09.06.10 | 11:04
Выбить долг: быстро и эффективно
Долги фигуранта списка Forbes продают с помощью рекламных щитов
[Фото: mbkcentre.ru]
В начале июня на нескольких столичных билбордах появилась реклама с предложением купить личные долги участника «Золотой сотни Forbes – 2009» владельца ГК «Бородино» Тиграна Нерсисяна. Таким способом кредиторы взыскивать долги еще не пытались. Провисела эта антиреклама недолго: свои долги Нерсисян перед «Столицей» предпочел тут же погасить. Могла ли такая реклама привлечь потенциальных покупателей долга? Вряд ли, ведь личное поручительство владельцев бизнеса не влечет за собой обременение в виде залога тех или иных активов. Рыночная стоимость такого обязательства может стремиться к нулю, поэтому эта реклама скорее средство воздействия на самого должника.
Владелец долга – Группа лизинговых компаний «Столица», компания средних размеров, до кризиса занимавшая 61-е место в рэнкинге крупнейших игроков на рынке лизинга. Детали требований к Тиграну Нерсисяну и «Бородино» лизинговая компания разместила также на своем сайте. Долг на сумму 81 млн руб. – это договоры личного поручительства за предприятия ГК «Бородино», реализовать его кредитор первоначально планировал с открытого аукциона. Кроме того, «Столица» предлагала к продаже изъятое у своего клиента производственное и технологическое оборудование, которое было предоставлено по договорам лизинга на сумму 250 млн руб. В списке было 12 позиций, начиная от линии по розливу минеральной воды и заканчивая оборудованием для производства сэндвич-панелей.
Группа компаний «Бородино», начинавшаяся с завода «Спасо-Бородинские воды», к кризису имела уже восемь дивизионов, объединяющих различные бизнесы. Основных направлений три: производство продуктов питания, строительство и девелопмент, а также финансы. Наиболее слабым звеном в кризис оказались строительство и девелопмент, а уже от них проблемы распространились и на другие отраслевые направления. Вряд ли источником проблем является ритейл, и в частности, входящая в группу сеть магазинов «Продуктория». Поставщики сети уже подали заявление на банкротство «Бородино-Агро», часть средств им уже возвращается за счет реализации и зачета других активов группы. Однако девелопмент просел гораздо сильнее, и именно он стал главной причиной проблем.
Эти проблемы группа компаний попыталась решить через входящий в ее состав «Петрофф-банк». Кредитная организация набрала у ЦБ беззалоговые кредиты, чтобы хоть как-то пережить острый период кризиса и дальше попытаться снова «выплыть». Банк России предоставлял кредитным организациям короткие беззалоговые кредиты для покрытия разрывов ликвидности. Далее они должны были сами изыскивать источники средств для покрытия разрывов и обеспечения финансовой устойчивости.
ГК «Бородино» использовала эти кредиты для поддержания компаний, входящих в холдинг, однако проблемы у группы никуда не делись, и в итоге «Петрофф-банк» не смог расплатиться с ЦБ. В феврале долг в размере 4,3 млрд руб. был реструктурирован сроком на четыре месяца, сейчас этот срок истекает, и есть основания полагать, что банк не сможет вернуть долг. Судя по миллиардным искам кредиторов попытка накачать холдинг ликвидностью через «Петрофф-банк» оказалась неудачной. Возможный дефолт по реструктурированному долгу перед ЦБ – это первый шаг к банкротству банка, что отразится и на всем холдинге.
В этой ситуации цена личному поручительству Тиграна Нерсисяна вопрос весьма интересный. При перепродаже обязательства по рыночной стоимости третьим лицам оно могло стоить не так уж много. Поручительство – довольно распространенный вид обеспечения, на который, например, у банков приходится более трети, оценить его стоимость довольно сложно. Сейчас даже обеспечение в виде залогов трудно поддается оценке: многие предметы залога просто неликвидны, а поручительство и вовсе не влечет обременения тех или иных активов, принадлежащих поручителю. Вчера он может владеть недвижимостью, а уже сегодня переоформить ее на других лиц, и при этом содержание взятого обязательства не изменится.
Основным активом при поручительстве в ряде случаев можно считать не личное имущество владельца бизнеса, а репутацию. Сам Тигран Нерсисян, узнав о щитах с рекламой о продаже долга, оценил ее высоко. Сейчас предложения по продаже долга уже неактуальны, задолженность погашена, при этом «Бородино» остается клиентом «Столицы». Очевидно, сообщение кредитора на рекламном щите было адресовано не широкому кругу лиц, которые могли бы принять участие в аукционе. Это была акция давления на Тиграна Нерсисяна, организованная, чтобы побудить его найти или перезанять деньги и расплатиться по обязательствам перед «ГЛК «Столица», и оказалась она весьма успешной.