Bookmark and Share
Page Rank

ПОИСКОВЫЙ ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛ САДОВОДЧЕСКИХ И ДАЧНЫХ ТОВАРИЩЕСТВ "СНЕЖИНКА"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » ПОИСКОВЫЙ ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛ САДОВОДЧЕСКИХ И ДАЧНЫХ ТОВАРИЩЕСТВ "СНЕЖИНКА" » ПТИЦА ГОВОРУН ОТЛИЧАЕТСЯ УМОМ И СООБРАЗИТЕЛЬНОСТЬЮ » Уроки истории: что принесла России первая Крымская война 160 лет назад


Уроки истории: что принесла России первая Крымская война 160 лет назад

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

Уроки истории: что принесла России первая Крымская война

160 лет назад открылся Парижский конгресс, который подвел черту под Крымской войной, столь бесславной для Российской империи. Часть историков считает, что Россия, тем не менее, "легко отделалась". Так ли это?

http://www.dw.com/image/0,,19072847_303,00.jpg
Уильям Симпсон. "Раненые ждут эвакуации из Балаклавы", 1855 год

160 лет назад, 25 февраля 1856 года открылся Парижский конгресс, который подвел черту под Крымской войной, столь бесславной для Российской империи. И проигранная война, и сам конгресс, и подписанный в Париже в марте мирный договор существенно изменили соотношение сил на континенте, отодвинув Россию на второй план. Вместе с тем, противоречия между ее оппонентами - Францией, Англией, Австрией, Оттоманской империей и Пруссией - и то, что политические интересы перечисленных стран отчасти сталкивались, позволило России меньше заплатить за поражение в Крымской войне, чем этого можно было бы ожидать.

Четыре условия

Прежде чем согласиться на мирные переговоры, противники России в войне еще в июле 1854 года, меньше чем через год после ее начала, поставили ей четыре условия: нейтрализация (сегодня мы сказали бы: демилитаризация) Черного моря, отказ от исключительного российского протектората над дунайскими княжествами Молдавией и Валахией, гарантия свободного судоходства по Дунаю (что было связано с потерей части Бессарабии), а также общеевропейская защита немусульманского меньшинства в Оттоманской империи. Александр II категорически отверг эти ультимативные требования.

Не мудрено, ведь как раз оккупация подчиненных турецкому султану дунайских княжеств Россией в 1853 году и претензии царя Николая I на то, чтобы стать единственным "официальным" патроном православных верующих в Оттоманской империи, привели, среди прочего, к Крымской войне. Николай и его советники были уверены в том, что турки слишком заняты внутренними проблемами, а Запад слишком слаб, чтобы решиться на войну. Они просчитались. Христианско-мусульманский альянс состоялся, и Россия потерпела чувствительное поражение.

В марте 1855 года Николай I умер и на престол взошел его сын Александр II . В сентябре французские и английские войска взяли Севастополь. Русские войска сдали также Керчь и Евпаторию, крепости Еникале на берегу Керченского пролива и Кинбурн в устье Днепра. Австрия, долгое время остававшаяся нейтральной и безуспешно пытавшаяся убедить Россию принять условия мирных переговоров, ввела войска на территорию дунайских княжеств, оставленных русскими. В боевых действиях против России австрийцы по-прежнему участия не принимали, но потенциальная угроза того, что терпение Австрии лопнет окончательно, связывало значительные военные силы России на границе.

В общем, ситуация была безнадежной, надежд на победу не оставалось. Кроме того, немало людей в царском окружении считали, что продолжение войны могло привести к волнениям в среде крепостных крестьян. И император Александр собрал в Зимнем дворце своих ближайших советников. Их мнение было практически однозначным: хотя предварительные условия мира тягостны для России, неприятие их лишь ухудшит ее положение. Князь Воронцов, например, прямо сказал, что продолжение войны приведет к финансовому истощению страны, потребует огромных жертв, может быть, даже к потере Польши и Финляндии. Граф Орлов, которого царь позже назначил представителем России на Парижском конгрессе, предостерег от того, чтобы ориентироваться на настроения ура-патриотов, которые требуют продолжения войны: "Власть не должна заботиться о разглагольствованиях и истерических криках публики".

"Патриоты" - против

Истерика действительно была, как только "публика" узнала о решении царя принять условия союзников и начать мирные переговоры. Известный советский историк Евгений Тарле приводит в своей двухтомной монографии "Крымская война" такой эпизод. В театре шла драма "Дмитрий Донской", и после слов "Ах, лучше смерть в бою, чем мир принять бесчестный!" зал разразился громом оваций. Дело было только в том, что на севастопольской Черной речке, в крымской грязи, умирали вовсе не те люди, который сидели в театральном зале. Война не делала их беднее, не обрекала на нищету и полуголодное существование их семьи. Придворной аристократии легко было проявлять патриотические восторги и патриотический гнев: война ничем ей не угрожала.

http://www.dw.com/image/0,,17479862_401,00.jpg
"Сражение на Черной речке". Картина Пауля Леверта, 1855 год

Дипломатическая борьба на Парижском конгрессе была трудной. Впрочем, то, что Россия приняла предварительные условия, облегчило задачу и самого графа Орлова, и его оппонентов. Россия вернула захваченную ею турецкую крепость Карс, французы и англичане вывели свои войска из Севастополя, Керчи и Евпатории. Валахия, Молдавия и Сербия были окончательно потеряны Россией, кроме того, ей пришлось отдать часть Бессарабии.

