C Blue Card - в менеджеры крупной немецкой компании

Позади - МГУ, "Сколково". Теперь менеджер инноваций из России работает в Германии по "синей карте". В офисе нового сотрудника TÜV Rheinland побывал корреспондент DW.

http://www.dw.com/image/0,,17380428_303,00.jpg

Москвичка Вера Кравченко приехала в Германию волонтером. Два года подряд она принимала участие в программе международной организации Service Civil International (SCI). В 2014 году она поступила в Европейскую школу менеджмента и технологий (ESMT), имея диплом МГУ им. М.В. Ломоносова по специальности "Экономическая география" и опыт работы руководителем программных проектов фонда "Сколково". На том этапе у Веры были опасения по поводу поиска работы, так как на рынке труда царит большая конкуренция.

Работа с видом на Кельнский собор

И вот она уверенно проводит меня к своему новому рабочему месту. На офисной мебели сверкают таблички TÜV. Для Веры это теперь не только синоним немецкого стандарта качества, но и ее новый работодатель. Из окон ее офиса в новом здании TÜV Rheinland видно главное здание концерна - высотку, а вдали Кельнский собор. На первый взгляд - это чисто немецкий концерн, но с момента основания в 1872 году он вырос из региональной компании в международного гиганта. Его филиалы и представительства можно найти в 69 странах мира.

http://www.dw.com/image/0,,18802088_401,00.jpg
На новом рабочем месте

Численность сотрудников превышает 19 тысяч, из них больше половины работают за пределами Германии. По данным пресс-службы, в TÜV Rheinland заняты 56 сотрудников из постсоветских стран. В том числе - и Вера, менеджер по корпоративному развитию. "С немцами бывает сложно, - признается новая сотрудница. - Немцы, как и русские - прямые люди, но их прямолинейность другая. Вам не скажут напрямую, довольны ли вашей работой. В этом смысле сложно понять, все ли устраивает руководство".

Несмотря на определенные сложности, свое трудоустройство Вера считает удачей. О поисках работы она рассказывает, как о своем бизнес-проекте. "У меня были разные стратегии. Сначала я посылала в "целевые" компании, в которые я подходила по профилю. Резюме рассматривается около двух месяцев, за это время ты успеваешь впасть в панику. Потом начинаешь рассылать во все концерны, с надеждой, что где-нибудь повезет", - вспоминает Вера. В общей сложности бывший менеджер "Сколково" отправила около 40 резюме. Часть компаний пригласили ее на собеседование.

В итоге у нее было пять конкретных предложений. Некоторые - вернуться в Россию и занять руководящую должность в представительстве. Однако назад Вера не собиралась. В Германию она приехала за международным опытом. В TÜV Rheinland она сначала попала на работу над конкретным проектом. Ее начальник, бывший студент ESMT, пригласил выпускницу бизнес-школы на собеседование. Вера получила место, а после завершения работы над проектом - и предложение остаться.

http://www.dw.com/image/0,,18805578_401,00.jpg
Штаб-квартира TÜV Rheinland

Из собственного опыта

Сегодня у нее бессрочный договор, 38-часовая рабочая неделя и четкое понимание того, что нужно для успеха соискателю в Германии. "Самым лучшим советом, который я могла дать себе два года назад, стало бы: если хочешь найти работу, учи немецкий, - говорит Вера. - Я считала, что это не так важно. У меня хорошее образование, я здесь учусь, я же знаю английский, а с немецким разберусь по ходу дела. Этого недостаточно. Немецкий нужно знать так, чтобы на нем работать. Это огромный плюс".

Девушка дает и несколько технических советов. По ее словам, нужно стараться искать связь с людьми, которые набирают сотрудников. Для этого можно воспользоваться профессиональными социальными сетями. XING, LinkedIn дают возможность расширить сферу знакомств. "Если вы видите, что открылась интересная позиция, надо выходить на людей, которые работают в этой сфере, и предлагать свою кандидатуру. Это как реклама, а главное - работает", - рассказывает менеджер немецкой компании.

В команде Веры - восемь человек. Кроме нее и ассистента руководителя все - мужчины. В целом соотношение женщин к мужчинам в немецких офисах TÜV Rheinland - 35 процентов к 65. Надо отметить, что доля женщин на руководящих постах - выше десяти процентов. Так что, у Веры, безусловно, есть перспектива роста. Главной проблемой в офисных буднях на данном этапе для нее является коммуникация. И дело не в английском, на котором москвичка говорит в совершенстве, а в разности менталитетов.

"В работе я сталкиваюсь с проблемой, когда меня просят сделать что-то, я воспринимаю это как конкретное задание, - рассказывает Вера. - Нужно сделать сейчас вот это, но руководитель-немец ожидает от тебя, что ты продумаешь решение задачи и сделаешь что-то другое. В моей прошлой практике, если бы я принесла не то, что меня просили, думаю, я бы натолкнулась на непонимание моего начальства".

Не время для чаепитий и разговоров

В целом, как отмечает менеджер, работать в немецкой компании - приятно. "Немцы -трудолюбивые и эффективные сотрудники. Никто здесь не сидит с семи утра и до ночи. Но то время, которое они проводят в офисе, они действительно работают, не прерываются на чаепития и разговоры", - отмечает бывший сотрудник "Сколково".

Большое значение немцы придают деталям. "В России, работая над проектом, я могла представить презентацию, не думая над каждым квадратиком, главное - показать ход мысли. Здесь все не так. Документ, который ты передаешь руководству, даже просто своему начальнику, не правлению концерна, этот документ должен быть идеальным. Там не должно быть опечаток, нельзя залезать за края. Здесь мне очень пригодился опыт бизнес-школы, где я многому научилась от своих сокурсников", - заявляет Вера.

http://www.dw.com/image/0,,18802087_401,00.jpg
В руках Веры, географа по образованию, выпуск National Geographic, полностью посвященный TÜV Rheinland

Вчера - волонтер, сегодня - обладатель "синей карты". Вера - востребованный специалист в Германии. И для нее совершенно очевидно, что для того, чтобы интегрироваться в немецкий бизнес, нужно принести какую-то ценность, видение мира, которое отличается от восприятия немецких коллег. "Это видение должно быть логичным, основанным на фактах и исследованиях, а не на рассказах бабушки и мамы. У международных компаний клиенты по всему миру, и им очень важно научиться их понимать", - резюмирует москвичка. На этом наша встреча подошла к концу, и Вера возвращается к своей работе. Ей предстоит заниматься стратегией развития компании. Да и стратегию своей карьеры она явно продолжит развивать.

Дата 04.11.2015

Автор Марина Борисова

http://dw.com/p/1GtLU