Bookmark and Share
Page Rank

ПОИСКОВЫЙ ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛ САДОВОДЧЕСКИХ И ДАЧНЫХ ТОВАРИЩЕСТВ "СНЕЖИНКА"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



В какой стране мы живем

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

Как возвращается тоталитаризм. Лекция социолога Льва Гудкова

2 октября, 15:51

https://slon.ru/images/photos/500278ab4c578470cefc60b285ddf249.png

«Международный Мемориал» проводит цикл экспертных лекций и дискуссий под названием «В какой стране мы живем». Среди лекторов – ведущие эксперты: социологи, экономисты, политологи. Проект курирует Николай Петров, заведующий лабораторией методологии оценки регионального развития НИУ ВШЭ. Партнеры проекта – департамент политической науки НИУ ВШЭ и Slon Magazine.

Slon Magazine представляет первую лекцию проекта – выступление директора «Левада-центра» Льва Гудкова.

***

Мы видим признаки того, что пузырь патриотических настроений сдувается. Но картина более сложная, чем можно себе представить. Сохраняется высокий уровень одобрения политики Путина – при явных признаках втягивания страны в углубляющийся кризис, хотя эти настроения проявляются в разных социальных средах очень по-разному. Быстрее, острее и драматичнее реагирует Москва. Последний пик, связанный с аннексией Крыма и началом пропаганды, резко обвалился осенью прошлого года, потом настроения стабилизировались почти на том же уровне, и дальше начинается снижение – похоже, что надолго.

Индексы оценок экономического положения страны и семьи

https://slon.ru/images/photos/5ccfd1e5775fd45c1f5d62c27ac0f692.png

Во всяком случае, оценки экономического положения в стране в целом и в семье (самое главное здесь семья) ухудшились и, скорее всего, будут ухудшаться дальше. Нарастает ощущение неудовлетворенности жизнью, бесперспективности, представление, что кризис будет очень долгим. Это настроение характерно для более чем половины населения. Большинство говорит, что кризис будет продолжаться не менее трех лет, а еще примерно 20 процентов говорят, что неопределенно долго, то есть неизвестно, чем это все кончится. Хотя одновременно действуют еще и последствия наркотического опьянения удовлетворенности жизнью.

Какие чувства проявились, окрепли у окружающих вас людей за последние годы?

https://slon.ru/images/photos/84b1b539b6bfc0419d113ddb62295ba1.png

Если сложить красную и синюю линии, они дадут большинство примерно в 60%, они даже в 2015 году все-таки резко уменьшились; сохраняется общая удовлетворенность, чувство гордости, эйфория, связанная с демонстрацией собственной силы Западу.

Одобрение деятельности Владимира Путина

https://slon.ru/images/photos/9266e66c360e9a294385eb47ace4c0f1.png

Рейтинг Путина, несмотря на некоторые колебания, сохраняется на очень высоком уровне. Правительство после долговременного спада тоже сохраняет свои высокие рейтинги. В целом очень интересен редко встречаемый в наших исследованиях разрыв между оценками экономического положения и перспективами на будущее и высоким рейтингом власти в целом. Для государственно-патерналистского сознания это крайне нехарактерно: колебания всегда связаны прежде всего с отношением к власти.

Индекс национального благосостояния

https://slon.ru/images/photos/dac169912c7189af59326da3085e972b.png

В 1999 году, с приходом Путина, резко растут все социальные показатели, и рост пошел начиная с 2000 года по лето 2008 года, до момента кризиса 2009 года, когда опять пропагандистская кампания во время войны с Грузией дала мощный эффект, а дальше шло постоянное снижение. Это очень любопытный разрыв. Его можно, конечно, интерпретировать как войну холодильника с телевизором, но тем не менее настроения довольно противоречивые, и это очень любопытно. Ожидания будущего очень мрачные и усиливаются, а поддержка власти сохраняется. Безусловно, действует пропаганда, но все сводить к пропаганде неразумно. Почему неразумно? Разберем график [ниже], он сам по себе чрезвычайно интересный.

Индикаторы оптимизма

https://slon.ru/images/photos/b18110486203d795ec4bd819c4680e0e.png

Это ответы на вопрос «Что вы ждете в будущем, как вы оцениваете состояние дел в политической и экономической сфере?». Подъемы – это электоральные циклы, они происходят каждые четыре года. Самый низкий подъем – в 1996 году, затем первые путинские выборы, сопровождаемые тоже мощной кампанией, дальше снижение в 2004 году, очень высокое в 2008 году, и последний электоральный цикл вообще не дал никакого прироста надежд и оптимизма. То есть пропагандистский ресурс доверия к эпохе стабильности заканчивается. Но вместе с ним снижается и потенциал протеста.

Потенциал экономического протеста

https://slon.ru/images/photos/871bd18d50449e4f328c6f9cd08e3648.png

Если посмотреть на график [выше], то самые сильные показатели потенциала протеста были во время кризиса 1998 года, дальше монетизация, посткризисные протесты 2008–2009 годов, слабее – массовые протесты 2011–2012 годов, потому что они все-таки затронули только население крупных городов, а дальше устойчивое снижение, указывающее на крайне низкий потенциал консолидации и солидарности.

Пузырь надувался за счет наиболее демократически и прозападно ориентированной части общества

В последнем таком всплеске, связанном с Крымом и усилением пропаганды, интересен крах самой идеи среднего класса, потому что этот всплеск происходил практически полностью за счет той среды, которая была захвачена массовыми протестами 2011–2013 годов, то есть за счет того городского класса, который считался носителем антипутинских настроений и требовал реформ. Он раскололся на неравные части, а большая часть присоединилась к Путину – это и дало прирост от 60–64% поддержки, вплоть до 87%. И протестная часть – прозападная демократическая либеральная часть российского общества – сократилась буквально до минимума. Устойчивое ядро можно оценить не более чем в 8–12%, максимум – 15%. Пузырь надувался за счет наиболее демократически и наиболее прозападно ориентированной части общества. Это интересно, потому что растаяли все надежды на то, что рыночная экономика потянет за собой формирование российского среднего класса с соответствующими установками и требованиями институциональных реформ.

Дальше вопрос, что из этого последует. Кризис будет углубляться, и с течением времени он сильнее бьет по малоимущим группам, прежде всего по периферии, которая дает парадоксальные реакции. Хотя первыми реагируют самые обеспеченные группы, особенно в Москве. В Москве настроения более поляризованы и артикулированы: более образованные люди быстрее дают выраженную реакцию.

Дальше наши возможности прогнозирования и объяснения заканчиваются. Одни аналитики говорят, что это преддверие катастрофы режима, другие – что ничего страшного не происходит, экономика слаборазвита и деградация будет идти медленно и довольно долго.

Мне кажется, что нужны более широкие рамки интерпретации происходящего. Усиление репрессивной политики режима: новые законы, давление на гражданское общество, дискредитация Майдана, антизападная политика – было непосредственной реакцией на протестные движения. Но сам патриотический подъем проявляет гораздо более сильное напряжение, особенно в глубинке, в толще общества, чем собственно недовольство политической системой. Я пытался это объяснять через сохранившуюся травму распада СССР и кризис советской идентичности. То есть воспроизводится советская идентичность, хотя и в таком полуразрушенном виде, и тогда надо объяснять причины сохранения этих структур сознания.

