Китай, Индия и Россия у демографического порога
25 февраля, 07:44
Economy Times
Экспертно-аналитический сайт
Автор: Кирилл Новиков, научный сотрудник Международной лаборатории политической демографии РАНХиГС.
Сегодня стало модным предсказывать окончательный закат Европы. Одним из главных аргументов является демография: мол, Запад стареет, в то время как Китай и Индия располагают колоссальными растущими людскими ресурсами, а значит, и будущее за ними. Стремительный рост экономики двух евразийских гигантов, кажется, подтверждает самые радужные прогнозы относительно их будущего. Третий евразийский гигант – Россия – не может похвастаться такими же успехами в экономике, однако, с позиций рождаемости, выглядит почти благополучно. Но так ли безоблачно будущее большой евразийской тройки с демографической точки зрения? Исследователи из Международной лаборатории политической демографии при РАНХиГС считают, что эти страны могут столкнуться с серьезными проблемами уже в обозримом будущем.
Великий шоковый путь
Не будет преувеличением сказать, что в основе китайского экономического чуда лежит демография, а точнее, способность правительства КНР обуздать неконтролируемый рост населения. В долгой истории Китая демографические циклы, завершавшиеся мальтузианской катастрофой, следовали со зловещей периодичностью. Перенаселение вело к истощению почв, голоду, восстаниям и хаосу, за которыми следовала утрата правящей династией «небесного мандата».
Коммунистическая партия Китая начала эксперименты по обузданию рождаемости еще в 1950-е годы, но первой успешной инициативой стала знаменитая программа «Одна семья – один ребенок», введенная в 1979 году. К концу ХХ века страна обладала избытком дешевой рабочей силы, но угроза нового мальтузианского кризиса миновала. Зато появилась другая – из-за фактического запрета на второго ребенка возник серьезный дисбаланс в половой и возрастной структуре населения.
Большую часть истории в Китае ощущался избыток мужчин, поскольку многих девочек убивали при рождении, чтобы избавиться от лишних ртов. Безнадежных холостяков в Китае называли гуаньгунь, то есть «голые ветки». Молодые гуаньгунь часто собирались в банды, грабили и насиловали. Они же с готовностью примыкали к любому восстанию или революции. Практика инфантицида дожила до ХХ века, так что в 1955 году на 100 девочек в возрасте до 5 лет приходилось 110 мальчиков.
С началом политики «Одна семья – один ребенок» дисбаланс полов заметно вырос. С появлением УЗИ, позволяющего определить пол будущего ребенка, по стране прокатилась волна «избирательных абортов». В результате уже в 2005 году на 100 девочек до 5 лет приходилось 122 мальчика. Это значит, что к 2025 году в Китае будет порядка 30 млн «голых веток». Массы гуаньгунь будут сосредотачиваться в мегаполисах восточного Китая, что может создать социальную напряженность и привести к серьезным потрясениям. Однако этим негативные последствия политики «Одна семья – один ребенок» не ограничиваются. В ближайшие годы население Китая продолжит расти, и к 2027 году достигнет максимума в 1 млрд 412 млн человек.
В ближайшие годы население Китая продолжит расти, и к 2027 году достигнет максимума в 1 млрд 412 млн человек
При этом доля трудоспособного населения будет постепенно сокращаться, поскольку каждая когорта, рожденная после 1979 года, была меньше предыдущей. Если сейчас на каждого пенсионера приходится шестеро трудящихся, то к 2030 году работающих останется всего трое. В январе 2016 года политика «Одна семья – один ребенок» была, наконец, отменена, и теперь китайским семьям разрешено иметь двоих детей, однако последствия этого решения скажутся еще не скоро, ведь детям нужно еще вырасти. Это означает, что колоссальный рост пенсионной нагрузки уже неизбежен. Государству придется повышать налоги, что снизит инвестиционную привлекательность страны, а гражданам придется менять свои потребительские привычки. Кроме того, многие молодые семьи, вынужденные заботиться о многочисленных пожилых родственниках, видимо, решат иметь меньше детей, что лишь усугубит демографические проблемы Поднебесной.
Индийская драма
Между тем, Индии грозит совершенно другая проблема. На первый взгляд, рождаемость в этой стране не такая уж высокая – всего 2,3 ребенка на женщину, что лишь немного выше уровня естественного воспроизводства. Однако Индия уже перенаселена. В стране проживает более 1,2 млрд человек, причем более 65% из них моложе 35 лет. По «верхнему» прогнозу ООН, в середине века население страны удвоится, а к 2100 году достигнет отметки в 2,6 млрд человек.
Если этот сценарий сбудется, Индия может столкнуться с крупнейшей гуманитарной катастрофой в истории человечества. Нехватка водных ресурсов и сведение лесов под запашку разрушат экологию страны. Вероятны этнические конфликты, гражданские войны и распад страны, что вызовет массовый исход беженцев. Даже если развитие пойдет по благоприятному сценарию, и к 2050 году рождаемость упадет до 1,8 ребенка на женщину, Индии не избежать проблем, вызванных перенаселением. Единственный способ спасти положение – добиться сокращения рождаемости до 1,75–1,8 ребенка на женщину в ближайшие десять лет.
Сверхсмертность в России
А что же Россия? У нас рождаемость составляет 1,75 ребенка на женщину, так что перенаселение нам не грозит. По наиболее вероятному сценарию население России начнет сокращаться с 2018 года и к 2050 году составит 130,2 млн человек, что на 9,5% меньше, чем сейчас. Есть и более оптимистичные сценарии, согласно которым падения численности населения не происходит, но для этого мало сохранения нынешнего уровня рождаемости. Россия должна существенно снизить уровень смертности, в особенности среди мужчин трудоспособных возрастов. Каждый год около 400 тысяч россиян гибнут из-за алкоголя, еще столько же уносят болезни, связанные с курением, 100 тысяч губят наркотики.
Но даже если удастся победить сверхсмертность, без массового притока мигрантов численность населения не стабилизировать. Мигранты же вряд ли приедут в страну, пораженную кризисом и обложенную санкциями. Впрочем, если в Индии случится описанная выше катастрофа, недостатка в рабочих руках не будет, а хинди станет одним из распространенных языков в нашей стране.
Даже если удастся победить сверхсмертность, без массового притока мигрантов численность населения не стабилизировать
Если же великого переселения не случится, Россию ждет резкое сокращение доли населения трудоспособного возраста, и этого уже не избежать. Сейчас доля трудоспособных составляет 58,4% населения, а к началу 2050 года, по наиболее вероятному сценарию, их доля опустится до 49,5%. Соответственно вырастет доля пенсионеров, что означает постепенный рост пенсионной нагрузки.
Таким образом, Россию и Китай ожидают проблемы, связанные с сокращением рабочей силы и ростом числа нетрудоспособных, в то время как Индия балансирует на грани мальтузианского кризиса. Запад тоже сталкивается с проблемой старения населения, но его ресурсы позволяют ему смягчить возможные последствия. Так что пророчества о падении Запада и неизбежном возвышении Востока несколько преждевременны.