Самым болезненным для национального самолюбия России была статья договора о нейтрализации Черного моря. Всем черноморским державам запрещалось иметь здесь военные флоты, крепости и арсеналы. Особенно резкие споры вызвал вопрос о городе Николаеве. Англичане требовали уничтожить его военные арсеналы и верфи, русские настаивали на том, чтобы исключить Николаев из поля действия договора, так он находится не на море, а на реке Буг. Однако именно Николаев был во время Крымской войны главной тыловой базой Черноморского флота, возражали англичане.

http://www.dw.com/image/0,,19072551_401,00.jpg
Луи-Эдуард Дюбюф "Участники Парижского конгресса", 1856 год

В конце концов, был достигнут компромисс: никто ничего уничтожать не стал, но город демилитаризовали. Его открыли для иностранных судов, он стал крупным коммерческим портом. В конце XIX века Николаев занимал третье место в России по объемам заграничной торговли - после Санкт-Петербурга и Одессы. Вот что дал Николаеву мир.

Россия после войны

Севастополь ждала другая судьба. В 1870 году, воспользовавшись тем, что шла франко-прусская война, Российская империя дезавуировала часть парижских договоренностей. Севастополь снова стал базой военно-морского флота.

Все это, однако, - вовсе не причина для того, чтобы считать результаты начатой и проигранной Россией Крымской войны не столь уж страшными для нее. Политические ее последствия были гораздо более серьезными, и в какой-то мере мы ощущаем их даже сегодня, спустя 160 лет.

Как писал еще академик Тарле, "война глубоко изменила прежние отношения России". Она перестала играть ведущую роль в Европе, роль уважаемого политического арбитра, которую получила после победы над Наполеоном. В политические лидеры вышла Франция, позже - Пруссия и Австрия, которые до Крымской войны входили вместе с Россией в "Священный союз". Окончательно были испорчены отношения с Англией, взаимное недоверие определяет отношения России и Великобритании до сих пор. Врагом на долгие десятилетия стала и Турция, с которой Россия постоянно воевала. Друзей и союзников Крымская война России не принесла.

Дата 25.02.2016

Автор Ефим Шуман

http://dw.com/p/1I1bo

0

2

Уроки Крымской войны: Россия против всех

Крымская война 1853-1856 годов осталась в коллективной памяти современной России разве что благодаря "Севастопольским рассказам" Льва Толстого. Но сейчас она снова вызывает интерес историков. В том числе на Западе.

http://www.dw.com/image/0,,17479862_303,00.jpg

Название книги Орландо Файджеса поначалу сбивает с толку. "Крымская война" - это понятно, но дальше оно звучит так: "Последний крестовый поход". Крестовый поход? Кого против кого? И только по ходу документального повествования, в котором факты и анализ событий искусно перемешаны с живыми свидетельствами современников, узнаешь, что британский историк намеренно выбрал столь парадоксально и провокационно звучащий подзаголовок.

Христианско-мусульманский альянс

Хорошо известно, что исходной причиной Крымской или, как ее еще называют, Восточной войны 1853-1856 годов между Россией с одной стороны и Англией, Францией, Османской империей и Сардинским королевством - с другой, были претензии российского императора Николая I на контроль над святыми местами в Палестине (храмом Рождества Христова в Вифлееме и церковью Гроба Господня в Иерусалиме), а также на то, чтобы стать, так сказать, официальным патроном православных верующих Османской империи. То есть, выходит, имеется в виду "последний крестовый поход" Николая на Иерусалим и Константинополь, который Николай I называл не иначе, как Царьградом, религиозную войну православного самодержца против турок-мусульман, французских католиков и англиканской церкви?

Однако все не так просто. Орландо Файджес обращает внимание читателей на то, что "крестоносцами" Крымской войны (если вкладывать в это понятие не только религиозный смысл) были не только русские. Антироссийские настроения были типичны для Великобритании того времени. Они еще больше усилились после того, как Россия в начале 1853 года оккупировала подчиненные турецкому султану дунайские княжества Молдавию и Валахию, считая, что раздираемое внутренними противоречиями османское государство сопротивляться не сможет, а Запад слишком слаб, чтобы решиться на войну. Но неожиданный для России христианско-мусульманский альянс все же состоялся, и в либеральной, буржуазной, вступившей в эпоху промышленной революции Британии Крымскую кампанию понимали (цитирую Файджеса) как "крестовый поход в защиту свободы и европейской культуры от деспотичной и варварской России", как борьбу с антилиберальным и антидемократическим агрессором.