Почему так велико требование вернуть России статус великой державы?

Общий развал советской системы разрушил и претензии России на сознание великой державы, а вот это чувство причастности к супердержаве компенсировало для обывателя ощущение зависимости от власти, чувство постоянного, повседневного унижения, неполноценности. Это переживание для коллективной идентичности было чрезвычайно болезненным и долгим, и, напротив, Путин вернул (в марте 2014 года оно впервые подскочило) сознание причастности к большой стране, к империи, к стране, демонстрирующей свою силу, противостоящей Западу.

На еще более глубоком уровне чрезвычайно болезненно воспринимался крах идеологии догоняющей модернизации, постоянное ощущение себя страной-лузером, неполноценной, дефективной страной. Конечно, это чувство не было артикулировано, но оно порождало садомазохистский комплекс, выражаемый в понятиях типа «совок». В перестройку это чувство проявлялось особенно ярко: мы хуже всех, мы Верхняя Вольта с ракетами, мы пример, как не надо жить. Эти комплексы никуда не делись, и это говорит о том, что существуют социальные механизмы, которые воспроизводят эти представления и сохраняют очень сильное напряжение в самоопределении, порождают дефицит самоуважения, отсутствие чувства достоинства.

Буквально за полтора года после аннексии Крыма самоуважение людей поднялось в полтора раза, появилось ощущение, что «Россия встает с колен». Как высказалась одна дама на фокус-группах: «Мы показали всем зубы, мы заставили нас уважать». Но этот подъем самоуважения, патриотизма, гордости, эйфории, поднятый, безусловно, пропагандой, никак не снимает негативного отношения к власти, оно никуда не девается – наиболее критические оценки снизились процентов на пять-десять, а структура и ядро отношения к власти сохранились.

Как бы вы охарактеризовали нынешнюю власть?

https://slon.ru/images/photos/563a5bf39d9279cc8ac86fe3e4a6d6fe.png

В этой структуре доминируют негативные оценки, то же самое и в отношении к Путину. Понимание коррумпированности власти сохраняется, хотя структурно немного поменялось. И это важно. Это не разные аспекты, а единый комплекс представлений. Это означает, что чувство стыда, мазохистского переживания за свою страну предполагает и негативное отношение к власти. И в некотором смысле это одно и то же переживание.

Почему? Потому что власть в данном случае монополизировала права представлять все коллективные ценности. А других способов интегрировать общество нет. Гражданское общество находится в полупарализованном, зародышевом состоянии, и средств выразить собственные интересы у общества нет. Подавлена партийная система, люди понимают, что это такие властные машины электоральной мобилизации и поддержки власти, а не партии. С другой стороны, тотальная цензура и монополия на информацию тоже в общем блокируют возможность представления всего многообразия.

Возвратный тоталитаризм

И это дает мне основания выдвинуть другую модель интерпретации происходящего. Я думаю, что более адекватным объяснением может служить концепция тоталитаризма. Под тоталитаризмом у нас обычно понимают террор, репрессии. Но террор не является главным признаком тоталитарной системы, и сама по себе парадигма тоталитаризма тоже не статична. Если разбить весь период существования этой парадигмы, то после того, как Амендола ввел это понятие, оно было подхвачено идеологами фашизма – Джованни Джентиле, Муссолини и пр., и их оппонентами – Стурцо, Коном. Прежде всего, тоталитаризм описывался сращиванием партии и государства. В Италии и Германии речь шла об установлении полного контроля над государственной системой, над социальной структурой и всеми социальными процессами в обществе через массу промежуточных организаций, от корпоративистских структур до квазиобщественных организаций (гитлерюгенд, Трудовой фронт, женское движение, объединение промышленников и пр). Они устанавливали систему капиллярного контроля над обществом, и это первый признак тоталитаризма.

Второй признак – чрезвычайная роль тайной политической полиции, которая действует вне правовых рамок и обеспечивает и принуждение общества, и репрессии в отношении недовольных или потенциальных оппонентов. Третий признак – это, конечно, появление такой эсхатологической миссионерской идеологии, обещавшей построение нового общества. Самое важное, что эти идеологии включали в себя два компонента: очень архаическое представление об идеальном общественном устройстве, будь то община, раса или еще что-то в этом роде, но реализуемое в новых условиях новыми средствами. И еще один обязательный компонент – критика западной демократии как гнилой, продажной и всех партий как недееспособных. Соответственно – появление идеи заговора, внутреннего или внешнего врага, которая обеспечивает с помощью опять же этой политической полиции консолидацию и принудительное подчинение общества режиму. Персонификация этого нового порядка достигается через культ вождя, фюрера, дуче.

И еще один обязательный компонент – критика западной демократии как гнилой, продажной и всех партий как недееспособных

Дальше огосударствление экономики, подчинение экономических процессов политическим целям, прежде всего экспансии и милитаризации, полный контроль над СМИ и превращение их в орудие пропаганды. В 1953 году впервые была выдвинута концепция тоталитарного синдрома. В третьей фазе наука пыталась систематизировать отдельные тоталитарные режимы. Историки показывали, что режимы не попадают в общую схему, что они сильно отличаются. И была предпринята попытка перейти к осознанию, что нужен концептуальный язык, который позволял бы направлять внимание на общие особенности репрессивных режимов, новых режимов, которые возникли именно в обществах догоняющей модернизации, то есть сочетающие модернизационные технологии с очень примитивным и архаическим представлением об обществе. Эти режимы соединяют несоединимое: модернизацию технологическую и промышленную с контрмодернизационными представлениями о социуме.

Превращение научной концепции тоталитаризма в идеологию зафиксировано в целом ряде политических документов, в том числе в Основном законе ФРГ, первая статья которого определяет государственное устройство ФРГ как антитоталитарное. При этом была оставлена в стороне проблема, где выход из такой системы и возможен ли этот выход. На это социальная наука не дала никакого ответа, отчасти потому, что начавшийся распад СССР и советского блока снял эту проблему как теоретическую, познавательную, поставив на ее место другую: что надо сделать для того, чтобы обеспечить переход. Но последовавшие процессы, особенно на постсоветском пространстве, вернули эту проблематику, хотя вопросов здесь гораздо больше, чем попыток ответить. Потому что масса режимов, возникших на постсоветском пространстве, показывают возвратные формы тоталитаризма – другие, не классические, но не менее жесткие. В 1951 году Дэвид Рисмен, крупный американский социолог, автор классической работы «Одинокая толпа», выдвинул в своем докладе «Пределы тоталитарных режимов» идею, что режимы будут медленно разлагаться под влиянием внутренних причин. Исходя из очень поверхностного анализа, потому что никаких особых документов не было, он предположил, что коррупция будет медленно уничтожать и разлагать идеологический фанатизм, приводить к апроприации властных и финансовых ресурсов и медленному разложению режима.

