Онлайн-самозанятость: как работа по найму становится не нужна
Алексей Гидирим,
сооснователь онлайн-сервиса бытовых услуг YouDo.com
Очередная промышленная революция и экономический кризис меняют рынок труда по всему миру: компании все чаще отдают предпочтение фрилансерам, а люди — самозанятости
Мировая экономика претерпевает значительные изменения, и рынок труда не исключение. В условиях затянувшегося кризиса многие компании переводят свою деятельность в интернет, внимательно начинают относиться к затратам на персонал, переводя часть коллектива на аутсорсинг. В то же время растет реальная безработица. А те, у кого работа есть, все чаще рассматривают свободное время как источник дополнительного заработка. Кризис создал благоприятную среду развития для рынка онлайн-сервисов услуг. Например, на сайте YouDo.com за 2015 год число исполнителей выросло в три раза, а количество заданий — в 3,5 раза.
Битва за услуги
Активная борьба за звание Uber в сфере сервисов услуг привлекла не только огромное количество стартапов по всему миру, но и таких гигантов индустрии, как Google и Amazon.
В 2015 году был запущен Amazon Home Services, позволяющий заказчикам вызывать сантехника, электрика, компьютерного мастера, садовника, тренера по йоге и получать еще более 900 типов различных услуг, доступных в 15 городах США. Через Google Ventures были инвестированы средства в сервис по заказу бытовых услуг Thumbtack (оценка которого на последнем инвестиционном раунде составила $1,25 млрд). Кроме того, были введены новые рекламные инструменты, Home Service Ads, которые дают пользователям возможность прямо в поисковой строке Google размещать заявку на услугу и сразу же выбирать подходящего исполнителя.
Ключевую роль в сформировавшейся модели потребления услуг, получившей название on-demand economy, играют самозанятые граждане. Постоянная работа за зарплату рискует стать анахронизмом. Многие специалисты предпочитают работать на себя, сотрудничая сразу с несколькими компаниями и клиентами. Этот виток развития культуры труда характеризуется активным использованием онлайн-платформ, позволяющих быстро выбрать адекватного исполнителя, основываясь на его рейтинге и условиях, на которых он готов выполнить поставленную перед собой задачу.
Исследование The 1099 Economy Workforce Report, например, показало, что в США уже более 34% работоспособных американцев подрабатывают на фрилансе, а к 2020 году этот показатель должен увеличиться до 45%. Объем рынка бытовых услуг здесь оценивается от $400 млрд до 800 млрд — это порядка 10% от общемирового рынка услуг (по оценке сервиса Angie’s List).
Если говорить о российском рынке, здесь наблюдаются такие же тенденции. Например, компания Avito вынесла в отдельную вертикаль раздел «Услуги», который уступает по выручке только «Недвижимости» и «Авто». А вот разработка «Яндекса», проект «Яндекс.Мастер», напротив, был очень быстро закрыт, не сумев привлечь достаточно заказчиков. Войти на этот рынок уже не так-то просто.
Образ российского фрилансера
В российском обществе бытует стереотип, что фрилансеры — это студенты или безработные, готовые браться за любой заказ. Мы исследуем портрет пользователя YouDo.com каждый год и видим, что это совсем не так. Средний возраст исполнителя в 2013 году был 18–25 лет (45,5%), однако к 2015 году 45,3% исполнителей были уже в возрасте от 25 до 34 лет. Рынок бытового фриланса «взрослеет» и отходит от стереотипа студенческой подработки. Тенденцию к «взрослению» исполнителей можно проследить и на уровне их образования: если в 2013 году людей с высшим образованием было зарегистрировано на сервисе всего 24%, то в 2015-м этот показатель увеличился до 50,1%. Число исполнителей-мужчин также выросло с 68,5 до 79,9%.
Сегодня исполнитель YouDo.com тратит на удаленную работу в среднем 25 часов в месяц, хотя два года назад среднее время, выделенное на самозанятость, составляло 28 часов. Этот факт говорит о том, что на сегодняшний день у большинства исполнителей уже есть постоянное место работы (44,1% фрилансеров на YouDo.com имеют одно место работы или несколько, а более половины всех респондентов относят себя к трудоустроенным специалистам или владельцам бизнеса).
Всего на YouDo.com сейчас зарегистрировано около 70 тыс. исполнителей, которые обрабатывают более 2,5 тыс. заказов в день. Самые популярные категории — «курьерские услуги» (на нее подписаны 25 тыс. исполнителей и приходится 40% всех заданий), «бытовой ремонт» (25%) и «клининг» (10%).
