Посещаемость торговых центров в РФ упала до минимума

Предновогодние недели, которые традиционно обеспечивали ритейлерам бум продаж, остались в прошлом, пишет газета «Коммерсант»

http://cdn.bfm.ru/news/maindocumentphoto/2016/01/20/tc.jpg
Фото: Евгений Курсков/ТАСС

По оценкам компании Watcom, за два последних года посещаемость торговых центров в этот период сократилась более чем на 20%. Покупатели экономят буквально на всем, комментирует партнер компании Watcom Group Мария Вакатова.

Мария Вакатова
Watcom Group

«Данные для формирования Shopping Index мы получаем на ежедневной основе. Это измерение ведется непрерывно, оно поступает с видеооборудования, которое считает каждого человека, который зашел в торговый центр. Мы проводим исследование по Москве, Петербургу, и в этом году стали делать по России. Мы вступили в негативный тренд на 12 неделе 2014 года. В конце августа перед 1 сентября мы наблюдали падение посещаемости на 30% за последние три года, то есть рынок потерял почти треть посетителей. Сейчас, перед Новым годом, когда все ритейлеры и торговые центры ожидали как раз предновогоднего всплеска, некоторое повышение посещаемости было отмечено, но все равно отставание за года составляет 20%, что может быть, уже можно считать дном».

Согласно данным совместного исследования Fashion Consulting Group и KupiVIP, в начале декабря на фоне роста цен в торговых сетях 76% покупателей рассчитывали сэкономить на покупке одежды этой зимой и еще 60% планировали уменьшить свои расходы на обувь.

Все больше людей переходят в режим экономичного потребления: в первую очередь, резко сократились спонтанные покупки. Больше всего пострадал средний класс, считает Коммерческий директор компании Fashion Consulting Group Ануш Гаспарян.

Ануш Гаспарян
коммерческий директор компании Fashion Consulting Group

«Одежду можно донашивать и, безусловно, в этом смысле люди будут экономить на одежде. В индустрии моды три сегмента — бюджетный, среднеценовой сегмент и лакшери. В первую очередь, пострадал средний ценовой сегмент, здесь покупатели очень экономят. Лишних денег нет, и они покупают мало. Более того, покупатели среднего сегмента привыкли к качеству. В этом смысле им достаточно сложно переходить на более дешевый товар. Соответственно, ритейлеры очень мощно не добирают в обороте. Что касается бюджетного сегмента, здесь тоже мы видим сокращение покупок, но и сам товар более ликвидный из-за цены. Сокращение покупок есть, безусловно, и в сегменте лакшери, однако надо понимать, что с потребителем люксового товара, в общем-то, дела обстоят не так плохо. Как правило, через какое-то время покупатели сегмента лакшери возвращаются к привычному потреблению. Больше покупают базовую одежду, а экономят, скорее всего, на более трендовых вещах, которые, по сути, являются актуальными в течение текущего сезона».

Спросом, действительно, пользуются в основном вещи первой необходимости, а торговые центры ищут пути для сохранения бизнеса. Говорит замгендиректора Vector Market Research Дина Григолая.

Дина Григолая
замгендиректора Vector Market Research

«То, что достаточно узко направлено — спортивное направление, бытовая техника, электроника, не телефоны, а именно телевизоры, например, холодильники — вот это все в домах многих людей появилось, и с этим жить дальше можно. Мы как нация, в принципе не склонны к накоплению, и поэтому многие люди немногое сумели накопить. Поэтому те, у кого что-то есть, не готовы потратить это на одежду, например, более модную, а скорее склонны отложить. Доходы торговых центров, несомненно, снижаются достаточно стремительно, и здесь опять же зависит от расположения торгового центра, от его значимости, от наличия якорных арендаторов, например, продуктовых. Ущерб от снижения потребительской активности может быть разным. Несомненно, большое количество розничных магазинов, которые даже находятся на территории крупных торговых центров, не справляются с этой ситуацией, вынуждены или задумываться о закрытии, либо об изменении графика работы, либо изменении подхода, либо об уходе в другие более дешевые места аренды для того, чтобы сохранить свой бизнес».

По оценкам экспертов, за прошлый год доходы владельцев торговых центров сократились на 10-30% за счет снижения ставок, падения оборотов и ротации арендаторов.

http://www.bfm.ru/news/313312