Башкирия переходит на солнечную энергию
Там начала работу Бурибаевская СЭС — крупнейшая солнечная электростанция в стране. Это первая из 7 станций в регионе, которые построят в течение трех лет. Почему именно Башкирия, и каковы перспективы развития возобновляемых источников энергии в России?
Фото: Валерий Шарифулин/ТАСС
Крупнейшая в России солнечная электростанция заработала в Башкирии. Мощность Бурибаевской СЭС — 10 мегаватт, стоимость — свыше миллиарда рублей. Это первая очередь, а всего электростанций в республике будет семь, и вместе они будут в шесть раз мощнее — правда, через три года. Общие инвестиции составят около 6 млрд рублей. Выбор региона не случаен — здесь около 260 солнечных дней в год. Для сравнения, в Сочи их 190, в Москве — 114.
Александр Корчевский
партнер I2BF Global Ventures«Башкирия обладает хорошим солнечным потенциалом. Таких мест в России несколько: Кавказ, Забайкалье, некоторые регионы Дальнего Востока и Крым, который обладает солнечным потенциалом на уровне южных областей Европы. Сейчас развиваются ветряные электростанции, электростанции на сжигании биомассы, и в России есть еще геотермальные станции. Существует устаревшее мнение, стереотип, что возобновляемая энергетика очень дорогая. За последние 3-4 года стоимость в частности солнечных батарей существенно поменялась — она упала в 3-4 раза. Я думаю, что пока это просто не было принято во внимание, и поэтому мы по старинке строим нефть и газ. Всемирное энергетическое агентство прогнозирует, что возобновляемая энергия к 2030 году может составлять 10-20% всей генерируемой энергии».
В Германии и Испании возобновляемые источники вырабатывают порядка 30%, а в Дании — 40% всей электроэнергии. В Китае ветроэнергетика уже три года дает больше электричества, чем атомные электростанции: только за прошлый год там было построено около 21 гигаватт новых ветроэнергетических мощностей. Это больше, чем три Саяно-Шушенские ГЭС.
В России возобновляемых источников энергии, если не считать больших гидроэлектростанций, меньше 1%. Что служит причиной такого отставания?
Олег Перцовский
директор по операционной работе кластера энергоэффективных технологий Фонда «Сколково»«Факторы достаточно объективные. Во-первых, цена на альтернативные виды топлива. В Европе газ значительно дороже, поэтому конкурентоспособность возобновляемых источников энергии выше. С другой стороны, климатические факторы играют свою роль. Например, в Испании солнца значительно больше, в Германии активно развивается ветряная энергетика. У нас проекты в отдельных регионах могут быть уже сейчас экономически оправданы, но это те регионы, которые сейчас либо не подключены к единой национальной электрической сети, либо в них по каким-то причинам существуют ограничения. В отдаленных регионах Дальнего Востока, где до сих пор используется дизель, завозимый издалека, действительно имеет смысл внедрения возобновляемых источников энергии уже сейчас. Я не думаю, что в обозримой перспективе произойдет какое-то кардинальное изменение структуры энергобаланса. Говорить о том, что через 20 лет мы получим полное доминирование солнечной или ветровой энергетики над традиционными источниками получения энергии, наверное, пока преждевременно, исходя из того темпа развития, который мы видим сейчас».
В то же время эксперты говорят о нестабильном, погодозависимом характере ветровой и солнечной генерации и приводят красноречивый пример: 11 мая 2014 года 80% потребления электроэнергии в Германии было обеспечено солнцем и ветром, а 12 ноября того же года они покрыли лишь 10% потребности.