Пора переобуваться. Выбираем зимнюю резину
Несмотря на то, что снега нет или пока еще не много, среднесуточная температура в Центральном регионе России уже подошла к тем значениям, когда пора переобувать автомобиль. Что выбрать, как, где и почему? Попробуем ответить на все эти вопросы
Фото: Петр Ерёмин/BFM.ru
Две недели назад, когда в столице прошел первый снег, некоторые автомобилисты задумались над сменой резины. Однако большинство все же решили повременить. Поспособствовало этому и последующее потепление. Тем не менее, середина-конец октября в центральной части России — как раз то время, когда стоит как минимум задуматься над покупкой зимних покрышек, а как максимум — приобрести и поменять их.
Виной тому среднесуточная температура, которая влияет на свойства летней резины. Производители шин рекомендуют переобуваться, когда столбики термометра показывают среднюю температуру ниже 7-5 градусов. В этом случае летняя покрышка начинает дубеть, ухудшая сцепные характеристики, сам асфальт прогревается плохо. В конце концов, в утренние часы за пределами города уже можно встретить легкую наледь.
С «гвоздями» или без
Самый первый и главный вопрос, который встает перед автомобилистами, — какую резину выбрать — шипованную или нет. Чаще всего об этом спорят именно жители мегаполисов, где заснеженных дорог практически не бывает благодаря стараниям коммунальных служб и дорогостоящим реагентам. А зачем тогда шумные шипы, которые еще и имеют свойство выпадать? К тому же производители покрышек активно продвигают так называемые «липучки» — нешипованную резину, которая отлично себя ведет на мокром асфальте, но при этом тормозит на льду и укатанном снегу не хуже, а в некоторых случаях даже лучше шиповки.
В реальности ситуация такова. Обычная нешипованная зимняя резина и «липучка» действительно лучше тормозят на сухом и мокром асфальте. Однако разница по сравнению с аналогичными шипованными покрышками не так велика, во всяком случае на мокром покрытии: по данным одного из крупнейших производителей шин, в случае с обычной резиной — всего 2%. Вы этого практически не почувствуете. Разница с «липучками» более существенная, но так же не принципиальная: они тормозят на мокром асфальте на 5% лучше, чем схожая покрышка с шипами.
Шипы надо считать. Характеристики зимней резины не ухудшатся вообще, либо их изменения не будут ощутимы, при потере до 10% шипов. При большем проценте выпадения свойства покрышек меняются в худшую сторону.
Но лед и укатанный снег, которые можно часто встретить за пределами мегаполисов, — это зона ответственности шипов. Никакая «липучка» не справится с наледью лучше, чем старые добрые «гвозди» в колесах. Об этом говорят и испытания. На скользких покрытиях шипованная резина тормозит до 10-15% лучше, чем аналогичная «липучка» и тем более обычная зимняя резина. На практике это примерно плюс 5 метров тормозного пути при торможении со скорости 50 километров в час — ни много ни мало габариты седана представительского класса.
Конечно, если вы гарантированно не будете выезжать за пределы города, то вам вполне хватит и «липучки». Хотя стоит помнить и о том, что даже в столице коммунальные службы зачастую опаздывают с уборкой снега (ведь он практически всегда выпадает неожиданно) и обработкой дорог реагентом. А про некоторые улицы — небольшие, во дворах — и вовсе иногда забывают. В результате водители постоянно ездят по разнородному покрытию, далеко не идеальному и местами коварному. Может быть, проще заложить чуть большую дистанцию в городе, если вы едете на шипах, и не опасаться предательской наледи во дворе или крутого скользкого подъема за пределами города? Вдруг захочется на природу. Решать вам.
Где и что купить
В том многообразии зимних шин, которое сегодня можно найти в России, запутается даже профессионал: огромное количество брендов, у каждого по несколько моделей, шипы, «липучки», десятки вариантов рисунка протектора — с ума сойти можно. Также сами продавцы — не самые компетентные люди в выборе шин и ориентируются в основном на базовые описания, которые представляют производители. А там что ни покрышка — то лучшая в мире.
При выборе, когда вы уже определились, будет ли у вас шипованная резина или нет, главный вопрос — цена. Самые дорогие шины — из так называемой первой категории. Сюда относят марки Michelin, Goodyear, Nokian, Pirelli, Bridgestone, Continental. Как правило — за редким исключением — новые покрышки этих компаний получают высшие баллы на испытаниях и в России, и за рубежом. Резина этих производителей считается наиболее качественной и надежной.
