сроком на 5-10 лет.
В настоящий момент, реализация Постановления Правительства от 21 марта 2007 г. # 168 О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Российской Федерации по вопросам электроэнергетики, позволяет решить насущную проблему садоводческих товариществ: устранение юридических препятствий в организации мероприятий по борьбе с неплатежами за потреблённую энергию .
Законопослушный гражданин и аккуратный плательщик за оказанные ему услуги, не должны заниматься непрофильными мероприятиями- борьбой с неплатежами и возможными хищениями, заботой о модернизации оборудования не находящегося в его собственности.
На это есть соответствующие организации: ЭСО , МВД, суд.
Неправильно лишать их возможности выполнять свои прямые обязанности по надзору , контролю и предотвращению неправомочных действий.
2.2
Вопросы водоснабжения, ремонта и обслуживания инженерных объектов.
Водоснабжение, ремонт и обслуживание инженерных объектов, экологические , противопожарные, санитарно-противоэпидемиологические вопросы – не мение важные и ответственные. Но их решение практически аналогично разрешению вопросов с энергетиками.
3
Вопрос о ходе проведения «Дачной амнистии»
Суть вопроса о «Дачной амнистии» можно уложить короткими фразами:
1. Продление сроков приватизации садоводческих участков и ЗОП.
2. Процедура регистрации построек.
Однако решения главной проблемы, которая касается всех садоводов - садоводы так и не дождались. Давайте озвучим проблему.
ВОПРОС РЕГИСТРАЦИИ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ.
Здесь следует пояснить , что речь идёт не о межевании земельных участков и не о присвоении кадастровых номеров или стоимости этих процессов.
Речь идёт о ПОВТОРНОМ межевании и проведении землеустроительных работ при замене УСЛОВНЫХ кадастровых номеров на свидетельствах старого образца при переоформлении документов.
Невнятная позиция государства по этому вопросу привела к повальному и массовому появлению коммерческих и окологосударственных структур, занимающихся землеустроительными работами.
Совершенно непонятны требования госорганов по предоставлению документов по новому межеванию и предоставлению нового кадастрового номера вместо предоставления архивных документов по изначальному межеванию и свидетельства любого образца.
Смена формы документа – не зависит от собственника . И максимум , что может потребовать регистрирующий орган – взыскать стоимость нового бланка.
Но никак не организацию процедуры проведения землеустроительных работ заново.
Есть факты отсутствия в архивах гос.организаций , изначального документа –Генплана землеотвода.При вопросах перерегистрации собственности – собственников вынуждают восстанавливать этот архивный документ , хотя совершенно непонятно его истребование при наличии кадастрового номера и Акта согласования границ.
Суть вопроса состоит в следующем:
Генплан - архивный документ на основании которого ПРОИСХОДИЛО развитие инфраструктуры данного землеотвода. Сверкой данных ( инвентаризацией) , обязано было заниматься БТИ. Отсутствие документов и Актов плановых инвентаризаций - свидетельство отсутствия проводимых работ, а как следствие – непрозрачное использование бюджетных средств, выделенных на эти цели.
Межевание-процесс разбивки землеотвода в соответствии с Генпланом.
Межевание не может происходить больше 1 раза при утверждённом Генплане.
Дальнейшее развитие Генплана в сложившихся хозяйствах , может оказывать НЕЗНАЧИТЕЛЬНОЕ влияние на изначальное межевание и не может служить поводом для повторного межевания всего землеотвода.
Кадастрирование – процесс имеет две составляющие в настоящее время:
• Первичное присвоение кадастрового номера;
• Замена условного кадастрового номера по свидетельствам о собственности старых образцов на НОВЫЙ кадастровый номер в свидетельстве нового образца.
Согласно ПП от 19 ноября 2002 г. N 833О ГОСУДАРСТВЕННОМ ЗЕМЕЛЬНОМ КОНТРОЛЕ:
«…10. Государственный земельный контроль осуществляется в форме проверок, проводимых в соответствии с планами, утверждаемыми в установленном порядке, на основании предписания (распоряжения) руководителя органа, осуществляющего государственный земельный контроль, с соблюдением прав и законных интересов организаций и граждан.
Плановые проверки в отношении каждого земельного участка проводятся не чаще одного раза в два года.