Мне этот подход кажется интересным подходом, хотя я не могу сказать, что он полностью оправдан. В конце 1960-х – начале 1970-х годов французский социолог и политолог Жак Рупник выдвинул схожую идею, что хронический потребительский дефицит приведет к тому, что общество будет трескаться и медленно разлагаться. Я думаю, что эта концепция позволяет в какой-то степени объяснять новейшие процессы.

Суть в том, что произошедшие за последние 25 лет изменения не разрушили систему тоталитарных институтов, но базовые институты, прежде всего структуры власти и те, на которые власть опиралась: армия, само устройство власти, суд, полиция, равно как и система образования, – фактически остались прежними, а менялись в первую очередь те области, те институциональные сферы, которые не были связаны с воспроизводством коллективных представлений и связанных с ними ресурсов насилия. То есть это прежде всего экономические, технологические, коммуникативные сферы, массовое потребление, культура и т.п.

Этот диссонанс чрезвычайно важен, потому что изменения идут неравномерно и в разных сферах, порождая сильнейшее напряжение внутри самого общества. Понятно, что в общественном мнении, я бы сказал, довольно адекватные представления о структуре режима. Режим опирается на силовые институты, политическую полицию, МВД, спецслужбы, на государственную бюрократию и контролируемые околовластные финансовые структуры. Пирамидальная силовая репрессивная структура сохраняется вполне. Насилие становится конституирующим моментом всех социальных отношений. Что такое насилие с точки зрения социологии? Это дисквалификация, то есть отказ тем, в отношении кого применяется насилие, в признании их ценности, самодостаточности, достоинства, значимости. Тем самым общество превращается в одномерное большинство, ресурс власти.

Происходит поляризация: вся полнота коллективных ценностей и представлений записывается за властью, которая выступает от имени этих представлений и ценностей с правом на насилие, с одной стороны, и, с другой – аморфное бескачественное большинство, не имеющее механизмов представления своих нужд и интересов и лишенное того, что западная демократия называет неотчуждаемыми правами человека. Если такая картина признается оправданной и легитимной, она устраняет всякое представление о необходимости посредников, системы коммуникации, представительства. Возникает крайне примитивное упрощенное представление обо всем социальном целом. И именно это представление, заданное тоталитарным режимом советского плана, воспроизводится и принимается сегодня. Порождается, с одной стороны, сильное чувство диффузной агрессии и неартикулированной неудовлетворенности, с другой – очень сильная фрагментация самого социума. Люди не могут не доверять друг другу, но это означает, что возникает масса частных партикулярных образований, в которых и происходит общественная жизнь: доверяют семье, самым близким, друзьям, соседям, в меньшей степени коллегам по работе.

Все социальные институты в России, как видно из международных сравнительных исследований, не пользуются доверием. Россия находится в нижней трети списка по институциональному доверию. Верх – это скандинавские страны: Швеция, Дания, Норвегия, Германия. А Россия – между Филиппинами, Чили, Доминиканской Республикой.

Аномия: распад социальных связей

Это диффузное напряжение в последние годы усилилось растущим неравенством. Известно, что коэффициент Джини (отношение 10% наиболее богатых к 10% самых бедных), по официальным данным, в России составляет 16, а по неофициальным данным независимых экономистов – равен 27. В последней статье экономист Аганбегян приводит цифры, что одному проценту населения принадлежит 76% всех финансовых активов в стране: Россия вышла на первое место в мире по социальному неравенству. И это притом, что почти десять лет шел непрерывный рост реальных доходов населения.

Конечно, распределение доходов было крайне неравномерным, больше всего выигрывал, условно говоря, городской класс. Рост потребительского общества порождает сильнейшую социальную зависть. И результатом этого ощущения несправедливости социального порядка действительно можно считать то, что социологи называют аномией – то есть распад социальных связей, конфликт нормы и ценностей, приводящий к чувству опустошенности, бессмысленности, депрессии и прочее. Классический показатель – это число самоубийств.

Число самоубийств снижается

https://slon.ru/images/photos/ca7a7e223e4824d080f8552e3c23411d.png
С 1992 по 2014 год покончили жизнь самоубийством свыше 1 млн человек (80–85% – мужчины); уровень социальной патологии выше в сельской местности и малых городах.
 Из 20 стран с наивысшими показателями уровня самоубийств 15 – бывшие соцстраны

Распад СССР дал волну самоубийств, 43 случая завершенных суицидов на сто тысяч населения, в этом отношении Россия лидировала по крайней мере среди крупнейших стран. Потом возникла парадоксальная ситуация, переворачивающая стандарты социологической интерпретации аномии, которые сложились еще с классической работы Дюркгейма, где аномия сильнее всего была представлена в крупных городах, с их анонимностью, сложным социальным устройством и пр. В России ниже всего уровень аномии как раз в Москве: в 2011 году – 4–6 случаев, а больше всего на периферии и, конечно, на Дальнем Востоке, на севере, где имеет место социальная деградация в чистом виде, в селе и в малых городах. Иначе говоря, там, где модернизационные процессы, формирование рыночной экономики, социальное многообразие уже сложились, аномия проявляется меньше всего, а в застойных средах – обратная картина.

Косвенно можно судить по показателям преступности, но государственная статистика недостоверна и ухудшается год от года. Доклад о качестве уголовной статистики, который недавно был представлен КГИ, утверждает, что регистрируется только 8% от всех совершаемых преступлений. И все равно даже по регистрируемым возбуждаемым делам Россия в числе лидеров, выше только в двух странах: в США и ЮАР. Но в США эти показатели очень компактно сосредоточены среди афроамериканского населения, где действительно очень высокий уровень аномии.

Число заключенных на 100 тысяч населения, 2005–2006

https://slon.ru/images/photos/8bda6f209f95d5589c1b675bbf3dc3e5.png

Аномия или социальная дезорганизация – это неестественные характеристики и неслучайные. Это не просто потому, что такая у нас страна патологически больная. Это следствие сохранения тоталитарных институтов и тоталитарной организации, конфликта недомодернизированных сфер с институтами, которые возникают, но не могут реализоваться. Это производная всей системы практик тоталитарного режима, возвратного тоталитаризма, с которым мы имеем дело, обессмысливание жизни и утверждение насилия как основного доминантного кода социальной организации, децентрализация, если хотите, этих структур насилия. Кущевка – это не случайность, а в некотором смысле парадигма вот этого развития. Я думаю, что в любом регионе при должном внимании можно увидеть такие же структуры насилия. Если мы сравним число сердечно-сосудистых заболеваний, то увидим примерно такое же распределение, потому что это тоже показатель фрустрированности населения.

