Как защитить свою машину от угона?
Эксперты утверждают, что универсального рецепта нет. Современные преступники взяли на вооружение высокие технологии. С помощью каких инструментов угоняются автомобили? И что можно противопоставить планам угонщиков?
Текст: Михаил Баженов
Фото: Малыгин Владимир/ТАСС
Современным угонщикам требуется, в среднем, три минуты, чтобы забрать ваше авто. Это высокотехнологичный бизнес. Без отмычек, битья стекол и запуска машины двумя проводами. Есть, например, интеллектуальная система доступа в автомобиль Keyless Go. Еще несколько лет назад — опция исключительно премиум-марок. Как ее взломать, угонщики вычислили буквально за пару месяцев.
Работают двое. Один стоит возле авто, второй идет за хозяином, например, в торговый центр. На расстоянии метра считывается сигнал ключа, передается на приемник рядом с машиной, авто открыто, запуск — и машина уезжает с новым хозяином.
Другой не менее популярный гаджет в руках угонщиков — так называемый код-граббер. Небольшое устройство, брелок для хищения кода сигнализации. Автомобиль не замечает подмены, снимает с блокировки все системы, заводится и уезжает. Когда нет сигнализации, угонщики открывают дверь универсальным ключом, подключают компьютер к диагностическому разъему и на раз взламывают электронный мозг машины. Допзащиту вроде скрытого маяка, который посылает сигнал на спутник и позволяет отслеживать машину, угонщики находят с помощью специальных детекторов, выламывают и выбрасывают. О том, как работает угонное оборудование, много написано в Сети. И там же все эти гаджеты выставлены на продажу. Рассказывает президент ГК «Геолайф» Анатолий Курманов.
Анатолий Курманов
президент ГК «Геолайф»«Мы организовываем свою деятельность по противодействию угонщикам. Мы покупаем код-граббер, мы покупаем и глушилки и т.д. К сожалению, несмотря на то, что в открытом обороте эти средства запрещены, их купить на сегодняшний день можно».
Еще лет пять-семь назад интеллектуальные инструменты угонщиков стоили столько, что окупить их мог угон только очень дорогой машины. Сейчас с развитием технологий набор преступника отбивается после пары угонов автомобилей среднего класса. О ценах рассказывает замруководителя Лаборатории по компьютерной криминалистике Group-IB Сергей Никитин.
Сергей Никитин
замруководителя Лаборатории по компьютерной криминалистике Group-IB«Стоимость очень отличается. Допустим, код-граббер, который перехватывает сигнализации, в том числе, и некоторые диалоговые сигнализации, чтобы просто разблокировать машину, цена там может быть до 100 тысяч рублей. Если говорить про какие-то прописывающиеся адаптеры для прописи ключей, там речь идет о тысячах евро. Не больше десятка».
Водителям важно помнить: если угонщики нацелились именно на вашу машину, вы ее лишитесь, даже если авто будет под завязку напичкано всеми средствами защиты. На 100% обезопасить себя от неприятностей можно только одним способом — страховка от угона. Если же авто оказалось на пути угонщиков волей случая, то лучшая защита — это механические блокираторы на руль или коробку передач. Это совет от одного из задержанных преступников. Объяснил он это так: на взлом блокиратора нужна одна-две минуты. А угонщики дорожат каждой секундой. Им намного проще и безопаснее найти в соседнем дворе машину без механической защиты и угнать вместо вашей.
Спецназ задержал почти 60 участников криминальной сходки в подмосковном Дзержинском. Собравшиеся обсуждали, как разделить сферы влияния в угонном бизнесе в Подмосковье.
Почему, несмотря на усилия правоохранителей, в Москве действуют десятки организованных групп, которые специализируются на краже машин? И почему из 100 угнанных автомобилей находится максимум десятая часть? Об этом во второй части специального проекта «Угон на потоке».
