РОССИЯНЕ ОБЪЯСНИЛИ ЛЮБОВЬ К ДАЧАМ НУЖДОЙ В ПРОДУКТАХ
01.06.2015 ЗАГОРОДНАЯ НЕДВИЖИМОСТЬ
60% россиян используют дачные участки для обеспечения семьи продуктами, 27% — для отдыха на природе
Автор: Владимир Смирнов/ТАСС
У каждого второго жителя России (51%) есть садовый, дачный или приусадебный участок, а еще 15% населения планирует приобрести. При этом практически никто из владельцев дач не зарабатывает на них и не рассматривает их как вложение капитала, а главная цель участков, которую они называют, — выращивание продуктов питания для своей семьи. К таким выводам пришли специалисты фонда «Общественное мнение» по результатам опроса, проведенного 23–24 мая среди 1500 респондентов в 100 населенных пунктах РФ.
По данным опроса, не имеют и не собираются покупать дачный участок 33% респондентов.
Владельцы участка или только собирающиеся его купить отвечают, что он частично обеспечивает семьи продуктами (30%). Столько же опрошенных (30%) заявили, что дача обеспечивает их семьи основными продуктами питания. Отдыхают на природе 27% землевладельцев. Каждый десятый имеет свой дом и землю на случай каких-либо потрясений, общественной нестабильности, а также для того, чтобы общаться, приглашать друзей (по 10%) или вывозить детей на время каникул (9%). Лишь 1% россиян приобретали земельные участки для вложения или сохранения средств от инфляции. Менее 1% получают доход от сдачи дачи в аренду (см. график внизу).
Среди владельцев участков, выращивающих овощи и фрукты, 27% ответили, что не смогли бы обойтись без этого, а 18% — что смогли бы не заниматься приусадебным хозяйством для обеспечения семьи продуктами питания. При этом специалисты фонда выяснили, что для 7% респондентов приусадебное хозяйство дает основное питание их семьям, для 27% — существенную добавку к покупкам продуктов в магазинах, а для 13% — небольшую добавку к основному рациону питания.
Сколько стоят дачи в Подмосковье
Если говорить о рынке земельных участков под строительство дачи в Московской области, то, по данным земельной компании «Группа Земер», спрос на рынке ниже предложения. Сейчас в экспозиции на областном рынке, по словам генерального директора «Группы Земер» Ильи Терентьева, находится около 1 тыс. проектов, в которых продаются участки без подряда (УБП). «На рынке сегодня сформировался значительный объем такого розничного предложения», — говорит Илья Терентьев. — Сейчас 70–80% рынка составляют участки сельхозназначения под дачи».
Несмотря на снижение покупательской платежеспособности, спрос на землю, по словам риелторов, не падает ниже установившегося в последние годы уровня. Особенно это касается проектов экономкласса, на который, по словам Ильи Терентьева, приходится 80–85% спроса. «На рынке заключается от 5 до 30 сделок в месяц на один проект — в зависимости от сезона», — приводит свои данные управляющий партнер компании «Миэль-Загородная недвижимость» Владимир Яхонтов.
Покупка УБП экономкласса — это самый доступный входной билет на рынок недвижимости. Бюджет сделки может составлять 500–700 тыс. руб. за участок. Как правило, к экономклассу риелторы относят участки, расположенные в 50–100 км от Москвы с минимальным набором коммуникаций: подведенным электричеством, дорогой и огороженной территорией.
Стоимость предложения на земельном рынке Подмосковья за последнее время в целом менялась незначительно. По данным «Группы Земер», если структурировать участки по классам, то самый большой прирост с марта 2014 года по март 2015-го показал бизнес-класс — на 8,2%. Цена в этой категории выросла с 434 тыс. руб. за сотку до почти 470 тыс. руб.
По удаленности больше всего подорожала земля в зоне 31–60 км от МКАД — на 10,9% (с 218 тыс. до 242 тыс. руб.). При этом на более дальних расстояниях цены падали. По направлениям самый динамичный рост показало Каширское шоссе — прирост на 11,3% (с 220 тыс. до 244 тыс. руб.), Новая Рига на втором месте — средние цены предложения (с учетом всех классов) здесь выросли на 9,5%.
При этом Илья Терентьев уточняет, что реальные цены сделок значительно ниже заявленных в прайсах — дисконт составляет 15–20%. А в некоторых случаях продавцы готовы снижать цену вдвое.
Подготовил Сергей Велесевич