Cогласны ли вы с известным суждением о нашей жизни: «Все можно перенести и перетерпеть, лишь бы не было войны»?

https://slon.ru/images/photos/a3651831028e3e939455d120a183a06a.png

Ну и, соответственно, вы видите, это предельное выражение монополизации властью вот этого права на коллективные представления. Этот постоянно внедряемый в сознание тезис образует горизонт существования. И не просто горизонт существования, а постоянно действующий механизм переоценки всех обстоятельств повседневной жизни. Все можно перетерпеть, лишь бы не было войны; война в этом смысле является ключевым кодом понимания всего происходящего. Это и способ утверждения себя, и способ переоценки всех других ценностей. Если хотите, это условие терпения. А для этого, собственно, и работает пропаганда.

Почему так убедительна пропаганда? Потому что она подставляет представления о мотивах собственной власти под действия и образ США

Пропаганда, которая оправдывает присоединение Крыма, ввела важный новый тезис – о соотечественниках, о русском мире, о разделенной нации. То есть вера в органическое единство по единству происхождения. Тем самым были устранены все представления об институтах, о необходимости представлять социальное многообразие, и последовала ответная волна патриотического подъема. Понятно, что она базировалась прежде всего на сопоставлении с США как главным оппонентом и ценностной утопией: неустранимый ориентир для развития, то, что мы хотели бы иметь у себя, но понимаем, что никогда не сможем иметь. Легитимизируется собственная агрессия с сознанием жертвы. Почему так убедительна пропаганда? Потому что она подставляет представления об отношениях внутри страны или мотивах собственной власти под действия и образ США. Это легко опознается, воспринимается и не требует доказательств.

Этот процесс аномии производный, функциональный. Это не отдельные всплески, это работа систематических механизмов по разрушению и человека, и общества как такового. Основа для консолидации, для некоторого идеализма, альтруизма систематически подорвана. Мы постоянно фиксируем внутреннюю злобу, агрессию, фрустрированность, она проецируется не на власть, а на тех, кто выступает с человеческими тезисами, лозунгами, программами. Они воспринимаются не просто как возмутители, а как некоторое проявление собственной совести, как указание на свое несовершенство. Это, конечно, вызывает очень мощный агрессивный импульс, подавляющий и нейтрализующий возможность консолидации и солидарности. Сами лозунги оппозиционного движения понятны, внятны, разделяются, но не служат мотивами собственной активности и действия. Поэтому – это некоторый новый вывод – я не уверен, что кризис приведет к каким-то более человеческим, я бы сказал, формам.

https://slon.ru/posts/57349

0

2

Подданные или граждане: есть ли в России спрос на политику?

21 октября, 15:09 

Slon Magazine представляет вторую лекцию – выступление Владимира Милова и Бориса Макаренко.

***

Владимир Милов, председатель партии «Демократический выбор»

Я сегодня тут в роли практика. Я возглавляю политическую партию «Демократический выбор», которая в последние годы имела большой опыт – как самостоятельного участия в выборах в самых разных регионах страны, так и в коалициях с другими политическими силами. Могу потом поподробнее об этом рассказать. И я сам выдвигался в том числе на выборах, хотя меня не зарегистрировали два раза – в 2009 и 2014 годах. Несмотря на это, я оптимистически отвечаю на вопрос: пациент – он жив или мертв? И есть ли у нас публичная политика или нет?

У нас идут разговоры о том, что политики нет, оппозиции нет, бессмысленно участвовать в выборах и т.д. Но если вы посмотрите, кто именно говорит такие вещи, то вы увидите, что с таких пессимистических позиций выступает практически подавляющее меньшинство практикующих политиков, которые, собственно, с населением общаются и пытаются участвовать в выборах. Большинство же тех, кто работает в политическом поле, как раз настроены продолжать и настроены довольно оптимистично по поводу перспектив и возможностей. Негативные комментарии мы слышим со стороны экспертов и комментаторов, которые смотрят со стороны.

Публичная политика, безусловно, есть в нашей стране. Но поле для публичной политики было очень сильно ограничено в результате контрреформ. Ключевые этапы, события этих контрреформ: формирование в 2001 году политической силы, которая изначально претендовала на статус супермонополии в российской политике и была создана именно для этого – слияние «Единства» и «Отечества». В 2003-м эта сила получает конституционное большинство в Государственной думе и единолично принимает широкий набор ограничительных законодательных актов, ограничивших свободу прессы, общественной деятельности, собраний, выборов, партийной деятельности и т.д.

Но тем не менее публичная политика существует, как вот такое деревце, которое прорастает в трещине в асфальте. Оно такое кривенькое, косенькое, но оно живет и так или иначе тянется к солнцу. Питает его, безусловно, спрос, то есть наличие в обществе серьезного запроса на политику как инструмент решения общественных проблем, улучшения нашей окружающей жизни и т.д. Безусловно, такой запрос есть. К сожалению, у нас, на мой взгляд, есть большой дефицит серьезных исследований на эту тему. Именно со стороны спроса, запроса в обществе на политику как явление, на политическую конкуренцию, но тем не менее все-таки такие исследования существуют и, на мой взгляд, они показывают очень высокую степень заинтересованности у людей в публичной политике.

В частности, в пик выброса негативной общественной энергии зимой-весной 2011–2012 годов Михаил Дмитриев из ЦСР проводил такое исследование, не столько количественный, сколько качественный анализ умонастроений в обществе, по-моему, около 50 регионов они исследовали. И он тогда очень четко формулировал, что ключевой общественный запрос к политической системе, к власти в целом – это то, что называется delivery. То есть люди хотят, чтобы власть, избранные начальники, политические деятели, политические силы приносили результат в виде конкретных улучшений их жизни.

На мой взгляд, это то, что общество действительно хочет от политической системы. И, собственно говоря, вот эта игра в перетягивание каната, которая у нас сейчас идет между действующей властью и обществом, состоит в том, что власть стремится как можно дальше увести общество от постановки вопроса, в том числе в жесткой форме, о том, «что ты сделал для хип-хопа в свои годы» и где результат всего этого долгого сидения в своих креслах, долгого правления.

В каждом четвертом регионе в областных центрах и даже в некоторых крупных райцентрах действующий губернатор выборы проиграл – не смог набрать 50%

Это делается через разные инструменты. Это делается через формирование пропагандистской повестки, далекой от повседневных нужд людей. Мы видим, что внешней политикой – Украина, Америка, теперь Сирия – они намеренно уводят людей от серьезного анализа окружающей действительности, от постановки критических вопросов о результатах деятельности власти. Основная стратегия властей по отношению к выборному процессу вообще (и на местном, и на региональном уровнях) теперь уже, как мы убедились в связи с манипуляциями вокруг выборов в Госдуму и на федеральном уровне, – это стратегия на понижение явки. Потому что чем выше явка на выборах, тем больше вероятность, что эти критические вопросы встанут ребром и будут озвучены. Тем не менее мы видим, что в массе случаев острые критические вопросы к власти по поводу результатов ее работы все равно всплывают, часто в совершенно неожиданных формах, в самых разных политических кампаниях и на выборах самых разных уровней.

