Правозащитники рассказали Путину о «VIP-правосудии»
Президент РФ встретился с правозащитниками и обсудил с ними нынешние проблемы в российском обществе. Речь шла также об НКО и «системных пороках»
Президент России Владимир Путин перед заседанием Совета по правам человека в Кремле, 1 октября 2015. Фото: Yuri Kochetkov/Reuters
Владимир Путин выступил на ежегодном заседании Совета при президенте РФ по правам человека. Поддержка правозащитников, гранты и историческая память — президент выбрал эти темы в качестве главных в своей речи.
Накануне вечером Путин подписал два указа. Он учредил две государственные премии — в сфере правозащитной и в сфере благотворительной деятельности. Кроме того, президент распорядился установить памятник жертвам политических репрессий. Мемориал будет называться «Стена скорби». Сегодня, выступая перед правозащитниками, Путин заявил, что это одна из самых горьких страниц российской истории:
«Речь идет об установке в Москве мемориала жертвам политических репрессий. Это одна из самых горьких, тяжелых в стране историй. Она не менее поучительна для нас, чем страницы побед и триумфов, и требует объективности и ответственности, потому как несет важный урок, важнейших урок нынешним и всем будущим поколениям. Замечу, что готовность огромного числа людей участвовать в увековечивании памяти жертв репрессий еще раз подтверждает актуальность самой этой темы».
«У нас есть VIP-правосудие и правосудие для всего остального народа», — сказала во время своего выступления уполномоченный по правам человека в РФ Элла Памфилова. Омбудсмен признала, что сейчас в России остается целый ряд «системных пороков», а судебная система работает избирательно: кого-то щадит, а кого-то карает:
«Смею утверждать, что наш обычный гражданин уязвим не только перед лицом преступного мира, но нередко, к сожалению, перед самой правоохранительной системой, включая судопроизводство. Особенно эта избирательность бросается в глаза при определении условно-досочного освобождения. Например, рязанский суд никак не может принять решение в отношении фигуранта «болотного дела» Полиховича, ему отказано в УДО, хотя есть все основания. Уже три года с половиной отсидел, никак не отпускают. Хотя мы знаем, у нас примеры на слуху, как быстро некоторых освобождают по УДО совершенно необоснованно».
Известная правозащитница Людмила Алексеева, которая вернулась в состав СПЧ, также выступила с речью, в которой призвала Путина отменить закон об «иностранных агентах», как «вредный».
Дополнил слова Алексеевой глава СПЧ Михаил Федотов. По его словам, большинство из НКО — правозащитные, женские и экологические организации. Федотов заключил, что в российском обществе нарастает нетерпимость граждан друг к другу, и подчеркнул, что в такой атмосфере страна не может стать преуспевающей:
«Недавно столичное ГИБДД сообщило, что в 2014 году в России было продано, вы только вдумайтесь, 400 тысяч бейсбольных бит и только один бейсбольный шарик. Всеобщее недоверие ко всем, кроме членов своей семьи, ощущение жизни в кольце врагов провоцирует в худшем случае неадекватность и агрессию, а в лучшем — замкнутость и пассивность. С таким настроением процветающую Россию не построишь».
В заключении Федотов добавил, что сейчас в российском обществе происходит «эмоциональное выгорание, чреватое непрогнозируемыми эксцессами».