Согласимся, что основания для такой позиции были. По сравнению с николаевской Россией с ее абсолютной монархией, крепостным правом, цензурным гнетом и Третьим отделением даже Османская империя выглядела толерантной. Султан жестоко подавлял славян, но Николай I, претендовавший на роль защитника всех православных народов, держал в рабстве свой собственный народ и заливал кровью восстания в Польше и Венгрии. И не случайно замечательный русский поэт Федор Тютчев позже напишет на него такую эпитафию, больше похожую на суровый приговор:

"Не Богу ты служил и не России,

Служил лишь суете своей,

И все дела твои, и добрые и злые, -

Все было ложь в тебе, все призраки пустые:

Ты был не царь, а лицедей".

http://www.dw.com/image/0,,17568760_404,00.jpg
Обложка книги

В политической лживости, которая втянула Россию в Крымскую войну, обвинял Николая I и известный славянофил Константин Леонтьев, в свое время ушедший на Крымскую войну добровольцем: "Война... разгорелась не из-за политической свободы единоплеменников наших, а из-за требований преобладания России... Государь считал себя вправе... потом уже, по своему усмотрению, сделать для единоверцев то, что заблагорассудится нам, а не то, что они пожелают для себя сами".

Подобные цитаты вольно или невольно соотносишь с сегодняшними событиями в Крыму и Восточной Украине. Разумеется, Файджес прекрасно это понимает. Он специализируется на советской и российской истории. Самая известная его книга - "Шепчущие: частная жизнь в сталинской России". Как и в случае с "Шепчущими", Файджес использовал в работе над "Крымской войной" множество новых, практически неизвестных архивных источников - российских, английских, французских, турецких... Но он не просто анализирует события более чем полуторавековой давности, он вглядывается и в день сегодняшний.

Благо позорного поражения

Не проводя прямых исторических параллелей, которые всегда достаточно условны, Орландо Файджес делает основной упор не на ход боевых действий, которые шли, кстати говоря, не только в Крыму, а на религиозные, национальные, геополитические причины войны 1853-1856 годов и на ее последствия. Русские, героически оборонявшие Севастополь, все же были вынуждены, в конце концов, оставить его. Ни "покровительства" 10 миллионам православных подданных султана, ни контроля над святыми местами Палестины, ни выхода к проливам, о которых мечтал царь Николай, Россия не получила. Она ушла из Молдавии и Валахии, потеряла низовья Дуная и была вынуждена согласиться на "нейтрализацию" Черного моря (в частности, России запрещалось иметь там военный флот и строить военные укрепления).

Крымская война выявила безнадежное отставание Российской империи по сравнению с западноевропейскими противниками не только в военной области, но и в промышленности, технике, структурах государственного управления. И дело было не только в самоуверенном деспоте. В первой половине XIX века в России чудовищно вырос бюрократический аппарат (в четыре раза!), а вместе с ним - взяточничество и казнокрадство. Желание контролировать все привело к отсутствию инициативы, официальная ложь - к самообману. Поражение было тем болезненней, чем больше было амбиций и надувания щек в преддверии войны. И даже героизм защитников Севастополя здесь ничего не мог изменить.

http://www.dw.com/image/0,,17560466_401,00.jpg
Роберт Гибб. "Тонкая красная линия", 1881. Отбивая атаку русской кавалерии под Балаклавой, командир шотландского полка поставил своих солдат в шеренгу по два, а не по четыре, как было принято, и отбил атаку. Выражение "тонкая красная линия" означает в английском языке последнюю линию обороны.

Позорный провал в Крымской войне был фактом, который не могли не признать и правители России. Реформы 1860-х годов - в частности, отмена крепостного права и судебная реформа - произошли бы, по убеждению британского историка, гораздо позже, если бы не поражение России. После него модернизация страны пошла, что называется, семимильными шагами.

Но считать это поражение только лишь благом для страны было бы слишком односторонне. Оно на долгие десятилетия усилило антизападные тенденции в России, подчеркивает британский историк. И, с другой стороны, антироссийские настроения на западе континента. Пропасть между либеральной Европой и ее самодержавным, консервативным соседом стала глубже. Она не преодолена и сегодня.

Orlando Figes
"Der Krimkrieg. Der letzte Kreuzzug"
Berlin Verlag

Дата 16.04.2014

Автор Ефим Шуман

http://dw.com/p/1BiOo

0


Вы здесь » ПОИСКОВЫЙ ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛ САДОВОДЧЕСКИХ И ДАЧНЫХ ТОВАРИЩЕСТВ "СНЕЖИНКА" » ПТИЦА ГОВОРУН ОТЛИЧАЕТСЯ УМОМ И СООБРАЗИТЕЛЬНОСТЬЮ » Уроки истории: что принесла России первая Крымская война 160 лет назад