Дурная привычка: из-за кризиса россияне возвращаются к платежам наличными

17 дек 2015, 19:35

Ольга Ситникова

http://pics.v6.top.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/7/28/754503602843287.jpg
Фото: «РИА Новости»

35% россиян решили совсем отказаться от использования банковских карт для осуществления покупок, следует из исследования НАФИ. Возвращаться к бумажным деньгам россиян заставляет снижение уровня доходов

Ежедневное пользование наличными деньгами за прошедшие два года сократилось, следует из исследования Национального агентства финансовых исследований (НАФИ), проведенного в партнерстве с процессинговой компанией United Card Services. Если в 2013 году каждый день расплачивались наличными 69% опрошенных, то теперь только 56%. Не используют наличные вообще 7%.

В то же время почти на четверть выросло число россиян, которые отказались от использования банковских карт для осуществления покупок. Если два года назад приверженцами наличных были всего 15% россиян, то сейчас их доля возросла до 35%.

Назад к наличным

Те, кто ранее редко расплачивался картами, возвращаются к наличным, отмечает руководитель департамента исследований банковского сектора НАФИ Ирина Лобанова. Причины этого — снижение уровня доходов и стремление бизнес-сегмента сэкономить на издержках, связанных с безналичными операциями, уточняет Лобанова. Так, отмечает она, в некоторых предприятиях малого и среднего бизнеса часть заработной платы выплачивается наличными, и людям проще тратить денежные средства в том виде, в котором они их получили.

Рост количества любителей бумажных денег совпал с сокращением безналичного оборота в торговых точках. Во всех регионах России он сократился на 15% (до 102,8 млрд руб.), количество транзакций упало на 3,8%.

Упал и средний чек, причем как в оффлайновой торговле, так и в интернете. Самое большое падение среднего чека (47%) в 2015 году было зафиксировано по интернет-платежам в регионах. А самое незначительное (около 10%) по Москве и области.

Сами банки опровергают вывод исследования. «Мы наблюдаем обратную тенденцию — у нас сокращается количество клиентов, которые снимают наличные, и растет доля тех, кто использует карты», — говорит начальник управления пластиковых карт ВТБ24 Александр Бородкин. По его словам, наибольший рост отмечается среди владельцев кредитных карт с льготным периодом кредитования. А крупные игроки рынка стимулируют своих клиентов, выпуская кобрендовые карты. Старший вице-президент, директор по розничным продуктам банка «Открытие» Антон Сафонов также не наблюдает падения платежей по картам. «У нас количество безналичных операций по картам растет», — сообщил он.

Все в интернет

За два года значительный рост интернет-платежей произошел только в онлайн-магазинах. Сейчас картами за покупки в интернете расплачиваются 55% россиян против 14% в 2013 году, свидетельствуют данные НАФИ.

Данные еще одного исследования, компании ASSIST, опубликованного сегодня, показывают, что общий объем покупок по кредитным картам разных банков изменился незначительно. ASSIST собрала статистику по онлайн-платежам, сравнив докризисный период января—сентября 2014 года с кризисным в январе—сентябре 2015 года. Данные основаны на анализе платежей клиентской базы провайдера электронных платежей ASSIST и могут отличаться от статистики самих банков или иных платежных операторов.

Общий объем покупок по кредитным картам разных банков изменился незначительно. У Сбербанка объем платежей по кредитным картам в денежном выражении вырос на 4%, у Тинькофф Банка — на 2%, у ВТБ24 — снизился на 5%.

По дебетовым картам ситуация заметно изменилась только у Сбербанка: рост числа транзакций на 8% и объема платежей по ним на 6%. У остальных банков ни существенного роста, ни существенного падения по этим показателям не зафиксировано.

Однако при этом средний чек по обоим типам карт также уменьшился — на 2% по кредитным и на 14% по дебетовым картам.

http://money.rbc.ru/news/5672af169a7947381b364671