«Марсианин», Серов в Третьяковке и Чехов на языке жестов. Афиша выходных 10-11 октября
Куда сходить и что посмотреть с наступлением холодов
Текст: Евгения Смурыгина
Премьера фильма «Марсианин» в Лондоне. Фото: Anthony Devlin/ТАСС
В выходные можно посетить уникальную выставку Валентина Серова в Третьяковской галерее на Крымском валу, посмотреть в кино новый фильм «Марсианин» и успеть на завершающийся международный театральный фестиваль «Территория».
Портрет Мики Морозова. Открытие выставки Валентина Серова. Фото: Артем Коротаев/ТАСС
ВЫСТАВКА
Главный выставочный блокбастер осени: 150 лет со дня рождения Валентина Серова Третьяковка отмечает его масштабной ретроспективой.
«Девочка с персиками». Открытие выставки Валентина Серова. Фото: Артем Коротаев/ТАСС
От Боткиной до Морозова — портреты в зале выстроены так, что увидеть все основные работы Валентина Серова можно стоя в одной точке. Все творчество художника под одной крышей впервые за десятилетия — повод для столичной публики переосмыслить и «Похищение Европы», и азбучную «Девочку с персиками».
Зельфира Трегулова
гендиректор Третьяковки«Мы хотели действительно показать, насколько работы Серова определяли лицо своего времени, насколько они определяли вектор художественного мышления своего времени, начиная от самых первых портретов — «Девочки с персиками» и «Девушки, освещенной солнцем», от желания видеть и писать одно отрадное, и до последних абсолютно радикальных работ, таких как портрет Иды Рубинштейн 1910 года, которой мы завершаем экспозицию».
Серов — пейзажист и мастер большого стиля, создавший новый формат парадного портрета. И все они здесь: портрет Орловой, княгини Юсуповой, Марии Львовой (той самой «Девушки, освещенной солнцем»). Кстати, эта картина не показывалась в России с 1914 года — полотно хранится во Франции. Как и портрет Александра III — он хранится в штаб-квартире королевской гвардии в Дании.
Портрета императора Александра III. Открытие выставки Валентина Серова. Фото: Артем Коротаев/ТАСС
Директор центра современной культуры «Гараж» Антон Белов уверен, что выставка будет пользоваться огромным успехом, и рад, что Третьяковская галерея старается нести творчество великих русских художников в массы.
Антон Белов
директор центра современной культуры «Гараж»«Это, безусловно, главный портретист своего века. Думаю, что для многих это будет значительная выставка. С точки зрения широких масс это будет очень успешный проект, потому что имя Серова на устах, и многие люди, которые даже не видели и не знают его творчества, придут туда. Это большой шаг для Третьяковки, именно отдела на Крымском валу, 10 — приобщить людей не только к творчеству Серова, но и ко всем остальным великим художникам».
Помимо полотен в Третьяковке можно увидеть уникальный занавес для балета «Шехеразада» Николая Римского-Корсакова в антрепризе «Русских сезонов» Дягилева из собрания Ростроповича и Вишневской. Одним словом, и без «Девочки с персиками» есть на что посмотреть.
Занавес к балету «Шехеразада». Открытие выставки Валентина Серова. Фото: Артем Коротаев/ТАСС
КИНО
В прокат выходит «Марсианин» Ридли Скотта.
Это долгожданная экранизация бестселлера Энди Уира. The Wall Street Journal назвал его книгу лучшим научно-фантастическим романом последних лет.
Кадр из фильма «Марсианин». Фото: PR Агентство Sarafan
История успеха «Марсианина» интереснее, чем сюжет фильма. Несколько лет назад программист Энди Уир выложил свой дебютный роман на Amazon.com. Успех был оглушительным: «Робинзон Крузо в космосе» принес начинающему писателю контракт с издательством Random House и место в верхних строчках списка бестселлеров New York Times. Экранизация не заставила себя ждать: забытого на Марсе космонавта, который пытается выжить с помощью подручных средств, играет Мэтт Деймон. Кинокритики уже успели назвать картину лучшим фильмом года.