Большие перспективы у направления грузоперевозок. На нашем сервисе данная вертикаль составляет более 15% ежедневных заказов. Средний чек на услуги грузоперевозки по городу составляет 3 тыс. руб., а междугородние перевозки в среднем стоят 15 тыс. руб. Причем YouDo.com пока не работает глобально по всей России, большинство заказов сосредоточено в Москве и Санкт-Петербурге.
Такие категории, как «красота и здоровье», не пользуются большой популярностью, и конкуренция среди исполнителей здесь намного ниже. Среднестатистическому человеку гораздо проще дойти до салона и сделать стрижку с укладкой там, чем вызывать мастера на дом. В данном сегменте гораздо важнее рекомендации и личный опыт знакомых и друзей, которые советуют конкретных мастеров в конкретных салонах. Возможно, со временем и эта категория станет такой же популярной, как курьерские услуги и грузоперевозки.
От фриланса к бизнесу
Очевидный тренд — усложнение заданий и рост среднего чека с 1,5 тыс. руб. в 2013 году до 2,5 тыс. руб. в 2015-м. Доверие пользователей к фрилансерам растет, и можно найти задания на крупные суммы. Нас уже не удивляет появление среди заказов запросов на выполнение услуг по комплексному ремонту квартиры, составлению дизайнерского плана или непосредственному оформлению интерьера, стоимость которых превышает 100 тыс. руб.
Так, платформы, ориентированные изначально на поиск помощников в решении мелких бытовых задач и единоразовых поручений, сегодня начинают объединять профессионалов из самых разных областей: архитектура, дизайн, маркетинг, психология, а также инженерное дело, научная и врачебная сфера.
Особенно можно отметить увеличивающееся число исполнителей, специализирующихся в инженерном деле. Они выполняют различные задачи по проектированию параллельно с основной работой, а многие увольняются (или теряют работу) и переходят на свободную форму, трудятся сразу в нескольких компаниях, свободно распределяя свое время и при этом нанимая подрядчиков, таких же фрилансеров, для выполнения ряда задач.
Конечно, конкуренция среди исполнителей повышается: некоторые начинают активно демпинговать, а новички порой и вовсе не берут денег за первые задания лишь для того, чтобы заработать хороший рейтинг и получить высокие оценки от заказчиков, которые помогут им быстрее завоевать доверие новых клиентов. Однако топовые исполнители, например в категории «уборка и помощь по хозяйству», которые выполняют одно-два задания по уборке в день, в среднем зарабатывают 70–100 тыс. руб. в месяц.
Конкуренция побуждает исполнителей находить себя в новых областях и заниматься самообразованием. Можно привести следующий пример: исполнитель занимался бытовым ремонтом, монтажными работами, но его стали «выжимать» с рынка новички с более низкими запросами на стоимость своих услуг. Он понял: для того чтобы быть востребованным, надо расширить свои возможности в смежных областях. Прошел курсы по проектированию и дизайну и уже может предоставить комплексную услугу от проектирования до монтажа, привлекать подрядчиков и превратить ремесло в бизнес.
Кроме того, у нас есть множество примеров того, как люди, занятые на престижных должностях и имеющие огромный опыт и знания, отдавали предпочтения фрилансу. Один из исполнителей на YouDo.com имеет степень MBA, занимает руководящую позицию, но все свободное время отдает подработке, занимается исключительно ручным трудом — бытовой ремонт, помощь по хозяйству и ремонт бытовой техники. Очевидно, ключевой его мотив не деньги, а желание помочь другим людям.
Некоторые переходят на удаленную работу из-за стечения обстоятельств: в прошлом пилот «Трансаэро» занимается мелким бытовым ремонтом и находится на лидирующей позиции в категории «мастер на час», а топовый исполнитель категории «уборка и помощь по хозяйству» еще летом занимал должность директора по продажам в одной из клининговых компаний.
Кризис кризисом, но технический прогресс и роботизация производств в скором времени приведут к тому, что низкоквалифицированной работы станет все меньше. Однако никакие роботы в ближайшем будущем не смогут сделать ремонт в квартире или починить мебель. Онлайн-биржи бытовых услуг вполне могут обеспечить «синих воротничков» (да и «белых» иногда) работой. Главное условие — быть готовым к переменам.
Новые модели трудового поведения позволяют получить более универсальных специалистов, постоянно развивающихся в различных областях. Ведущие HR-консультанты мира, такие как Линда Граттон, предсказывают будущему специалисту успех только в случае постоянного повышения квалификации и расширения областей знаний и умений. Уже в ближайшие годы многие направления бизнеса полностью перейдут на фриланс и использование сервисов онлайн-услуг. По мнению исследователей, этот тренд должен привести к снижению издержек и экономическому росту.
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.