Дешевая резина может иметь такой же рисунок протектора, как и дорогая, однако важнее качество смеси, количество и частота ошиповки. В результате при внешнем сходстве покрышки ведут себя совершенно по-разному.
Покрышки чуть подешевле — где-то на 20% — таких компаний, как Gislaved, BFGoodrich, Yokohama, Kumho, Hankook, Toyo, Cordiant, также показывают неплохие результаты на зимних испытаниях и по своим сцепным свойствам практически не уступают первому эшелону. Но они могут проигрывать, например, с точки зрения акустического комфорта — банально быть более шумными, уступать на определенных покрытиях.
Фото: Алексей Филиппов/ТАСС
Есть и более доступная резина — китайских, российских производителей. Однако экономить при покупке зимней резины мы не рекомендуем — все-таки это ваша безопасность и комфорт в пути.
Сэкономить можно на другом. Например, на размерности. В инструкции по эксплуатации любого автомобиля есть допуск по размерам колес, которые можно устанавливать на ту или иную модель. Зимой традиционно лучше работает чуть более узкая и высокая резина. Например, на снегу: она быстрее его продавит и доберется до твердого покрытия. Кроме того, в этом случае можно приобрести покрышки (разумеется, уже вместе с дисками) и меньшего диаметра, например, 16-го, а не 17-го. Естественно, полноценный комплект колес с дисками обойдется дороже, чем просто покрышки, но ведь и их замена будет обходиться гораздо дешевле.
По магазинам
Также можно сэкономить в выборе места покупки. Конечно, приобретать зимнюю резину в профильном магазине, под крышей, в тепле, приятно и удобно: и проконсультироваться с продавцом можно, и потрогать резину, и комплектов как правило много, так что есть из чего выбрать. Однако здесь и самые высокие ценники.
На 10-15% дешевле обойдется резина, если вы закажете ее в интернет-магазине. Опасаться тут, в принципе, нечего. Ее берут с тех же складов, с тех же заводов, что и официальные магазины. Однако придется платить за доставку или же отправляться на периферию для самовызова. Второе предпочтительнее: если вам доставили покрышки, но они вам не понравились (поврежденные, «кривые» из-за неправильного хранения), вы сможете их обменять, но на это уйдет время. А так опять же есть возможность выбрать комплект.
Самый экономичный вариант — окунуться в клубную жизнь. Как правило, автомобильные клубы — или по маркам, или по моделям, не принципиально — имеют договоренности с продавцами шин об оптовых покупках и соответствующих скидках. В данном случае скидка может достигать до 30% от стоимости покрышки в профильном магазине. Но для этого необходимо зарегистрироваться, стать членом клуба, и опять же речь идет о самовывозе. Кроме того, вероятно, выбор покрышек будет ограничен. Хотя если клуб по конкретной марке, то скорее всего ассортимент вас не разочарует.
Топ-5 зимних покрышек 2015 года
Газета «Авторевю» традиционно проводит испытания зимних покрышек. В этом сезоне на тесте оказалось 18 комплектов зимних шин: 11 с шипами и 7 фрикционных, без шипов, размерностью 205/55 R16.
Самый высокий балл получила резина Nokian Hakkapeliitta 8 (общая оценка 8,95). У нее 190 шипов, что на льду обеспечивает минимальный тормозной путь и лучшую динамику разгона среди конкурентов. Кроме того, направленный рисунок протектора хорошо работает на укатанном снегу, но вот при движении с пробуксовкой в рыхлом снегу резина гребет не самым лучшим образом.
На втором месте — новинка этого сезона Continental IceContact 2 (общая оценка 8,75). У этой покрышки такое же количество шипов — 190, но они облегченные с прямоугольными твердосплавными вставками. На льду при торможении, а также при разгоне шины IceContact 2 работают немного хуже, чем Nokian Hakkapeliitta 8, однако в поворотах разницы практически нет. Но важно, что на асфальте — как мокром, так и сухом — шины Continental предпочтительнее. На заметку жителям мегаполисов.
Третья строчка — у модернизированных покрышек Goodyear UltraGrip Ice Arctic (общая оценка 8,65). Резина хорошо работает на снегу. Агрессивный протектор-елочка отменно справляется со своей задачей, обеспечивая минимальный тормозной путь. На голом льду UltraGrip Ice Arctic проигрывает по сцепным свойствам лидерам, в частности, реакция в скольжении не самая предсказуемая. На асфальте Goodyear — уверенный середнячок: неплохие сцепные свойства и приемлемый уровень комфорта.
