Глава КС РФ хочет ужесточить законы «в условиях военной суровости»
Такие заявления прозвучали на фоне новостей о российском бомбардировщике Су-24, сбитом Турцией
Председатель Конституционного Суда РФ Валерий Зорькин. Фото: Станислав Красильников/ТАСС
Председатель Конституционного суда призвал к ужесточению российских законов «в условиях военной суровости». Валерий Зорькин заявил об этом на юридическом форуме в Москве на фоне новостей о сбитом в Турции российском бомбардировщике, пишет газета «Коммерсантъ», цитируя главу Конституционного суда.
«Пересмотреть подход национальных государств к обеспечению безопасности на своей территории, в том числе на законодательном уровне», — призывает Зорькин. По его словам, дилемма о необходимости выбора между свободой и безопасностью бессмысленна, а безопасность является одной из главных человеческих свобод, поэтому государство «может ограничить другие свободы» и должно «трансформировать правовую систему в направлении военной суровости», что в нынешних условиях исключает риск «под предлогом борьбы с терроризмом забыть о правах человека».
Источником терроризма глава КС назвал западные демократии: «Правоверные мусульмане не могут полноценно интегрироваться в общество, которое считают глубоко аморальным», а «исламские гетто» в принявших их государствах становятся оазисами для пропаганды радикальных исламистских проповедников и вербовки кадров для террористического варварства». Как утверждает Зорькин, «американские СМИ и политическая Америка в целом усиливают против России информационную войну фальсифицированных интерпретаций реальности». «Политические хозяева СМИ, избирательно информируя или дезинформируя массы, «назначают» для национального и мирового общественного мнения правых и виноватых, агрессоров и жертв», — заявил он.
Опасность Валерий Зорькин усмотрел также в пресс-релизах ряда правозащитных организаций вроде Amnesty International и Freedom House, а также в некоторых решениях Страсбургского суда. Они, по его мнению, считают допустимой свободу самовыражения «даже тогда, когда она дискредитирует и оскорбляет других людей».
Какие последствия могут быть от подобных заявлений главы Конституционного суда? Свое мнение Business FM высказал руководитель Центра стратегических исследований религии и политики современного мира, член Совета по правам человека при президенте России Максим Шевченко.
Максим Шевченко
руководитель Центра стратегических исследований религии и политики современного мира«В конституции ясно сказано, что народ России многонациональный, поэтому Россия — государство многонациональное и является федерацией. Все попытки свести Россию к формату национального государства являются или незнанием и непониманием конституции и вообще политологии, или просто сепаратизмом. Если первый посыл ложный, какой смысл обсуждать все остальное? Все остальное является, на мой взгляд, просто бредом. Безопасность — один из факторов свободы, но какими мерами эта безопасность осуществляется, и о чем идет речь? Тут просто идут подмены. Последствием может быть то, что это дискредитирует конституционное право. Происходят постоянные попытки подменить федеративную и многонациональную природу Российской Федерации, и я не понимаю мотивов этих поступков и действий».
При таком посыле в отношении безопасности события могут развиваться в сторону отказа от личных свобод, считает тележурналист, историк, профессор, руководитель комиссии по гражданским свободам и гражданской активности президентского Совета по правам человека Николай Сванидзе.
Николай Сванидзе
руководитель комиссии по гражданским свободам и гражданской активности президентского Совета по правам человека«Господину Зорькину, видимо, эта риторика кажется в данном случае актуальной. Может быть, она и уместна с точки зрения некоторых групп, но что касается интересов страны, на мой взгляд, эта риторика с ними расходится. Он в силу своей должности человек очень влиятельный, поэтому у меня есть некоторые опасения, что события действительно могут развиваться в направлении отказа от личных и правовых свобод, прописанных в Конституции РФ, в пользу так называемого усиления безопасности. Почему чем меньше свобод и прав, тем выше степень безопасности? Кто это сказал? Нельзя под флагом усиления безопасности возводить железные занавесы, толстые решетки, запрещать людям все на свете. Можно зайти далеко — можно вообще рекомендовать людям не выходить на улицу, так будет безопаснее. Мне кажется, что тенденция, которую выражает профессор Зорькин, крайне опасна для нашей страны, в том числе и для ее безопасности. Эта безопасность связана с тем, что мы сами ужмем себя в своих правах, и никто извне сделать это хуже и жестче, чем мы сами, не сможет».
В то же время, как пишет «Коммерсант», политолог Михаил Виноградов считает, что «скорее это сигнал правоохранительным органам, что КС готов содействовать расширению их полномочий и является их союзником, не собираясь ставить силовикам палки в колеса». «Вряд ли стоит ожидать от кого-либо радикальных мер в трансформации правовой системы», — заявил «Коммерсанту» политолог Борис Макаренко. Но на практике, которая во многом расходится с законами, заявление главы КС судьи воспримут как «подсказку к действию».