Александр Голубчиков
главный редактор портала Filmz.ru«Кино, которое завораживает, кино, которое на протяжении 2 часов не отпускает от экрана. Действительно каждую секунду переживаешь за то, что происходит с человеком, который остался где-то там, на другой планете. Но при этом оно наполнено какой-то хорошей иронией и самоиронией, отчего наблюдать за происходящим становится куда более интересно. Понятно, что в основе книга и это все описано уже непосредственно в романе, все продумано заранее, но в фильме это смотрится естественно, натурально и очень точно с точки зрения психологии».
Режиссер фильма Ридли Скотт давно набил руку на космической фантастике — из последних лент на его счету «Прометей» (приквел «Чужого»). Это сыграло постановщику на руку: как снимать безвоздушное пространство Скотт помнил, так что углубился в работу с характерами.
На российскую премьеру пригласили космонавтов: они улыбались и переглядывались, но в целом приняли фильм очень положительно.
Федор Юрчихин
летчик-космонавт«Когда ребята увидели скотч… Что самое главное в космосе? Вы думаете, что инструменты? Нет. Шутка космонавтов — лучше скотча и велкро никто ничего не придумал. Когда астронавт отрывал скотч и пытался залепить трещины, это вызвало у нас нормальную реакцию, потому что скотч — это элемент номер один в космосе».
При бюджете в 108 млн долларов сборы «Марсианина» пока невелики — всего 58 млн. Однако номинация на «Оскар» фильму светит наверняка. Любителям фантастики можно смело рекомендовать.
ТЕАТР
В Москве завершается театральный фестиваль «Территория».
Главное событие для столичной публики — новый спектакль Тимофея Кулябина.
Спектакль Рашида Урамдана «Удерживая время». Фото: Пресс-служба фестиваля «Территория»
Фестиваль «Территория» — один из немногих, кому щедро помогает государство. 8,5 млн рублей — очень большие деньги для подобного мероприятия. Однако деньги были в Пробизнесбанке, а 12 августа он лишился лицензии. У организаторов «Территории» даже сейчас ситуация вызывает, по понятным причинам, неприятные эмоции.
Роман Должанский
соучредитель и арт-директор фестиваля «Территория»«Ужасный случай, когда вся государственная субсидия и часть спонсорских средств находятся на депозите в банке, лишенном лицензии. Два месяца назад мы находились практически без средств к существованию при формальном наличии государственной субсидии. Конечно, огромное спасибо партнерам, которые действительно пришли на помощь в этот ужасный момент и дали возможность фестивалю состояться».
Не только состояться, но и быть международным. При поддержке Французского института в России в пространстве ММОМА (Московского музея современного искусства) на Тверском бульваре открылась инсталляция «Фрагмент бесконечности» французского художника Лорана Перно, который лично водит экскурсии.
Спектакль Рашида Урамдана «Сфумато». Фото: Пресс-служба фестиваля «Территория»
Главный концептуалист современного французского танца Рашид Урамдан представил сразу два спектакля: созданный для лионской биеннале «Сфумато» и «Удерживая время».
Но главное событие для столичной публики — это, конечно, Тимофей Кулябин. В свое время худрук Театра Наций поддержал режиссера «Тангейзера», и вот он представляет на фестивале «Территория» свой новый спектакль «Три сестры», который уже успели увидеть зрители новосибирского театра «Красный факел».
Спектакль Тимофея Кулябина «Три сестры». Фото: Пресс-служба фестиваля «Территория»
Постановку играют на языке жестов, чеховский текст идет подстрочником. Эффект критики уже успели назвать ошеломительным.
Сергей Самойленко
театральный критик«Между действием и текстом, возникает тот зазор, который искрит, высекает новые смыслы, смысловые пучки торчат во все стороны. Чехов совершенно по-другому читается, видна и искусность, и фальшивость. Это очень интересный эффект. Формальный прием, коим стал на сцене запрет на слово, активизировал актерскую игру. Они играют немного преувеличенно, гораздо эмоциональнее, чем мы обычно это видим в спектаклях по Чехову. Эта странность и эмоциональность настолько захватывают и ты настолько сильно подключаешься к действу, что выходишь совершенно выжатый и ошеломлённый за эти 4 часа, что идет спектакль».