Фото: Авторевю
Четвертое место — у Pirelli Ice Zero (общая оценка 8,50). По своим сцепным свойствам на льду у этих покрышек почти такие же результаты, как и у лидеров рейтинга, а вот на укатанном снегу резина уступает. На асфальте Ice Zero ведет себя достойно, особенно на мокром. Но, возможно, кому-то не понравится слишком навязчивый гул, который создают фигурные шипы.
Замыкает пятерку сильнейших Hankook Winter i*Pike RS Plus (общая оценка 8,45). Это большой прорыв для корейской компании. За последние годы качество выросло в разы. В результате покрышки Winter i*Pike RS Plus показали второй результат при торможении на льду. Неплохо резина ведет себя и на укатанном снегу, а вот с управляемостью еще надо работать. Не блещут покрышки и на асфальте, в частности, есть претензии к торможению на сухом покрытии, а также к шуму и плавности хода.
Познакомиться с полным обзором зимней резины можно на сайте газеты «Авторевю».
Что означает маркировка шин
Маркировка на автомобильной покрышке содержит в себе всю самую важную информацию, которую необходимо знать при выборе зимней, да и не только, резины. Но разобраться в обозначениях не так-то просто. К тому же в зависимости от марки и модели они могут отличаться, хотя и несущественно. Мы предлагаем познакомиться с базовыми обозначениями, которые могут встретиться на боковине колеса.
Изображение: Алексей Колесников/BFM
1. Собственно, это главный параметр — размер шины. Первая цифра в индексе (например, 195) обозначает ширину покрышки в миллиметрах, вторая (65) — высоту профиля в процентах от ширины, в данном случае 65% от ширины, или 126,7 миллиметра. Буква R, вопреки расхожему мнению, говорит не о радиусе резины, а о конструкции шины — радиальная. Последняя цифра — посадочный диаметр в дюймах.
2. Здесь можно узнать о коэффициенте нагрузки шины. Обозначается цифрами, чаще всего от 71 до 110, причем каждому сочетанию соответствует своя допустимая нагрузка на шину в килограммах. Для примера, индекс 90 соответствует нагрузке в 600 килограммов. Также можно встретить на боковине надпись Max Load и значение нагрузки в килограммах и английских фунтах.
3. Еще один важный параметр — индекс скорости. Он обозначается латинскими буквами и говорит, на движение с какой максимальной скоростью рассчитана покрышка. Например, N — 140 километров в час, P — 150, Q — 160, R — 170, S — 180, T — 190, H — 210, V — 240 километров в час.
4. Страна-производитель шины. Например, made in Germany — сделано в Германии.
5. Данная надпись говорит об усиленном каркасе шины, но это в основном касается покрышек коммерческой техники. Кстати, иногда вместо слова Reinforced на боковине производитель добавляет букву С (commercial) в индексе размерности, например, 195/65 R15 C.
6. Данная надпись касается шин с ассиметричным рисунком протектора. У таких покрышек на боковину наносится обозначение внешней относительно кузова стороны: Outwards, Out, Side facing outwards и так далее.
7. Указание на приспособленность шины к различным условиям эксплуатации. Как вариант, M+S — грязь плюс снег (Mud + Snow), пиктограмма в виде снежинки указывает на покрышки для суровых зимних условий.
8. Тип шины — камерная или бескамерная. Обозначается Tube Type (ТТ) или Tubeless (ТL) соответственно.
9. Знак сертификации. За Россией в списке закреплен номер 22. Далее следует длинный набор цифр — номер сертификата соответствия стандартам.
10. Здесь все просто — название или логотип компании-производителя шины.
11. Модель шины.
Кроме того, на многих шинах можно встретить дополнительные не менее важные обозначения, например, дата выпуска. Это четырехзначная цифра вроде 1109 — 11-я неделя производства 2009 года. Стоит помнить, что гарантированный срок годности (хранения в определенных условиях) — 5 лет.
Также на покрышке может быть «нарисована» стрелка, иногда с надписью Rotation. Она показывает требуемое направление вращения шины с направленным рисунком протектора. Кроме того, шина может иметь обозначения особых свойств, например, покрышки RunFlat (RSC — RunFlat System Component), которые позволяют некоторое время передвигаться на проколотом колесе.