«Органическое» импортозамещение. Амбиции российских фермеров сопоставимы с реальностью?

Рынок органической еды в России привлекает все больше покупателей. Цены на продукцию высокие, поэтому пока среди потребителей — в основном средний класс. Есть ли будущее у отечественных производителей здорового питания

Текст: Иван Игнатченко

http://cdn.bfm.ru/news/maindocumentphoto/2016/02/07/ed.jpg
Фото: Владимир Смирнов/ТАСС

Свое и дорогое. Фермерские рынки в кризис пытаются привить россиянам интерес к здоровой органической еде. Модное направление идет параллельно с процессом импортозамещения, правда, зачастую немного в другой ценовой категории. Сами фермеры говорят, что качественный продукт вне зависимости от того, где он произведен и в каких объемах, будет стоить денег. Представители бизнеса даже сами рассказывают, почему, лично общаясь с покупателями на небольших ярмарках. Одна из таких называется ФЕРМА ЛавкаЛавка в Мега Химки. За продуктами ездил корреспондент Business FM Иван Игнатченко.

Для того, чтобы оценить число посетителей, я приехал в Мегу в пятницу в 19:00. ЛавкаЛавка — это не очень большое пространство, пара торговых рядов. Все красиво оформлено, покупателей немного, мне не пришлось стоять в очередях ни у одного из прилавков. Я обошел все ряды и решил, что сегодня куплю сыр, шоколад и крафтовое пиво. Начал с последнего. Разницы в цене с импортным нет. Две бутылочки темного плотного пива мне обошлись в 500 рублей. Столько же я отдал бы в магазине за ирландский Guinness. Молодой человек по имени Павел, представляющий пивоварню Victory Art Brew, много рассказывал мне о процессах производства, подошли к вопросу формирования цен.

Павел
представитель пивоварни Victory Art Brew

«Все импортное сырье: хмель из Новой Зеландии, Австралии, Чехии, Бельгии. Солод — немецкий. То есть из Германии. Оборудование — частично импортное».

Было ли раньше дешевле, в таком случае? Павел отвечает: «Было. На треть повысили стоимость после падения рубля. Пока непонятно, чем обернется». Читайте также:
Фрукты с фронта. Сирия поставила России 800 тонн цитрусовых

Пошел дальше. Остановился у лавки сыроварни Марии Коваль. Девушка Инна предложила попробовать твердые сорта, попутно рассказывая об особенностях сыра, произведенного в России.

Инна
продавец

«Наши сыры отличаются от сыров наших западных коллег, да и есть с чем сравнить. Некоторые сыры по названиям некоторым очень близки. Но по вкусу, естественно, у нас будет немного по-другому. Потому что тут, соответственно, коровки свои ярославской породы. Например, если это альпийские коровы, там совсем другое. Там воздух, сами понимаете, горы. Наши сыры ничем не уступают по качеству зарубежным. Я думаю, что даже в чем-то мы преуспели».

Свою продукцию сыроварня производит практически без импортных закупок. Раньше, говорит Инна, перерабатывали 300 литров молока в день, сегодня, когда сыр надо еще поискать, —1 000. Немного помогают розничные сети — часть продукции продается в «Азбуке вкуса» и «Глобусе Гурмэ».

Я купил головку твердого сыра без плесени за 1 500 рублей и пошел за шоколадом. Мне о нем рассказал представитель компании «Ремесленный шоколад Бритарева» Константин.

Константин
представитель компании «Ремесленный шоколад Бритарева»

«Импортируем бобы элитных сортов креола, и все производство уже проходит в Москве. Небольшое производство по старым технологиям. Бобы перемалываются на гранитных меланжорах, на мельницах в отличие, например, от производства крупного, где идет нагрев бобов, и соответственно идет уже влияние на их исходный вкус и аромат, на качество. Пока что у нас цены не подскочили. Я думаю, что идет сейчас работа с закупленным материалом, который раньше был закуплен. Аудитория плюс-минус то, что называется средний класс».

Сто грамм шоколада стоили примерно 400 рублей. Константин мне рассказал также про своего соседа по лавке из Греции. Его, к сожалению, не было на месте. По образованию он — нейрохирург, он достаточно давно занимается тем, что выращивает оливки на родине и продает их в России. Однако сейчас у его бизнеса ощутимые проблемы. Рублей по сегодняшнему курсу едва хватает, чтобы покрыть все расходы производства, не говоря о том, что аренда места на ЛавкаЛавке — удовольствие не из дешевых.

http://www.bfm.ru/news/314866