Режим дна. Когда российская экономика перестанет падать?
Евгений Карасюк
Обозреватель Slon Magazine
Самочувствие российской экономики стабильно плохое и в любой момент может стать еще хуже. Но углубляющийся кризис – не повод терять оптимизм. В этом году (особенно в последние месяцы) популярны пассажи о дне – теоретически достижимом или практически достигнутом. Slon собрал свежие оценки экспертов – от чиновников до аналитиков – о состоянии, при котором тонущая российская экономика прекращает движение вниз и потихоньку начинает расти.
Твердое дно
Вывод о том, что худшее в российской экономике уже позади, как ни странно, сделали не в Кремле или на Первом канале, а в московском офисе Bank of America. Главный экономист банка Владимир Осаковский в свежем отчете допустил, что экономический спад в России, вероятнее всего, достиг дна. Произошло это еще по итогам второго квартала – российский ВВП тогда сократился на 4,6%. Оживление экономики, по мнению эксперта, может быть связано с ростом прибылей корпораций: 42,6% за первое полугодие 2015 года в сравнении с аналогичным периодом годом ранее, согласно данным Росстата. Подобный прирост Осаковский считает «поворотным моментом», меняющим вектор. Ведь средства, полученные компаниями, пойдут в экономику в виде капиталовложений.
Впрочем, не все готовы сделать такое допущение. Управляющий директор Sberbank CIB Евгений Гавриленков пока наблюдает обратную тенденцию: у российских компаний «есть деньги, но они не вкладываются в развитие бизнеса» из-за неуверенности в рубле, избыточной волатильности на валютном рынке.
Хрупкое дно
Так в конце августа положение в российской экономике охарактеризовал министр экономического развития Алексей Улюкаев. «Видно, что мы где-то на дне лежим, или как назвать это движение. Я думаю, что уж точно вниз не пойдем, а будем ли выходить заметно в рост, это сложно сказать». Четвертый квартал, по прогнозам чиновника, будет «статистически заметно лучше, чем третий», но лишь благодаря эффекту низкой базы.
Чуть ранее в Центре макроэкономических исследований «Альфа-банка» тоже зафиксировали дно, но особых надежд по этому поводу питать не стали. «Непрекращающаяся долларизация депозитов говорит о слабом уровне уверенности в восстановлении экономики. В то же время настроения в экономике остаются осторожными, что может задержать восстановление роста от дна, которого экономика, судя по всему, достигла», – писали аналитики банка в своем июльском отчете.
Экономика «начала щупать дно» еще в мае – июне, рассуждал в июле завлабораторией анализа и прогнозирования макроэкономических процессов ЦМАКП Дмитрий Белоусов (младший брат Андрея Белоусова, помощника президента и экс министра экономического развития). Однако восстановлению мешает высокая инфляция. К тому же значительной проблемой остается продолжающийся спад инвестиций, подчеркнул эксперт.
«Преодолимое» дно
В российской экономике вполне могут быть и хорошие новости, если только дело не испортит политика, отмечают эксперты Института Гайдара и РАНХиГС в сентябрьском мониторинге, посвященном «тенденциям и вызовам социально-экономического развития». «Анализ динамики промышленного производства свидетельствует о продолжении снижения выпуска в обрабатывающих отраслях, в то время как в добывающем секторе наметился положительный тренд. Если в краткосрочной перспективе экономика не столкнется с новыми шоками условий торговли, существенным расширением санкций и финансовой нестабильностью, появятся основания для осторожного оптимизма: общий индекс промышленного производства может преодолеть дно к концу 2015 года».
Расчеты российского Центробанка чуть более консервативны, но тоже сдержанно оптимистичны. «Дно экономического спада, по нашим оценкам, придется на первый квартал 2016 года, после чего экономика на квартальной основе начнет расти», – заявила минувшей весной глава финансового регулятора Эльвира Набиуллина. Достижение нижней кризисной точки и последующий рост, полагала она, будет связан с «завершением первичной адаптации экономики к новым условиям». Приблизительно таким же будущее видится Минфину. «Первое положительное значение квартал к кварталу мы увидим в первом квартале следующего года», – заявил недавно заместитель министра финансов Максим Орешкин.
Впрочем, по мере приближения первого квартала в Центробанке начинают испытывать сомнения. На днях первый зампред Банка России Ксения Юдаева заявила, что экономический спад в стране, возможно, никуда не денется и продлится еще несколько кварталов.