Земли Подмосковья усеют вертолетными площадками
На торги выставят более 2 тысяч гектаров земли. По мнению экспертов, вертолетные площадки — инфраструктура, безусловно, необходимая, но найдутся ли покупатели?
Фото: Сергей Бобылев/ТАСС
Подмосковные земли продадут под вертолетные площадки. Это более 2 тысяч гектаров, или 310 участков. В регионе предусмотрено два сценария развития вертолетного сообщения: консервативный и целевой.
При консервативном построят 10 вертолетных площадок вблизи МКАД. Целевой предусматривает строительство 10 вертолетных площадок вокруг МКАД, 10 вертолетных площадок — в местах пересечения ЦКАД с радиальными федеральными автодорогами, 25 вертолетных площадок — вблизи крупных населенных пунктов и девяти вертолетных площадок при больницах и поликлиниках.
Нужны ли вертолетные площадки, насколько рентабелен этот проект, кто будет покупать эти участки, и сколько они могут стоить?
Максим Лещев
гендиректор «Гео Девелопмент»«Вертолетная площадка может занимать территорию от 5 соток до гектара, если она предполагает и стоянку, и размещение, и ремонт. Территория 2 тысячи гектаров под вертолетные площадки — это что-то слишком много. Территория на МКАДе достигает стоимости 50 тысяч долларов за одну сотку, а то и больше. То есть, если 50 соток, они достаточно дорогие могут быть, и 10 участков на МКАД — это логично, и около городов, и на некоторых важных местах. Но это около 50, но если вы говорите о 310, куда еще столько, я не понимаю. У нас основная причина появления вертолетов на территории московского региона в том, что житель Наро-Фоминска или Чехова, ему сложно добраться на работу в Москву из-за достаточно серьезного трафика, но все равно он приезжает на МКАД, а с МКАД ему все равно нужно в пробках доезжать до центра Москвы. И поэтому это решает основную задачу, довольно большую, но не полностью, если мы говорим про частную авиацию. Если же мы говорим про социальные какие-то нужды, про больницы и клиники, то, безусловно, это обязательная опция. В соответствии с нормами, разработанными для малой авиации, помимо площадки должны быть центры обслуживания, и они могут стоить миллионы. Миллион долларов — это минимум за одну площадку. Сомнительно, что эти деньги можно быстро отбить, потому что авиатакси — перспективный бизнес, но до него еще нужно дожить. Если он ограничится только Московской областью, то я не уверен, что это быстро. Если разрешат над территорией Москвы, то да, быстро».
В июле прошлого года в Московской области утвердили норматив, определяющий количество вертолетных площадок в населенных пунктах области. Всего в Подмосковье должно появиться более 500 вертолетных площадок.
Идея прекрасная, но если установят коммерческие цены на продаваемые участки, то покупатели вряд ли найдутся, считает гендиректор компании «Русские вертолетные системы», председатель правления Ассоциации вертолетной индустрии России Михаил Казачков.
Михаил Казачков
гендиректор компании «Русские вертолетные системы»«Вертолетные площадки, как любая транспортная инфраструктура, безусловно, нужны. Другой вопрос, что необходимо их создавать, и это обязанность государства создавать инфраструктуру, безусловно, с участием инвестиций. Но если продавать земли как коммерческие, то это вряд ли будет интересно для инвесторов, поскольку это достаточно затратная и низкорентабельная часть. Это все равно как продавать земли по автобусные остановки. Это же никому не пришло в голову. Поэтому вертолетные площадки, безусловно, будут создаваться, и в последние годы они создаются огромными темпами, но это скорее интересанты именно те, кто использует эти вертолетные площадки».
Ранее замминистра транспорта региона Петр Кузин сообщил, что на данный момент на территории Московской области расположено 116 вертолетных площадок. Полеты осуществляют свыше 400 вертолетов.