Банки обяжут раскрывать стоимость кредита крупным шрифтом
8 июня 2010 года, 21:54
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) опубликовал готовящиеся поправки в закон «О рекламе». Антимонопольщики хотят запретить уловки банков, печатающих условия кредитов мелким шрифтом. Поправки также касаются рекламы посредников, не имеющих лицензии на финансовую деятельность, но предлагающих доверчивым россиянам добывать средства к существованию торгами на бирже.
ФАС предлагает обязать банки в рекламе раскрывать все условия предоставления кредитов, то есть при указании величины процентной ставки указывать и полную стоимость кредита. Кроме того, ограничительные условия действия предложений не должны печататься мелким шрифтом.
Кроме того, антимонопольная служба хочет запретить использование в рекламе слов в превосходной степени, в том числе «самый», «только», «лучший», «абсолютный», «первый», «единственный» и словосочетани с их использованием. Под запрет могут попасть продукты, которые позиционируются как «номер 1», «лидер» и «главный». Эти слова могут использоваться только в названии организации или ее адреса.
По замыслу чиновников, россиян нельзя завлекать «самым доступным кредитом», «самыми низкими ставками» и «лучшими условиями». А банки не смогут характеризовать себя как «самые динамичные», «первые по капиталу», «лучшие региональные». В ФАС объяснили, что при приведении подобных сравнений обычно дается ссылка мелким шрифтом на какое-то специализированное, а порой нерепрезентативное исследование.
Озаботились антимонопольщики и торгами на финансовых рынках. ФАС предлагает закрепить понятие «финансовая организация», которая будет находиться под контролем государства. В законопроекте вводится запрет на рекламу финансовых услуг лицами, не являющимися финансовыми организациями. «В первую очередь, эти изменения коснутся тех компаний, которые ранее обещали для российского потребителя возможность так называемого «прямого доступа» на рынок FOREX, не имея каких-либо лицензий для работы на российском финансовом рынке или для осуществления каких-либо банковских операций, не подпадая под надзор и контроль государственных органов, и вводя в заблуждения потребителей своих услуг», — отмечают в ФАС. По ее замыслу, рекламодателем производных финансовых инструментов может быть только товарная биржа или профессиональный участник рынка ценных бумаг.
Реклама производных финансовых инструментов не должна, по мнению чиновников, обращаться к несовершеннолетним. А предлагающим посредничество при торгах на бирже фирмам предлагается запретить создавать впечатление о гарантированной доходности и баснословных барышах, на которые можно безбедно существовать. Реклама также не должна «содержать утверждения о том, что заключение договоров, являющихся производными финансовыми инструментами, имеет важное значение для достижения общественного признания, профессионального, спортивного или личного успеха».
«Предлагаемые законопроектом ограничения направлены на предотвращение ситуации, связанной с фактическим введением потребителя в заблуждение, в том числе со стороны организаторов «финансовых пирамид», и создают дополнительную гарантию прав потребителей финансовых услуг», — отмечается в пояснительной записке к законопроекту. В то же время ФАС подчеркивает, что ограничиваться ужесточением правил рекламы финансовых услуг нельзя. «Закрепление указанных ограничений исключительно для рекламы финансовых услуг не отвечает целям Федерального закона «О рекламе», поскольку создает возможность для фактического введения в заблуждение потребителей в рекламе других товаров», — резюмируют в ФАС.