Вот самая простая картинка: у нас была история не просто со вторым туром, а с поражением на губернаторских выборах. Причем это было видно давно: Иркутский регион преподносил всякие сюрпризы, там было много поражений «Единой России» на выборах мэров. Иркутск, в прошлом году – Новосибирск, до этого Екатеринбург. Это такие яркие кейсы. А если вы посмотрите системно, то увидите: губернаторские выборы в этом году были в 21 регионе. И там очень очевидная тенденция, если просто зайти на сайт ЦИК и посмотреть на результаты. Очень простое явление. В областных центрах и даже в некоторых крупных райцентрах в каждом четвертом из этих регионов действующий губернатор выборы проиграл – не смог набрать 50%.

Даже в тех регионах, где результат был 70–80% по области, очень видна эта лесенка – с 90% в отдаленных районах до чуть-чуть выше 50% в областном центре и опять-таки в некоторых крупных райцентрах. То есть мы видим, что среди городского населения довольно очевидно формируется этот запрос – я бы не торопился называть это запросом на перемены – скажем так, запрос на критическое осмысление итогов работы действующей власти, которая уже достаточно давно находится на своих постах. И при первой возможности появляются политики и политические силы, которые готовы представить некоторую альтернативу, и, несмотря на все ограничения, фальсификации, админресурс, они могут и выиграть. Когда я с международными коллегами обсуждаю эту ситуацию, они знают, что у нас все очень нечестно и все фальсифицировано, и очень удивляются, что у нас на довольно крупных местных, а теперь даже и на региональных выборах партия власти может потерпеть поражение. Это не вписывается в характеристики однородной и авторитарной страны. Но это просто от того, что все эти региональные сюжеты, к сожалению, у нас не получают довольно серьезного освещения в независимой прессе федерального масштаба.

При первой возможности появляются политики и политические силы, которые готовы представить альтернативу, и, несмотря на все ограничения, они могут и выиграть

Если же посмотреть на ситуацию со спросом на какую-то альтернативную федеральную повестку, то здесь ситуация намного хуже. Но это вовсе не потому, что у нас в стране нет публичной политики. Это потому, что в нашей стране запрос на публичную политику – и это следующий момент, о котором я бы хотел сказать, – исключительно локализован, и это очень важно понимать тем, кто пытается в этой сфере работать. Локализован по повестке, по сюжету и т.д. Я не имею в виду предельную локализацию до какой-то утлой конкретики, типа конкретного капитального ремонта, ЖКХ и так далее. Я имею в виду, что людей гораздо более интересуют вопросы о том, кто у них в регионе будет губернатором или мэром, будет он избираться или назначаться, каким образом делятся бюджетные деньги и полномочия между региональным и муниципальным уровнем, каким образом формируется механизм обратной связи между властью и обществом на региональном и локальном уровне, механизмы ответственности власти.

Вот эти вещи интересуют людей намного больше, чем любая федеральная, прежде всего идеологическая повестка. Это не уникальное явление для России. Если посмотреть на какие-то крупные страны федерального типа, те же США, то там очень похожая ситуация. Это связано с тем, что люди не чувствуют возможности как-то серьезно повлиять на этот космос, на большой федеральный уровень, на смену курса. И вообще, может быть, с точки зрения их частной жизни их это не очень-то интересует. Социальный контакт между властью и обществом в России в последние 15 лет, на мой взгляд, был основан именно на такой модели: у людей появилось достаточно широкое – намного шире, чем раньше, – поле возможностей проявить и реализовать себя в частной жизни, в обмен на это им было предложено отказаться от участия в более серьезных общественно-политических процессах национального масштаба. Люди этот контракт приняли, и я думаю, что выход из этого контракта будет делом очень непростым и длительным.

И нам надо с этим примириться. Мне кажется, что те люди – а их довольно много, например, в политизированном слое в Москве, – которые надеются на очень быструю идеологическую смену настроений в обществе и смену идейного вектора развития государства, пытаются бежать впереди паровоза и просто недооценивают громадную инерцию в обществе.

Резюмируя эту часть, я хочу сказать, что запрос на публичную политику носит прежде всего в широком смысле слова локальный характер, можно его понимать как региональный, как городской, как местный, но точно не связанный с какой-то большой и тем более идеологической федеральной повесткой. И это создает определенные сложности, потому что в региональной, местной политике намного труднее быть независимым политиком. Скажем, я уже почти полтора десятилетия публичный критик действующей власти, и это очень сильно сказалось на моих возможностях просто себе на жизнь зарабатывать. Но тем не менее в Москве я это могу делать. В регионах это практически невозможно. Реально обеспечивать себе элементарную достойную жизнь, еще и находить какие-то средства на политику просто невозможно, если ты открытый критик действующей власти. Приходится каким-то образом мимикрировать.

Поэтому я скептически смотрю, как комментаторы из Москвы критикуют политиков в регионах за то, что они недостаточно оппозиционны Путину, «Единой России» и т.д. Ну, ребята, вы даже с ними не разговаривали тет-а-тет многие (это я обращаюсь к воображаемому оппоненту в данном случае), а очень многие люди даже в «Единой России» предельно критически настроены к действующей системе, но им приходится ради выживания так работать.

Тем не менее есть и плюс в том, что этот запрос на публичную политику достаточно локализован по повестке. Плюс в том, что в большинстве регионов, где все-таки политическая жизнь существует (мы не берем Кемерово и Кавказ, это отдельный разговор), нет доминирующего фактора популярности национального лидера, который есть в российской политике в целом. Как правило, там намного легче мобилизовать людей по поводу критической оценки действующего губернатора, мэра, главы района. Мы видим, что это довольно часто происходит. Скажем, в последние пять лет массив избирателей, которые, несмотря на весь админресурс, выбрали-таки оппозиционных мэров, составил пять миллионов избирателей. И это не считая Москвы и Петербурга: в Москве 30 тысяч голосов не хватило до второго тура, а в Петербурге они просто испугались проводить конкурентные выборы губернатора, потому что там вероятность проигрыша была очень большой. Так что вот эти результаты говорят о том, что стакан на 20% полный и что запрос на публичную политику есть. Я бы всем коллегам просто рекомендовал дальше его внимательнее изучать именно с точки зрения стороны спроса.

Заканчивая, я хочу сказать, что в публичной политике огромная проблема состоит именно в том, что касается предложения. Здесь играет ключевую роль фактор барьеров – барьеров для входа новых политических сил и барьеров, связанных с тем, что, не будь у так называемых системных парламентских партий сильных игроков в регионах, они бы вообще давно ничего не собирали. Они были бы где-то на уровне там СПС и «Яблока» в худшие годы. Потому что их популярность очень низка. Зато у этих партий есть довольно много харизматичных и сильных политиков на местах, которые их в итоге и вытягивают. И там идет очень сложное балансирование между тем, чтобы не умереть совсем и все-таки дать этим местным харизматикам как-то разгуляться, а с другой стороны, это стадо контролировать, чтобы оно не вышло за пределы лояльности. Но тем не менее эта система барьеров очень сильно сужает рамки предложения на публичном политическом рынке.

