Туроператоры нашли замену Турции и Египту
Отдыхающие на пляже поселка Гурзуф, Крым Фото: Global Look Press
Запрет на чартерные перевозки в Турцию заставил туроператоров пересмотреть структуру предложения. Теперь зимой они будут предлагать туристам поехать в Израиль, Индию и Вьетнам, а летом — в Сочи, Крым и Грецию
Турецкие убытки
В субботу, 28 ноября, президент России Владимир Путин ввел запрет на чартерные перевозки между Россией и Турцией. Кроме того, туроператорам и турагентам было рекомендовано воздержаться от продажи путевок, предусматривающих посещение территории Турции. Во вторник, 1 декабря, правительство выпустило постановление, запрещающее чартерные авиарейсы в Турцию.
По данным Ростуризма, в первом полугодии 2015 года Турцию посетили 1,4 млн россиян. В 2014 году в Турции отдохнули 4,4 млн россиян. Наибольшее число туристов в Турцию отправляли такие компании, как Coral Travel, TEZ Tour, «Пегас Туристик», Anex Tour, «Библио Глобус», говорит исполнительный директор Ассоциации туроператоров России (АТОР) Майя Ломидзе.
Турция — одно из самых популярных направлений массового туризма. По данным АТОР, на Турцию приходилось 25% российского выездного туристического потока, а если прибавить запрещенный в начале ноября Египет (3 млн российских туристов в 2014 году), то за месяц туриндустрия потеряла направления, обеспечивавшие 40% выездного потока российских туристов.
По словам Майи Ломидзе, только текущие убытки туроператоров (без учета дальнейшей недополученной выгоды) составили несколько сотен миллионов рублей. В Ростуризме потери туроператоров пока не оценили. Опрошенные РБК крупнейшие операторы выездного туризма также затруднились оценить возможные потери. Дальнейшие потери будут зависеть от того, будут ли продажи туров в Турцию возобновлены к следующему летнему сезону. Чтобы летний сезон 2016 года состоялся, продажи должны возобновиться в конце февраля — в марте, говорила РБК гендиректор оператора «Пегас Туристик» Анна Подгорная.
В Сочи и Крым
В следующем году объем выездного российского туризма снизится на 40%, а рост внутреннего туризма составит 30%, заявлял на прошлой неделе глава Ростуризма Олег Сафонов. Воробьев из «Натали Турс» согласен с прогнозом Сафонова и при этом считает, что перераспределения спроса на отдельных направлениях выездного туризма не будет. «Эти 40% останутся отдыхать в России», — говорит он.
Сами туроператоры готовы наращивать долю внутреннего туризма в структуре своих услуг. Так, заявление о выходе на этот рынок уже сделал туроператор Tez Tour. Компания рассчитывает переориентировать на российские направления не менее 20% тех своих клиентов, которые ранее планировали свой отдых в Турции, писала «Российская газета». В первую очередь речь идет о Черноморском побережье Краснодарского края, уточняет издание. Получить оперативный комментарий в Tez Tour РБК не удалось.
Анна Подгорная рассказала, что пока доля Сочи и Крыма в структуре спроса компании составляет всего несколько процентов, однако в следующем летнем сезоне она должна вырасти на 30%. «У нас на Турцию приходилось 40% выездного туризма, и, конечно, на 100% Сочи и Крым Турцию не заменят, — говорит Подгорная. — В России пока еще существуют проблемы с инфраструктурой: гостиничным менеджментом, качеством дорог. Особенно это касается Крыма. Но мы работаем в этом направлении, сейчас активно прорабатываем новые маршруты».