Внеплановые проверки проводятся:
для проверки исполнения предписаний об устранении ранее выявленных нарушений земельного законодательства;
в случае обнаружения государственными инспекторами по использованию и охране земель достаточных данных, указывающих на наличие земельных правонарушений, или получения от органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц и граждан документов и иных доказательств, свидетельствующих о наличии признаков нарушений земельного законодательства…»
Согласно ФЗ№28 –ФЗ от 02.01.2000 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ГОСУДАРСТВЕННОМ ЗЕМЕЛЬНОМ КАДАСТРЕ «…Статья 24. Финансирование деятельности по ведению государственного земельного кадастра
1. Финансирование деятельности по ведению государственного земельного кадастра осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, средств, получаемых в виде платы, взимаемой за предоставление сведений государственного земельного кадастра, и иных не запрещенных законом источников.
2. Средства, получаемые в виде платы, взимаемой за предоставление сведений государственного земельного кадастра, используются исключительно на ведение государственного земельного кадастра.»
Вместо этого происходит подмена плановых(бюджетных) инвентаризаций на коммерческие.
Стоит вопрос о нецелевом использовании денег налогоплательщиков.
Ссылки на недостаточность финансирования ( это при ПРОФИЦИТЕ бюджета) и недостаток трудовых ресурсов ( где тендеры среди коммерческих организаций на проведение данных работ) – считаю несостоятельными.
Стоит поднять вопрос о компенсации проведённых работ за счёт средств гос.организаций, допустивших произвольное трактование существующего законодательства в этой области и подорвавшие престиж государства своими безответственными действиями.
- -
Из всего вышесказанного можно сделать несколько выводов:
1. Миф о садоводстве , как о подсобном хозяйстве, предназначенном для удовлетворения нужд садоводов в овощах, фруктах и ягодах, выращенных своим трудом. Анализ затрат на поддержание и функционирование садового хозяйства в пересчёте на 1 кг. Продукции – говорит о несоразмерности вложений. Дешевле купить офощи-ягоды-фрукты на рынке( магазине).Однако те же затраты в пересчёте на стоимость отдыха на курортах , позволяют сделать вывод о преимуществах организации активных форм отдыха именно в садоводческих хозяйствах. Отсюда вывод о РЕКРЕАЦИОННЫХ ФУНКЦИЯХ садоводства
2. Сложившаяся система хозяйствования садоводческих хозяйств – требует переосмысления. Садоводы обязаны иметь полную и объективную информацию о собственности и формах взаимодействия собственников , о бремени ответственности за собственность и о правах собственника. Стоит ли вопрос о ликвидации СНТ – нет. Речь идёт о многообразии форм ведения хозяйствования садоводческих хозяйств и о господдержке этого МНОГООБРАЗИЯ.
Вопрос о приведении в соответствие сложившихся условий хозяйствования с современным законодательством. Прерогатива должна быть у собственника. А вот формы ОБЪЕДИНЕНИЯ собственников – могут быть разными:
• Хотите объединить свои хозяйства и вести садоводство единым коллективом – пожалуйста, пожалуйте в СНТ;
• Хотите объединить усилия для управления ОИ – создавайте УК (наймите управляющего), заключите Договора с обслуживающими организациями и ведите свои хозяйства индивидуально , оплачивая услуги по управлению и обслуживанию и неся бремя ответственности за долю собственности в ОИ
• Хотите – ведите индивидуальное хозяйство , но при этом все собственники на землеотводе выступают с прошением к администрации о присоединении к территории ближайшего поселения и передают ОИ и инфраструктуру в собственность администрации поселения , платя при этом за коммунальные услуги.
• Можно выступить с предложением к администрации областей об организации садоводческих хозяйств на принципах аренды( для тех кто любит садоводство , но не способен содержать собственность) с разной степенью обеспечения инфраструктурой.
- -
Есть и ещё один непростой вопрос, который требует теоретического осмысления и практического анализа ( хотя бы по аналогии).
Это вопрос ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕНОСТИ при ведении хозяйствования перед третьими лицами.
Это наиболее цивилизованный способ разрешения споров о причинении ущерба соседям в связи с ведением хозяйствования на земельном участке.
Как примеры:
• Возможное возгорание незарегистрированной постройки и оценка ущерба соседей от этого происшествия
• Возможные происшествия в электрофицированных строениях не сданных в эксплуатацию и оценка ущерба соседей от этих происшествий
• Загрязнение почвы сточными водами и химреактивами и оценка ущерба соседей от этих действий…………
Вопросов действительно много. Их нужно решать. Как и КТО?