«Не найдут» — самые частые слова, когда речь заходит об угнанной машине. По оценкам, к владельцам возвращаются от трех до десяти автомобилей из ста похищенных. Как объяснить эти низкие цифры?
Три года назад сотрудники ГАИ показали журналистам новейшую систему «Паутина». Она настолько технологична, объясняли они, что может не просто отслеживать машину в потоке, но и запоминать карту передвижений. И если хозяин вдруг изменит привычкам и поменяет маршрут, в «Паутине» сработает тревога. Говорили, что бизнесу угонщиков пришел конец. И теперь ни одна машина в городе не останется незамеченной.
Теперь пример из личного опыта. Мою машину угнали 11 февраля. Спустя три часа в полиции получили данные о ее передвижении по городу. Удивительно, но в последний раз камеры видели авто 7 января, более месяца назад. За это время машина дважды была в центре, передвигалась вокруг Кремля, заезжала на ТТК, дважды проехала по МКАД, по 25 километров в обе стороны и несколько раз пересекала границы Москвы и области. Возможно ли, что она просто не попала в объективы дорожных камер? Отвечает представитель компании «Технологии распознавания» Сергей Кусов.
Сергей Кусов
представитель компании «Технологии распознавания»«Представляете, в Москве гигантское количество камер, около 600 «Стрелок», 80 «Автоураганов», плюс еще другие висят камеры. В совокупности группировка составляет около полутора тысяч камер. То есть, на одной даже улице в Москве вы 2-3 километра проехали, вы как минимум попадете под 1-2 камеры. А такие основные трассы, как проспекты и МКАД и кольца, там их понавешано, ой сколько!».
Почему дорожная система видеофиксации в течение месяца не видела машину? Об этом мы спросили сотрудников ГИБДД, ждем ответа. И есть подозрение, что система «Паутина» — гроза угонщиков — или не работает, или работает не так как надо. Другой способ найти угнанную машину — объявление плана «Перехват». Вот только по горячим следам — через «Перехват» — как правило, тоже ничего не находят. Почему? Об этом мы спросили автоэксперта Игоря Моржаретто.
Игорь Моржаретто
партнер аналитического агентства «Автостат»«Работают они, конечно, крайне неэффективно. Те службы, которые этим занимаются, не очень заинтересованы ловить, потому что в общем, ну что — угнали и угнали. Как правило, угоняют застрахованные. Страховку заплатят, а нам что суетиться? Я знаю случай, когда человек обнаружил угнанную машину, что она не стоит в угоне вообще, что никто не сообщил. Видимо, крайне неэффективно работают службы, и потом координация между ними тоже соответственная. Следствие ведет следователь, акт на месте составляет полиция, формально, ловить должно ДПС, никто ничего не делает».
Каждый день в Москве угоняют около двух десятков машин. Две трети идет на детали или продаются целиком. Этим занимаются организованные группы: у них есть каналы сбыта, места для хранения и разбора похищенных машин, свои перегонщики и другие специалисты. Судя по количеству угонов, в Москве действует не один десяток таких групп. Каждый день. И они, как правило, остаются без внимания правоохранителей. Почему полиция так редко сообщает об аресте очередной банды угонщиков? Мнение бывшего старшего следователя по особо важным делам при Генпрокуроре Владимира Калиниченко.
Владимир Калиниченко
бывший старший следователь по особо важным делам при Генпрокуроре«Они не хотят, это портит статистику. Шесть тысяч угонов, будет на шесть тысяч краж больше. А дальше будет возникать вопрос, что растет организованная преступность и т.д. Это не выгодно милиции, не выгодно их начальству. Поэтому они премии за это не получают».
Что получается. Система дорожных камер не всегда отслеживает угнанные машины, план «Перехват» не всегда срабатывает, полиции не всегда выгодно находить авто — это портит статистику по ОПГ в городе. Если добавить сюда не всегда согласованные действия между силовиками и, что скрывать, участие некоторых из них в угонном деле, получается, что машина пропадает навсегда, даже если ее будут искать. Остается только защищать свой автомобиль от угона. А как это сделать лучше всего? Об этом в следующий раз.