Очень многие из тех, кто занимается политикой, до сих пор так и не сообразили, что нужно работать в регионах и с локальной повесткой. Многие до сих пор слишком зациклены на попытке навязать людям федеральную повестку, которая им не нужна, неинтересна. Она может быть даже теоретически интересна, но они не чувствуют, как они могут реально на нее повлиять, и смотрят на людей, которые предлагают эти идеи, как на каких-то непонятных чужаков. Так что на этом рынке, скажу как оптимист, скорее всего, все в порядке со спросом, а вот с предложением есть большие проблемы. И в том числе то, как мы работали на региональных выборах, например в нашей Демократической коалиции в течение последнего полугода, и сейчас активно обсуждаем кампанию в Госдуму, говорит о том, что впервые за долгое время есть позитив: основные участники, лидеры понимают важность выхода на этот рынок с предложениями, которые действительно интересны, нужны людям, на которые есть спрос. Насколько это получится, покажет время.

В двух словах: публичная политика есть. Она просто не такая, как многие обсуждали в политизированных московских кругах в течение длительного времени. Не надо понимать ее как спрос на идеологемы, спрос на борьбу каких-то федеральных повесток. Она другая. Нам надо с этим примириться. Это нормально, мы не уникальная в этом смысле страна. На всем этом фоне существует большой запрос на ответственность власти, на сменяемость власти, и мы видим, что он прорывается во многих важных местах, и я думаю, что это будет только усиливаться.

Борис Макаренко, председатель правления центра политических технологий

Мы совпадаем в оценках с Владимиром Миловым процентов на 70–80. Мне многое не придется повторять. Публичная политика в стране, естественно, есть. И политика есть, и публичная есть, только она немножко другая.

Я начну с цитаты из колумниста «Газеты.ru» Дмитрия Воденникова. Точнее, он цитирует своего друга, русскоязычного израильтянина: «Не важно, кто пишет и о чем. Почти все, что пишется на русском, заряжено чрезмерной агрессией и нервозностью. В этом равны правые и левые, либералы и патриоты, верующие и атеисты, геи и гомофобы». Понятно, почему наша публичная политика столь конфронтационна, несменяемость власти и зажим конкуренции сводят все общественные размежевания: город – село, центр – периферия, богатые – бедные – к одному вопросу: ты власть или ты не власть. Причем я не употребляю даже слово «оппозиция», потому что сразу много вопросов возникнет, кого можно считать оппозицией, кого нет, какая это оппозиция. И поскольку власть несменяема, то и нет смысла искать компромисс и согласие, как делают правые и левые условно в любой демократической системе. У нас в публичной политике либо ведут войну на уничтожение – это относится к оппозиции, либо дают отпор этой оппозиции и доказывают, что они всегда и во всем правы. Я привожу цитату из дискурсивной теории демократии.

В демократии нужно сказать: «Я сделал – он гад, я добился, я победил – он провалил». В недемократии: «Имеется мнение. Было решено. Было достигнуто»

Это рассуждение американского политолога Ричарда Андерсона, мне оно очень нравится: «В демократии дискурс – это конкуренция за голоса избирателей, за поддержку своей программы действий. Вне демократии – это дискурс правителей и подданных. Власть там икона». Очень легко это доказывается. Если посчитать количество страдательных залогов в демократическом и недемократическом дискурсе, то в демократии страдательных залогов мало, в недемократии – много. В демократии нужно сказать: «Я сделал – он гад, я добился, я победил – он провалил». В недемократии: «Имеется мнение. Было решено. Было достигнуто». Почему? Потому что субъект политики никому не должен ничего объяснять. Это власть, которая есть икона на стене. Вот она все делает – и хорошее, и плохое. А все остальные – так, винтики, пассивные слушатели. Это нас возвращает к известной теории: культура граждан, культура подданных. Это описано в классической книге «Гражданская культура» В. Алмонда и С. Вербы.

Разница между гражданином и подданным в чем? Подданный тоже понимает, что такое политика, он понимает, что с ним делает власть, и может быть этой властью очень сильно недоволен. Но подданный не мыслит себя субъектом этой политики, он даже не думает о том, что на власть может как-то повлиять. Он может либо благодарить власть за хорошее, либо проклинать ее за плохое. Но он вне этой политики. Гражданин – активный человек, не только понимает власть, но и стремится оказывать на нее влияние. Вот из того, что у нас граждан мало и становится меньше (я к этому вернусь далее), и берутся многие проблемы нашей публичной политики сегодня. Что такое вообще публичная политика, если это конкуренция?

Когда мы говорим «конкуренция», мы и, к сожалению, очень многие наши политики, в том числе и демократические, конкуренцию понимают как то, что в демократии, ну, естественно, в Англии как старейшей, понимается как «horse race» – «лошадиные скачки».

https://slon.ru/images/photos/4365970e07a360ea8a8030ad9c1faa65.jpeg

Вот замечательная карикатура из журнала «Панч» полуторавековой давности – о том, как в Израиле выигрывают выборы. Его конь лучше скачет, он более ловкий наездник, на нем более яркий камзол. И у нас вот с этим «horse race» плоховато, но оно есть, какая-никакая конкуренция существует. А вот чего у нас нет совсем, так это второй составляющей политической конкуренции, причем в демократиях эти две составляющие равновелики. Вторая составляющая – это deliberation, извините за корявое русское слово, делиберация, которое я дальше буду употреблять. Это конкуренция идей, конкуренция программ. Вот с этим совсем швах. Причем во всех лагерях – и у власти, и у оппозиции.

Как в 2008 году сказал Владимир Путин: «Кампания идет хорошо без этих вот дебатов». То есть нечего тут обсуждать. Почему? Потому что «власть – это актор, а все остальные – подданные, которым дозволяется этому актору аплодировать, ну, иногда, может, немного плакать и жаловаться».

Посмотрим на наш партийный спектр, на делиберацию по-русски. «Единая Россия» в 2007 году шла на выборы с лозунгом «План Путина», каковым объявлялась совокупность восьми на тот момент посланий Федеральному собранию. Лев Гудков из Левада-центра спросил россиян: «Верите ли вы, что у Путина есть план?» 60% сказали: «Да, верим». Дальше Лев Дмитриевич приставал к россиянам: «А можете ли вы объяснить, в чем состоит этот план?» – «Да, можем», – сказали 6%. Но «Единая Россия» набрала-то 64%, то есть гораздо ближе к 60%, чем к 6%, что является эмпирическим доказательством того, что россиян как подданных конкретное содержание этого плана не интересует, потому что они к этому не имеют никакого отношения. Они верят, что у их лидера есть план и что этот план все равно будет реализовываться. Соответственно, это было восемь лет назад, я думаю, мало что изменилось – уж точно не в лучшую сторону.

