Советник Путина предложил вернуть «сгоревшие» вклады через приватизацию
8 фев, 16:23
Евгений Калюков
Фото: Олег Грицаенко/РБК
К участию в новой приватизации могут быть привлечены рядовые россияне, считает Сергей Глазьев. Он предлагает честно компенсировать «сгоревшие» в 1990-х годах вклады, разрешив использовать эти деньги только для инвестиций
Усилить доверие населения России к планируемой «большой приватизации» госактивов могло бы вовлечение в нее миллионов рядовых россиян, уверен советник президента России Сергей Глазьев. Об этом он заявил в интервью «Газете.Ru». По его словам, после ваучерной приватизации 1990-х годов в народе сохраняется «глубокое недоверие» к государству и бизнесу, большинство россиян считают, что их обманули, и это мешает восстановлению в стране «социального мира и гармонии».
Решить проблему, как полагает Глазьев, помогло бы привлечение миллионов рядовых россиян к новой приватизации. А так как своих денег у учителей, врачей и прочих бюджетников на покупку акций нет, то эти средства, по мысли Глазьева, должно дать государство. В качестве компенсации за вклады, «сгоревшие» в Сбербанке во время гиперинфляции после распада СССР.
«Если мы эти сбережения восстановим, с условием, что деньги могут быть использованы только на инвестиционные цели, тогда мы можем решить задачу вовлечения граждан в приватизацию. Если мы сумеем восстановить сбережения и вовлечь людей в управление приватизированным государственным имуществом, то мы этим самым и доверие к этой приватизации усилим, и это как-то смягчит тот раскол в обществе, который сегодня существует в связи с итогами приватизации», — пояснил Глазьев.
Советник президента отметил, что ранее выплаченные в счет погашения советских долгов суммы можно назвать лишь символической компенсацией. Честно рассчитавшись с населением (в том числе и с наследниками уже умерших вкладчиков Сбербанка), власть, по словам Глазьева, могла бы решить не только проблемы приватизации, но и «очень серьезную социальную проблему» народного недоверия.
Кроме того, Глазьев выступил за привлечение к участию в планируемой приватизации и тех россиян, которые сами совершают сделки на финансовом рынке (их число он оценил примерно в миллион человек), а также работников приватизируемых предприятий.
«Чем больше будет вовлеченность работников в управление, тем выше эффективность, потому что включается мотивация общего дела. Поэтому я бы даже допустил льготы для работников корпораций, которые будут приватизироваться, льготы для приобретения акций», — пояснил Глазьев.
Советник главы государства отметил также, что новую приватизацию Путин поручил проводить на условиях «максимальной прозрачности» и публичности, и, если эти принципы удастся соблюсти, она может стать эффективной.
«Я надеюсь, что компетентные органы проверят, откуда взялись деньги у новых приватизаторов. Чистота и легальность капитала при приватизации госсобственности — незыблемое правило во всех цивилизованных странах. Это делается для того, чтобы приватизация не использовалась для отмывания незаконно полученных доходов», — отметил Глазьев, указав на опасность того, что для скупки госактивов могут быть использованы около $50 млрд, заработанных биржевыми спекулянтами на манипулировании курсом рубля.
Советник президента также предупредил, что если и новая приватизация в России будет направляться «частными интересами лоббистов, желающих нажиться на присвоении наиболее лакомых кусочков», то ничего хорошего из нее не получится.
В начале февраля президент России Владимир Путин в ходе встречи с членами правительства обозначил «ключевые моменты», которыми нужно руководствоваться при продаже госактивов, особо отметив безусловную прозрачность приватизационных сделок, их экономическую целесообразность и необходимость уделять больше внимания «качеству инвесторов».
«Нужно, чтобы будущие инвесторы и приобретатели искали собственные ресурсы либо кредитные ресурсы, но не из государственных банков. Толку от этого будет немного», — сказал Путин.
Позднее глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев заявил, что наибольшие шансы на приватизацию в текущем году имеют «Роснефть», «Башнефть» и АЛРОСА. Министр отметил, что раньше всего будут приватизированы «публичные компании, которые котируются на рынке и в силу этого технически и юридически лучше всего готовы и лучше всего известны инвестору».