Вкусы угонщиков изменились. Многолетний лидер рейтинга самых угоняемых машин — Mazda 3 — сдала первую позицию. Японца потеснил Hyundai Solaris. Всего за три года этот автомобиль преодолел сразу 17 строчек рейтинга. Такой же стремительный взлет показал Kia Rio, корейский седан вышел в тройку лидеров. Следом расположились Ford Focus, две Toyota — Corolla и Camry — и Honda Civic.
Угонщики сосредоточились на среднем классе. Именно он теперь занимает половину строчек в ТОП-20. Остальное — это премиум-сегмент, вроде Land Rover Discovery или Infinity QX70 и представители семейства Lada: «Гранта», «Приора» и ВАЗ 2114. Почему угонщики пересмотрели модельный ряд? Отвечает директор общественной организации «Угона.net» Дмитрий Андреев.
Дмитрий Андреев
директор общественной организации «Угона.net»«Приоритеты по маркам — это с Ford и Mazda перешли на Kia Rio, Solaris. Их стали угонять больше, и угонять их стали больше за счет легкости угона. Контроллер можно заменить под капотом от такого же автомобиля, и машина заводится в обход штатного имобилайзера. Также приоритет на дорогие машины у угонщиков. Позарились серьезно на Mercedes, Range Rover, потому что машины обладают системами комфортного доступа. Под нее сделали ретрансляторы».
Интерес к среднему сегменту объясняется еще и ростом спроса на рынке запчастей. Машины теперь меняют реже, ремонтируют чаще. Угнанные Solaris и Ford уходят на разборку так же как раньше — представители японского автопрома. Рассказывает координатор Службы европротокола Глеб Виленский.
Глеб Виленский
координатор Службы европротокола«Ford Focus, Mazda 3 — их угоняют не потому, что кто-то заказал эту машину, а просто на разборку. Это и раньше существовало, но сейчас это просто большая индустрия. Запчасти стоят дорого, на какой-нибудь той же «Мазде» можно вытащить с подушки безопасности пару электронных блоков — и вот уже несколько тысяч долларов. Бизнес по незаконной разборке машин угнанных он сейчас просто процветает».
Какую машину выбрать, чтобы не стать жертвой преступников? Аутсайдеры списка самых угоняемых авто 15-го года — Opel, Peugeot и Volvo. В премиум-сегменте — Jaguar и Bentley. Самый безопасный российский автопром — «Волги», УАЗы и неожиданно Lada Kalina.
Тут важно понимать, что покупка подобных машин снижает риск угона, но не исключает его. В прошлом году в Москве угонялось примерно по 18 авто в день. Это на 10% меньше, чем в 2014-м. Но эти данные с подвохом. Они создают ощущение, что воровать стали меньше. Это не так. В 2015-м году рынок продаж новых машин упал вдвое, в город выехало в два раза меньше автомобилей. А на статистике угонов это отразилось не сильно. В этом году последствия от действий преступников станут более болезненными. Причина — упавший рынок КАСКО. Автовладельцы все реже страхуют машины от угона, и не получают ничего, если автомобиль уезжает с чужим водителем. Продолжает координатор Службы европротокола Глеб Виленский.
Глеб Виленский
координатор Службы европротокола«Рынок КАСКО просел совершенно катастрофически, потому что в основном страхуют по КАСКО новые машины, в течение первых трех лет эксплуатации. Поскольку продажи упали в общей сложности уже на 50%, соответственно, упали и продажи КАСКО. Цены на КАСКО тоже заметно выросли и стали гораздо менее доступны для потребителя».
Если незастрахованную машину угнали, есть вероятность, что ее найдут. Именно вероятность. Ее оценивают от 3% до 10%. И эти цифры не меняются уже очень давно.