В России могут прекратиться полеты всех Boeing-737

«Это коллапс, потому что такого количества самолетов, остановленных одновременно, никто не в состоянии заменить»

http://m1-n.bfm.ru/news/maindocumentphoto/2015/11/05/boeing.jpg
Фото: Zuma/ТАСС

Межгосударственный авиационный комитет приостановил действие в России сертификатов на самолеты семейства Boeing 737 до получения совместного уведомления авиавластей России и США об их безопасности.

Об этом говорится в письме, размещенном на сайте МАК 4 ноября. Документ подписан председателем Авиарегистра МАК Владимиром Беспаловым. В письме говорится, что решение принято в связи с неоднократными обращениями Росавиации, которая обращала внимание МАК на конструктивно-производственные недостатки в системе управления рулями высоты у Boeing-737 Classic.

В Росавиации ждут подтверждения подлинности письма. «У нас действительно поступило утром по электронной почте письмо из авиационного регистра. Оригинального экземпляра у нас нет, но, тем не менее, видя необходимость оперативно реагировать на сложившуюся ситуацию, завтра организуем совещание с авиакомпаниями-эксплуатантами Boeing-737 и руководством МАК», — сказал советник руководителя Росавиации Сергей Извольский.

Что будет с авиаотраслью, если информация о приостановке сертификатов Boeing 737 соответствует действительности? Отвечает заслуженный пилот СССР, президент фонда «Партнер гражданской авиации» Олег Смирнов.

Олег Смирнов
заслуженный пилот СССР, президент фонда «Партнер гражданской авиации»

«Это очень тяжелое для наших авиакомпаний решение, потому что самолетов много, десятки самолетов, в некоторых авиакомпаниях они составляют до 50% из всей техники, которая у них есть, большой техники самолетной. И если будут приостановлены сертификаты, значит, эти самолеты не будут иметь право взлетать и производить рейсы с пассажирами. Они теряют такое право. У меня возникает вопрос: а что делать с пассажирами, ведь на эти самолеты на полгода вперед проданы авиабилеты во многие и страны мира, и города России. Это коллапс, потому что никто их не заменит, такого количества самолетов, остановленных одновременно, никто их не в состоянии заменить».

Почему у МАК возникли сомнения в безопасности «Боингов-737»? Комментирует директор по развитию в СНГ компании «Авиационный чартерный сервис» Сергей Вехов.

Сергей Вехов: У нас в России эксплуатируется порядка 50 737-х, это очень серьезная часть нашей гражданской авиации.

Что будет означать приостановка сертификатов на самолеты семейства «Боинга-737»?

Сергей Вехов: Это значит, ни одного рейса на них выполнять нельзя, все самолеты будут grounded, то есть, оставлены на земле до устранения неполадок и неисправностей.

А для самих авиакомпании это что значит, что они должны делать?

Сергей Вехов: Страшные убытки. Это значит, что самолеты делают деньги только тогда, когда летают. Если они не летают, они мгновенно могут разорить авиакомпанию, за 2-3 месяца.

В связи с чем у МАК могли возникнуть вопросы по безопасности «Боингов-737»?

Сергей Вехов: Мне не очень понятно, что-то связано с управлением рулем высоты, но деталей я не знаю.

Есть еще информация о том, что целый год шла переписка с производителем.

Сергей Вехов: Да, видимо, МАК не удовлетворился результатами этой переписки и решил пойти на такие крайние меры.

Но здесь же еще такой вопрос: «Боинг-737» — это вообще очень популярные самолеты в мире, и в мире они летают, и ни у кого вопросов пока не возникло.

Сергей Вехов: Это самый популярный, скажем так, из летающих пассажирских авиалайнеров «Боинг-737» — самый многочисленный.

Почему же тогда не возникло ни у кого претензий во всем мире к этому борту?

Сергей Вехов: Вот и я тоже об этом думаю. То ли МАК дует на воду, обжегшись на молоке, не знаю. Я думаю, что если выйдет такое распоряжение Росавиации об остановке полетов на 737, тогда, наверно, МАК должен будет нам как потребителям этого продукта, предоставить информацию, что именно там не так, что им не понравилось.

Понятно, что для авиакомпаний это, можно сказать, катастрофа. А что для авиаотрасли в целом и для пассажиров? Ждать отмены рейсов? Коллапсы в аэропорту?

Сергей Вехов: Знаете, это практически коллапс. Потому что в этом типе авиалайнеров есть еще малые «Эрбасы», но их не намного больше, то есть заменить большей частотой не удастся. Да, будут толпы пассажиров в аэропортах, мало никому не покажется.

Некоторые российские авиакомпании летают только на «Боингах-737». У других перевозчиков самолеты этого типа составляют более половины всего парка.

Справка Business FM

«Боинг 737» — это самый массовый пассажирский самолет в мире за всю историю пассажирского авиастроения. Он эксплуатируется настолько широко, что каждые 5 секунд в мире взлетает и садится один 737-й.

Все самолёты Boeing 737 разделены на три семейства: Original, Classic и Next Generation. Если самолеты первого поколения остались в эксплуатации только в некоторых развивающихся странах, то два других типа используют в том числе, и российские авиакомпании.

К примеру, авиапарк «Аэрофлота» насчитывает 12 машин этой модификации. S7 — 13. «ЮТэйр» — 30 самолетов из 58. «Оренбургские авиалинии» — 16, это почти весь парк. В «Нордавиа» 9 самолетов — и все «Боинги-737». «Победа» тоже летает только на 737-х. У неё 11 самолетов.

Для сравнения, у американской авиакомпании Southwest весь авиапарк, а это почти 700 бортов, состоит из «Боингов-737». Главным конкурентом этой машины является семейство Airbus A320.

Лоукостер «Победа» продолжает летать на Boeing-737. «Наши самолеты летают на основании сертификата Бермудских островов», — сказали «Интерфаксу» в «Победе», отказавшись от дальнейших комментариев.

http://www.bfm.ru/news/307200