Особенности дачной культуры россиян

Начало мая для россиян, кроме череды выходных дней, связанных с большими праздниками, также знаменуется и открытием дачного сезона - 45% жителей России, по данным холдинга «Ромир», провели свои майские праздники на даче или в загородном доме.

Исследовательский холдинг “Ромир” провел в мае этого года общероссийский опрос на тему приусадебных участков и оценил масштаб распространенности и особенности дачной культуры в России. Среди 1 500 участников опроса 53% наших соотечественников имеют приусадебные участки, дачи и владеют загородной недвижимостью. При этом среди жителей городов-миллионников доля владельцев дач ниже - только 32%.

Среди владельцев дач 95% ведут огородное хозяйство, при этом 90% из них делают домашние заготовки: соленья и варенья из полученного урожая. Немаловажно отметить, что у 38% россиян домашние заготовки составляют половину всего рациона и более (см. Таблицу №1).

К домашнем заготовкам прежде все причисляется овощная и ягодная консервация: соленья в виде консервированных огурцов, помидоров, квашеной капусты, овощной икры, а также всевозможные варенья, джемы, компоты и соки. Кроме того к заготовкам относятся и свежие плоды в виде картофеля, моркови, свеклы, капусты, кабачков, яблок и т.п., а также сушеные и мороженые ягоды, фрукты и зелень.

[реклама вместо картинки]

Интересен и тот факт, что на Урале, Поволжье и Дальнем Востоке количество наших соотечественников, у которых заготовки с собственного огорода составляют как минимум половину домашнего рациона, значительно больше, чем в целом по России (62%, 49% и 47% соответственно). В Центральном и Северно-Западном регионе таких россиян уже меньше - чуть более 30%.
При этом в городах с населением более пятисот тысяч жителей доля тех, у кого продуктовые заготовки с собственного огорода составляют 50% и более от всего объема продуктов, потребляемых дома ниже (порядка 22%), чем в городах с населением менее 500 тыс. жителей, а также жителей сёл.

Объем домашних заготовок напрямую влияет и на объем потребления овощной и фруктовой консервации, приготовленной заводским способом. С ухудшением экономического положения в стране наблюдается рост объема домашних заготовок с собственных огородных хозяйств и соответственно снижение покупательской активности россиян. Эти данные подтверждают результаты исследовательской платформы Shopper Centric Information Flow (SCiF), используемой холдингом «Ромир». Платформа основана на панели повседневного домашнего потребления домохозяйств в городах России с населением 500 000 человек и более.

Так, например, анализируя текущую ситуацию на рынке овощной консервации - огурцов и помидоров, выяснилось, что уменьшается доля домохозяйств хотя бы раз за год купивших консервированные огурцы (48% - в 2008 г. и 44% - в 2009 г.). Снижается и средняя частота покупки в этом сегменте (3 раза - в 2008 году, 2,7 раза - в 2009 г.). А доля домохозяйств, купивших для домашнего потребления консервированные томаты, остается прежней и составила 11% как в 2008, так и в 2009 году.

Таким образом, некоторое снижение популярности консервированных овощей обусловлено кризисными явлениями в экономике нашей стране. В такие периоды приусадебные дачные хозяйства становятся более актуальными и востребованными во многом благодаря возможности вести собственное огородное хозяйство и делать домашние заготовки. Этим и объясняется относительное снижение внимания к упакованной заводским способом продукции сельского хозяйства.

Во всероссийском Омнибусе «Ромир», в мае 2010 года приняли участие 1,5 тысячи респондентов из семи Федеральных округов в возрасте от 18 лет и старше. Выборка репрезентирует взрослое городское население России

http://www.romir.ru/news/res_results/694.html