Демпинг на открытых направлениях
Один из крупнейших российских операторов — «Натали Турс» — уже заподозрил конкурентов, лишенных массовых направлений, в демпинге. Некоторые крупные туроператоры, ориентированные на продажу путевок в Турцию, начали предлагать туры по другим направлениям по ценам ниже рыночных, говорится в письме «Натали Турс» исполнительному директору и членам президиума АТОР (есть у РБК). «По информации, получаемой «Натали Турс» из ряда официальных источников, включая официальные корпоративные сайты, туроператоры Anex Tour, Coral Travel, Sunmar Tour развернули беспрецедентную демпинговую войну на российском туристическом рынке и в настоящий момент в массовом порядке реализуют туристические пакеты по ценам значительно ниже их рыночной стоимости», — говорится в письме.
В частности, в письме «Натали Турс» говорится, что стоимость недельного тура в Индию (Гоа) у упомянутых в письме туроператоров начинается от 20,5 тыс. руб. с вылетом 6 декабря, тогда как цена авиаперелета на направления в эти даты начинается от 58,7 тыс. руб. В компании Anex Tour недельная поездка в Таиланд предлагается по стоимости от 30,5 тыс. руб. с вылетом 10 декабря, при этом стоимость перелета «Аэрофлотом» начинается от 50 тыс. руб., говорят в «Натали Турс». На сайте Anex Tour РБК нашел путевку в Таиланд с вылетом на эту же дату по минимальной стоимости 34,2 тыс. руб. на человека. Недельный тур в Таиланд с вылетом того же числа на сайте «Пегас Туристик» начинается от 58,8 тыс. руб. на человека. «Ситуация на рынке туристических услуг и так непростая, а если туротрасль еще и погрязнет в демпинговых войнах, то она может просто не выдержать», — считает президент «Натали Турс» Владимир Воробьев.
Представители Coral Travel и Sunmar Tour не предоставили РБК оперативный комментарий, в Anex Tour комментировать вопрос о демпинге не стали.
Израильские чартеры
Из альтернативных направлений самую большую ставку туроператоры пока делают на Израиль. По данным Росавиации от 25 ноября 2015 года, один из крупнейших российских чартерных перевозчиков «Северный ветер» (Nord Wind, принадлежит туроператору «Пегас Туристик») запросил и получил 56 разрешений на рейсы в эту страну: в Тель-Авив из Санкт-Петербурга, Челябинска, Екатеринбурга, Магнитогорска, Сургута и еще из 22 российских городов и в аэропорт Увда (Эйлат) из 29 городов, в том числе из Москвы, Санкт-Петербурга, Волгограда, Калининграда и Казани. Комментарий «Северного ветра» и Росавиации получить не удалось. Новые допуски на рейсы в Израиль получили и авиакомпания Red Wings (направление Москва — Увда, три рейса в неделю) и «Нордавиа» (Санкт-Петербург — Тель-Авив, семь рейсов в неделю). «Аэрофлот» сохранил 36 рейсов в неделю по направлению Москва — Тель-Авив.
11 ноября газета «Коммерсантъ» писала, что израильское Министерство туризма разработало специальную программу субсидирования чартерных перевозок российских туроператоров на израильские курорты: за каждого туриста государство готово платить $45. Израиль назвали в числе направлений, на которые они переориентируются, представители «Пегас Туристик» и Anex Tour.
Представитель еще одного крупного туроператора, Coral Travel, сказал РБК, что летом 2016 года, при условии что Египет и Турция все еще будут закрыты, компания переориентируется на Грецию, Испанию, Болгарию, Таиланд и Вьетнам. Представитель Anex Tour добавила, что компания планирует увеличить число туров в Таиланд, Индию, Вьетнам и Шри-Ланку, в том числе с вылетом из регионов.
Анна Подгорная из «Пегас Туристик» говорит, что основными летними направлениями для ее компании станут Вьетнам, Индонезия, Израиль и Иордания. Летом Турцию вполне смогут заменить Греция и Кипр, добавляет она. «По цене и по качеству курорты Греции, Испании и Кипра схожи с турецкими, но преимуществом Турции всегда было то, что туда не нужна была виза», — подтверждает Ломидзе из АТОР.