«Верите ли вы, что у Путина есть план?» 60% сказали: «Да верим». – «А можете ли вы объяснить, в чем состоит этот план?» – «Да, можем», – сказали 6%

Что в смысле программ, которые я условно называю образом будущего, есть у разных партий? У партии власти образ будущего отсутствует, его заменяет набор пропагандистских штампов, но и без этого у нее все хорошо. Парламентская оппозиция программы свои пишет по прекрасному принципу: они знают своего избирателя, он более-менее постоянный и им известный. Чего их конкретный коммунистический, справороссовский, жириновский избиратель хочет, то им господин Зюганов, Миронов и Жириновский в программе и скажут. Это патерналистский электорат, пенсионерский электорат. «Мы вам повысим пенсии в 10 раз». Избиратель подумает: «Ну, в 10 – это они загнули, но раз в 10 обещают, то в два-то, наверное, повысят. И то неплохо». И главное, абсолютно безопасно с такой программой выступать, потому что к власти они не придут, выполнять не придется, за базар отвечать тоже не придется.

С большинством прочих партий картина прискорбная. В 2007 году я прочел программы всех 11 партий, тогда выходивших на выборы. В 2011 году это было уже бессмысленно читать. За исключением более-менее серьезных партий, включая «Яблоко», в программах которых хоть есть что обсуждать, у меня было четкое ощущение, что всем партиям пишут программы два политтехнолога – условно правый и условно левый. Под копирку. Только какая-то партия заплатила побольше, и ей написали чуть получше и посерьезнее, поразвернутее, а кому-то – откровенную халтуру. У всех партий, а ныне их число больше 70, программы читать просто бессмысленно. Либо их вообще нет, либо это куцые одна-две странички.

Вы знаете, из чего состоит программа партии «Родина», которая у нас как бы во второй эшелон, считается, вышла? Программа состоит из шести частей: первые пять – это пять предвыборных статей президента Путина начала 2012 года, шестая часть – глава из книги Дмитрия Рогозина, по-моему, 2005 или 2006 года. Если прочитать это все подряд, то выяснится, что многие мысли Рогозина из 6-й части программы с мыслями Путина из пяти первых частей имеют мало что общего, иногда напрямую друг друга исключают, но это партию «Родина» нимало не смущает.

Ну и, наконец, последняя категория, она более интересна. Я назвал ее «ищущие граждан», то есть это партии, которые пытаются апеллировать и завоевать поддержку граждан, а не подданных. К таковым я отношу и «Яблоко», и ПАРНАС, и Алексея Навального, и ранее «Гражданскую платформу». В их программах много интересного, не нового. Это цитата из Виктора Гюго: «Много интересного, не нового, но, к сожалению, интересное не ново, а новое неинтересно». Избиратель у этих партий разборчивый, если это гражданин, если он хочет участвовать в политике, то он не купит товар второй свежести. Либо ему неинтересны программы этих партий, либо ему неинтересны люди, которые с этими программами выступают.

Может, кого-то и такое утверждение обидит, но, поверьте, не в одних барьерах дело. Да, есть запретительные барьеры, они против этих партий применялись, и еще как, но если бы произошло чудо и все эти барьеры пали, это не значит, что эти люди, эти программы завтра бы взлетели по своей популярности. Это серьезный кризис жанра. И со стороны спроса на такие программы со стороны граждан – они глубоко разочарованы уже давно, и со стороны предложений таковых программ и политиков, эти программы предлагающих.

Есть ли у власти идеология? Я считаю, что нет. Идеология – это все-таки некая последовательная система мыслей, в которой есть связность, цельность, а главное – целеполагание. Любая идеология в конце концов отвечает, а что же она хочет построить? У нашей власти такого нет и ничего и близко похожего на это нет. И кроме того, нет ленинских уроков, партсобраний, нет обязательного чтения книги «Рухнама» во всех школах, детских садах, в вузах и домах пенсионеров Туркменистана. Все это не идеология. Еще Хуан Лин с четверть века тому назад писал, что эра идеологии прошла даже в авторитарных режимах, а вместо них, цитируя того же Хуан Лина, появляется distinctive mentality – отчетливое умонастроение. То есть власть все равно умеет манипулировать мыслями. Что у нее для этого есть? Набор символов и штампов, надеюсь, не надо дальше на эту тему говорить. Есть недавняя память об идеологии. Люди уже давно не были на партсобраниях и ленинских уроках. Но многие помнят, как это было. И все это с учетом нынешних фрустраций, с потерей ориентиров моральных, политических и прочих, вот эти идеологические штампы прекрасно работают как мобилизационный механизм и без этого. Доминирует культура подданных, и вот здесь эта знаменитая фраза «пипл хавает».

Качество пропаганды не очень высоко, но подданные, которые не мыслят себя участниками этого процесса, и этим качеством на сегодняшний день достаточно довольны (потом предъявлю вам эмпирические доказательства). Есть очень интересная работа Сергея Гуриева в соавторстве с Дэниелом Трейсманом о том, как современные авторитарные режимы используют информационную политику, – все это очень интересно. Меня от того, чтобы это принять, останавливает один простой факт, и люди моего поколения, надеюсь, меня поймут. Было советское телевидение, была советская цензура, куда жестче нынешней, не было никакого интернета, не было никаких ФМ-радиостанций, но люди не верили официальной пропаганде, и люди через хрипы, шумы и глушилки слушали «Голос Америки», ВВС и Deutsche Welle.

Сейчас возможности получить альтернативную информацию в разы больше, в разы проще, можно, не отрываясь от кресла, щелкнуть мышью и получить информацию из любого источника. Этого запроса на такой массовый поиск – его нет, он существует в очень небольшом сегменте российского общества.

Есть конструкция, которую я впервые сформулировал в начале 2014 года, незадолго до Крыма: у любой легитимности есть две ноги, две составляющие (это восходит к Самуилу Хантингтону). Первая составляющая – социально-экономическая: люди доверяют власти в зависимости от того, насколько власть способна удовлетворить их материальные потребности и потребности в общественных благах. По этой части у российской власти было все неплохо в прошлом десятилетии, в последние годы ухудшается, ухудшается линейно и монотонно, и перелома этого негативного тренда не предвидится. Но у легитимности есть другая составляющая, я условно называю ее символической. Владимир Гельман, наш питерский коллега, говорит об этом как о перманентной легитимации, в отличие от демократии, где выборы и есть легитимация власти. Тебя избрали – сиди, дорогой Обама, в Белом доме следующие четыре года, а если ты нам не понравишься, мы через четыре года за республиканцев проголосуем. Больше ничего и не требуется. Нашей власти легитимацию нужно подтверждать каждый день, каждый месяц, я цитирую Владимира Гельмана. Наш президент стал символом единства всей страны и символом такой легитимации. Он начинал как везунчик, который вытащил страну из лихих 90-х, в 2014 году, когда эта социально-экономическая легитимность все больше проседала, он обрел легитимность победителя, роль победителя сменилась ролью коменданта осажденной крепости, когда все против нас. А в осажденной крепости люди не требуют себе повышения пайков хлеба и воды, они благодарны за то, что есть что поесть и что попить, и уж никак не бунтуют против коменданта этой осажденной крепости, потому что со всех сторон враги. Это делает наш режим все более персоналистским. Вот данные ВЦИОМа. ВЦИОМ задает ежемесячно многие годы блок из четырех вопросов: ваше отношение к политике вообще, к политике экономической, социальной и внешней.

