Зеленая революция «семерки» и веселый ветер
В сообщениях о баварской встрече «Большой семерки» несколько в тени осталась заготовленная заранее декларация о «декарбонизации» мировой экономики в течение нашего века и, в частности, о сокращении до 50% к 2050 году использования углеводородов — нефти, газа, угля — в производстве энергии
Текст: Александр Аничкин
Фото: Zuma/ТАСС
В окно моей комнаты смотрят четыре огромных ветряных турбины. Они на противоположной стороне широкой долины. С утра смотрю, крутятся ли. Вечером, на ночь, тоже проверяю, мигают маячки или нет. Каждая турбина высотой в 98 метров и размахом «крыльев» в 82 метра имеет мощность 2 мегаватта. Одного такого ветряка достаточно для снабжения электричеством 400 средних европейских домов (домашних хозяйств). Всего нашего ветропарка, получается, хватит на 1600 хозяйств, средний поселок, столько вокруг и живет.
Таких ветряных установок по всей Франции — тысячи и тысячи. Растут, как грибы, с поразительной скоростью. Да, скорость поражает больше всего. Когда наши ветряки монтировали с подъемными кранами, вертолетами, смотрел из окна в бинокль, любопытно было. Вся ветроферма была готова буквально в считанные дни.
Одновременно с саммитом в Баварии в неподходящем, как теперь считается, для России формате, в другой части Германии, в Бонне, десять дней проходила в широком формате, под эгидой ООН, международная конференция по тем же вопросам «декарбонизации» экономики, сокращения выбросов в атмосферу неэкологичных газов. Готовят фундаментальное новое соглашение к большой конференции в Париже в конце этого года. Переговоры крайне трудные, нужно учесть и интересы планеты, и интересы отдельных стран — нефтегазодобывающих и развивающихся, которым нужна дешевая доступная энергия.
И все же, куда дело идет, ясно. «Зеленая революция» не должна, кажется, стать таким же сюрпризом, как революция сланцевая, столько стенаний вызвавшая.
Решил посмотреть, как обстоит дело с энергией ветра не только у нас в деревне, а глобально. С ветром действительно происходит нечто революционное. Нулевые и еще больше десятые годы дают все более крутую кривую роста — и абсолютного, и относительного. Глобально —рост на 16% в 2014 году по сравнению с годом предыдущим. Локомотив этого стремительного роста — Китай. На него приходится почти половина всех введенных в строй в 2014 году мощностей ветряной энергии! К концу 2014 года КНР располагала ветряной мощью в 114 763 МВт. По пятам за Китаем следуют США, Германия, Испания.
Обратите внимание: лидер — Китай. Тот самый, на необъятные аппетиты которого рассчитаны сложные, долгосрочные нефтегазовые проекты России. Кроме того, это партнер по клубу БРИКС, альтернативному «большой семерке». Другой гигант БРИКС, Индия тоже в лидерах. В сводной таблице суммарной установленной мощности ветроэнергетических установок (данные на 2013 год по World Wind Energy Association, международной организации, отслеживающей состояние дел в ветряной энергетике) Индия на пятом месте. Из других партнеров по БРИКС Бразилия на 13-м, Южная Африка — на 49-м. Россия же пока на грустноватом 69-м.
Всего коммерческие ветряные энергетические установки используются в 83 странах мира (2011 год). Как поет Роберт в старом кино «Дети капитана Гранта», «веселый ветер, моря и горы ты обшарил все на свете».
Энергия ветра до сих пор многим кажется какой-то экзотикой и составляет в большинстве стран относительно небольшую долю в общем энергетическом балансе. Тем не менее, в ряде стран-лидеров она намного больше.
Дания еще в 1970-х начала активно осваивать энергию ветра, и сегодня 39% всего потребления электричества в стране поступает от ветряных парков! Уже к 2020 году правительство страны намерено довести эту долю до 50% и до 84% к 2035 году, Дания — не исключение. В Португалии доля ветра составляла 18%, в Испании 16%, в Ирландии 14% и 9% — в Германии.
Ветер то дует, то нет, ненадежно как-то. Но есть еще и солнечная энергия. Тоже бурно развивается. Кстати, и по инвестициям в солнечную энергию (фотовольтаику) Китай вышел в мировые лидеры, обогнал США, также быстро развертывающие мощные, по 300-500 МВт солнечные парки (СЭС). На первом месте в мире по уже введенным в строй солнечным мощностям Германия, но разрыв быстро сокращается.
Солнце тоже то светит, то нет. Но ведь часто бывает, что когда мало солнца, то много ветра, и наоборот, когда ветра меньше, то больше солнца. И потом, есть еще ГЭС — на воде. Прямо «солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья». Плюс, конечно, мирный атом.
Правда, для того, у кого федеральный бюджет наполовину питается нефтегазом, а в экспорте его доля превышает 70%, от торжества этих зеленых друзей как-то не очень уютно.