08.06.10 | 20:05
За что инвесторы нас, россиян, не любят
Cейчас не купят даже кусок золота, если на нем будет стоять клеймо Made in Russia
[Фото: /shortki.livejournal.com]
Около полугода назад, общаясь с управляющими серьезного западного инвестиционного фонда и предлагая им войти в один интересный проект, купив блок-пакет акций некоего предприятия, я столкнулся с резко отрицательной позицией в отношении России. Мне просто сказали: «Мы для себя приняли решение пока уменьшить аллокацию на Россию». Естественно, я спросил: «Почему, ведь Россия неплохо растет и имеет хорошие перспективы?». Дословный ответ был таким: «Пока проблемами здоровья бизнесменов занимаются Минюст и прокуратура, мы не понимаем, как можно работать в вашей стране, мы обрезали BRIC до BIC и принципиально пока воздерживаемся от российских проектов». Крыть было нечем. И это не эмоции, а принципиальная позиция этих фандменеджеров. За последнее время, к сожалению, инвестиционный имидж России несколько подпортился. К счастью, это – позиция не всех управляющих, очень многие инвесторы продолжают работать с Россией. Но, тем не менее, было очень неприятно.
В чем причины этого? Во-первых, многие наши бизнесмены ведут себя беспардонно и нагло, на ходу меняя правила игры. Во-вторых, что гораздо более неприятно, государство меняет свои решения на ходу: сегодня установит одни правила игры, завтра – другие. Поэтому западные фонды не торопятся покупать российские активы, особенно компании, связанные с государством. Проще и понятнее покупать китайские, бразильские и индийские акции, потому что государство более лояльно относится к инвесторам, не пытаясь делать из них врагов народа. Туда, где государство проводит дружественную политику по отношению к любым инвесторам, – и местным, и иностранным, туда капитал и идет. Мы говорим, что хотим сделать из Москвы мировой финансовый центр. Очень красивая и правильная идея, только для ее воплощения нужно иметь немного другую экономику, ориентированную не на нефть и газ, а на глубокую переработку, глубоко диверсифицированную экономику добавочной стоимости. Но и это полбеды.
Главная проблема в том, что не уважаем сами себя и не уважаем никого. Власть не уважает народ. Народ не уважает власть и не уважает сам себя. Начинается все с того, что человек не может проехать по родному городу, потому что ему перекрывают дорогу, и он по пять часов добирается до работы. А где вы видели, чтобы автомобилисты пропускали пешеходов и друг друга? И так, к сожалению, абсолютно во всем. А что, иностранные инвесторы этого не видят? А заканчивается тем, что крупные бизнесмены не уважают своих инвесторов, проводят IPO таким образом, что инвесторы теряют деньги, как это случилось с некоторыми нашими корпорациями, акции которых существенно падали после размещения. И не надо удивляться, что инвесторы не особо торопятся участвовать в IPO наших компаний, а если и покупают частным образом акции каких-либо предприятий, то просят опцион пут с гарантией возврата средств и гарантированной доходностью, как сделали инвесторы, купившие доли в Petropavlovsk.
Инвестор всегда покупает историю и апсайд, и если акции потом падают, кто купит их в следующий раз? IPO-фонды, с которыми я много имел дело, стоят на идее роста котировок после размещения. Так происходит во всем мире, но только не у нас. В России, увы, для значительного количества бизнесменов главная задача – «впарить», неважно что, но по максимально возможной цене, не заботясь о том, чтобы инвестор заработал. Вспомните «народные» IPO. Это же классика. Все, кто участвовал в IPO ВТБ – проиграли, «Сбера» – проиграли. Список, к сожалению, можно продолжать. Зато все чиновники замечательно отчитались: план выполнен.
А ведь, может быть, имело смысл привлечь чуть меньше денег, абстрагируясь от сиюминутной выгоды? Если бы инвестор заработал на вашем IPO, он бы с удовольствием пошел в ваше SPO: заработав один раз, инвестор придет снова и снова. Но нас это не интересует, мы стремимся сорвать сегодня и как можно больше. В итоге, получаем очень разумное отношение к нам со стороны инвесторов. Им сейчас кусок золота покажи, если на нем будет клеймо «Made in Russia»– не будут торопиться покупать. Тридцать раз подумают.
И в основном потому, что не могут до конца понимать и контролировать российские риски. У многих инвесторов вообще развилась аллергия на Россию, их ощущение от риска в России гораздо выше, чем от риска в Бразилии или Индии. Недавно я встречался с инвестбанкирами, которые собрали большой фонд для инвестиций в Бразилию. Они очень сомневались, стоит ли собирать такой же фонд для России, сказав, что не смогут убедить институциональных инвесторов в разумности таких инвестиций. Россия обладает рисками, которые не формулируются рейтинговыми агентствами, и носят психологический характер: от инвестиций в Россию все ждут подвоха. Недавно беседовал с инвестором, представляя ему проект с отдачей в 70% за год. Он спросил меня: «А где подвох?» Я объяснил, что подвоха нет. Он не поверил: «Не может быть, это Россия, а значит, должен быть подвох». Ну и зачем иностранным инвесторам разгадывать эти загадки, пытаясь понять «русскую душу»? Им, конечно, проще инвестировать в Индию, где все понятно и где их не кидали. Пока мы не изживем психологию «после нас хоть потоп», реальные деньги инвесторы в нашу страну торопиться вкладывать не будут.
Пока мы не создадим систему, в которой риски в основном оцениваемы и просчитываемы, нас крупные и долгосрочные инвесторы будут обходить стороной. У институционального инвестора всегда есть альтернативы. Почему мы должны вкладывать в тот или иной регион? К примеру, Китай. Бурное развитие, огромный внутренний рынок, дешевая рабочая сила, достаточно дружелюбная политика государства по отношению к инвесторам. И коррупционеров не переводят на другую работу, а, извините, «мочат». Бразилия – тоже понятно, несмотря на все их проблемы с преступностью. Чем мы, россияне, и наши эмитенты лучше в глазах того или иного пенсионного европейского или американского фонда? И ради чего их инвесткомитет, собираемый раз в год по вопросам аллокации инвестиций на следующий финансовый год, должен увеличить долю России?