https://slon.ru/images/photos/41b2fe030ecc56b00fcd57f930f56374.png
Две легитимности власти: «лишь бы не было войны»
Источник: ВЦИОМ

Обратите внимание, с конца 2013 года левый угол – объективно состояние страны, благосостояние среднего россиянина, объемы социальной помощи – уже не только не увеличиваются, но уменьшаются абсолютно, но по сравнению с концом 2013-го сейчас оценка и экономической политики, и социальной существенно выше, хотя пик был в 3-м квартале 2014 года, с тех пор идут колебания. Но самое главное, что общая оценка политики практически не отличается от оценки политики внешней. Я назвал это «Лишь бы не было войны», то есть на самом деле для россиян эта символическая легитимация в формировании их отношения к власти играет гораздо более важную роль.

https://slon.ru/images/photos/003b0f4ccb2d7a8ecb64968c27e74ad5.png
Кого бы вы хотели видеть на посту президента России после выборов 2018 года, %
Источник: Левада-центр, закрытый опрос, проведен 25–28 апреля 2014 года среди 1602 человек в 45 регионах страны

«Граждане растворились в подданных» – так назвал я следующий слайд. Слева опять данные Левада-центра в 2013 году и в 2014-м. Если в 2013 году относительное большинство, близкое к половине – 41%, – хотели после 2018 года видеть на посту президента другого человека и даже не связанного с Путиным, и лишь 22% были за то, чтобы Путин остался еще на один срок, то после Крыма, в мае 2014-го, это соотношение поменялось на прямо противоположное. В одной из предвыборных статей в начале 2012 года президент поставил диагноз российской политике: «Сегодня качество нашего государства отстает от готовности гражданского общества в нем участвовать». Значит, если диагноз болезни поставлен, надо лечить. Лечить можно такую болезнь двумя способами: можно государство приводить в соответствие с запросом на более активное участие, а можно этот запрос понижать. К сожалению, власть пошла вторым путем. Стали лечить эту проблему не повышением качества государства и его способности вести диалог с обществом, а снижением мотивации граждан в нем участвовать.

Относительно недавние данные Левада-центра свидетельствуют, что запрос на оппозицию, то есть положительный ответ на вопрос «да, России нужна оппозиция», снизился с 72% в 2012 году до 57% в 2014-м. Россияне по-прежнему (вот в чем доказательство того, что наша культура носит подданнический характер), подавляющее большинство, считают, что наш президент выражает интересы силовиков, олигархов, бюрократов, а не простых людей и не общества в целом. Но тем не менее при таком соотношении одобрение президента существенно выше 80%.

Я недавно общался с Алексеем Георгиевичем Левинсоном, к мнению которого как социолога я всегда относился с высочайшим вниманием. Он заговорил о демонтаже в России в последние годы основ для формирования активной самостоятельной личности. Вот Навальный вошел в кампанию с небольшим рейтингом в 2013 году, добился большого успеха. Как он рос по кампании – это интересный вопрос. Но почему он был заметен, почему за ним следили, почему к нему прислушивались? Потому что к тому моменту Навальный уже имел репутацию человека, который знает, как рассказать правду о власти и пригласить граждан к участию. Он попал в этот сегмент граждан, которые хотели влиять на политику. С такой репутацией он в кампанию вошел, дальше при моем в общем крайне скептическом отношении к этой персоне, надо отдать ему должное, он в 2013 году сегмент граждан, который в Москве достаточно значимый, завоевал, отработал и привел на избирательный участок в день голосования.

Подведем краткие итоги. Когда я сказал, что, поставив диагноз российской политике, власть пошла только в направлении демонтажа культуры граждан, я немножко упростил. Власть пошла двумя путями: начались также реформы политической системы. Я считаю серьезной ошибкой демократического движения того периода то, что оно не объявило своими победами возвращение губернаторских выборов, либерализацию партий. Им все казалось, что это мало, это мелочи. А это великая победа. Власть была вынуждена пойти на то, чтобы своими руками отменить то, что она же, та же власть, те же люди сделали лишь за шесть лет до этого, в 2006 году, – зарежимили порядок формирования партий, отменили губернаторские выборы.

Какие итоги? Партий появилось много, конкуренция на выборах действительно оживилась, малозначащая партия имеет все возможности зарегистрироваться, провести кампанию на столько силенок, на сколько у нее хватит, качественных сдвигов в качестве конкуренции, извините за тавтологию, не произошло, политологи это меряют показателем эффективного числа партий, оно у нас достигло максимума за последние годы в 2013 году, резко упало в 2014-м. В 2015 году чуть лучше, чем в 2014-м, но хуже, чем в 2013-м. Я имею в виду совокупность выборов в региональные собрания в каждом сентябре. 14 партий имеют так называемую федеральную лицензию, то есть право участия в федеральных выборах без сбора подписей, ни у одной из этих партий за 4 года не просматривается на сегодняшний день потенциала, чтобы даже войти в следующую Думу по партийным спискам, то есть получить хотя бы 5% голосов. Очень важно, конечно, представительство в Думе, но надо понимать, что фракция из 5% депутатов, тем более при смешанной системе это будет совсем мало депутатов, – это не очень сильное изменение в качестве партийной системы, в качестве конкуренции.

Вернулись губернаторские выборы, и наконец на четвертый год появился первый прецедент поражения действующего губернатора в одном из тех из 2–3 субъектов России, где действительно можно было ожидать, что у действующего губернатора будут серьезные проблемы. В Иркутске всегда была одна из самых плюралистичных политик в России, но конкуренция на губернаторских выборах низка до тех пор, пока губернатор имеет право через муниципальный фильтр самолично отбирать себе противников.

Появились первые прецеденты бунтов городских элит против попыток губернатора слишком подмять под себя город: вот буквально в последние месяцы Самара, Нижний Новгород, Новосибирск. Но давление на Россию-1 – в терминах Натальи Зубаревич, Россию крупных городов – продолжается, отменены прямые выборы мэров, округа на следующих выборах Думы будут нарезаны так, что крупный город будет разрезан на два или больше частей и к ним будут присоединены значительные сельские территории.

Система требует очень большого обсуждения, я не хочу выносить резких оценок, но вот Россия-1, крупный город как политический субъект при таких нововведениях размазывается. Ему труднее проявить себя в политическом поле.

Масштаб злоупотреблений в день голосования существенно снизился, но административный ресурс никуда не ушел. Вернутся одномандатники. На самом деле у меня нет сомнений, что в одномандатных округах большинство победителей будут лояльны власти, и, кстати, это нормально. Одномандатник всегда стремится к центру, одномандатник всегда стремится завоевать большинство, а потом этому большинству доказать, что он может принести своему округу что-то хорошее, а для этого ему нужно быть договороспособным с властью, такими были большинство одномандатников в первых трех Думах. Но только через одномандатника, живого человека, который связан с избирателем, переизбрание которого, политическая выживаемость зависят от того, поверят ему снова избиратели или нет через пять лет, наша политическая система и, соответственно, публичная политика тоже могут начать меняться.

https://slon.ru/posts/58371

0