Вопрос: У меня вопрос по поводу дачной амнистии. Какие документы и куда нужно предоставить, чтобы оформить земельный участок и строение в собственность. У нас садовое товарищество, Владимирская область, под Александровом. Спасибо.
Ответ: Новым законом существенно изменена статья 28 Федерального закона от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", которой определялись особенности приватизации садовых, огородных и дачных земельных участков.
В новой редакции ст. 28 полностью исключен порядок коллективного проведения приватизации земельных участков, полученных гражданами из государственных и муниципальных земель.
Каждый член садоводческого, огороднического, дачного объединения, имеющий участок на праве постоянного (бессрочного) пользования либо пожизненного наследуемого владения, должен самостоятельно, в индивидуальном порядке оформить правоустанавливающие документы, необходимые для регистрации права собственности на свой земельный участок.
Все эти документы гражданин может получить лишь в учреждениях и службах органов местного самоуправления.
Именно этот порядок заставил людей испытывать мучения, терять рабочее время в решении достаточно простого вопроса - переоформить свой участок на право собственности, право, которое предоставлено ему Конституцией РФ.
Ведь речь идет не о пахоте либо уборке урожая, а лишь о бланках и штампах, фиксирующих наличие десятилетиями существующих земельных участков, используемых гражданами на законных основаниях для ведения огороднического либо дачного хозяйства.
Прежняя редакция ст. 28 Закона о садоводческих товариществах на самых демократических основах четко расписывала процедуру приватизации земельных участков садоводов, огородников, дачников.
Указанной нормой Закона было установлено, что садоводам, огородникам, дачникам и их садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям, получившим земельные участки из государственных и муниципальных земель на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования, аренды либо срочного пользования, не может быть отказано в приватизации таких земельных участков.
По решению общего собрания членов объединения комиссия по подготовке материалов для приватизации садовых, огородных и дачных земельных участков организовывала сбор заявлений от членов объединения на приватизацию земельных участков и проводила с привлечением специализированной землеустроительной организации либо иного имеющего соответствующую лицензию юридического лица инвентаризацию земель такого объединения.
Член соответствующего объединения в своем заявлении указывал, на каком праве хочет переоформить садовый, огородный либо дачный земельный участок (собственность гражданина, общая совместная либо общая долевая собственность супругов), фактическую площадь такого участка в квадратных метрах, встречные требования к его границам.
Комиссия по подготовке материалов для приватизации земельных участков давала заключение о наличии встречных требований к границам садовых, огородных и дачных земельных участков с стороны соседей либо объединения и свое предложение об урегулировании спора.
Если спор таким образом урегулировать не удавалось, он рассматривался в судебном порядке.
Общее собрание членов объединения или правление такого объединения рассматривало подготовленные материалы, итоги инвентаризации земель объединения и принимало решение о ходатайстве перед соответствующими органами местного самоуправления о закреплении земель общего пользования за таким объединением, а садовых, огородных и дачных земельных участков - за конкретными гражданами, их супругами.
Документы (свидетельства о праве) членам садоводческого, огороднического либо дачного некоммерческого объединения выдало его правление, которое получало их в соответствующем комитете по земельным ресурсам и землеустройству по доверенностям членов такого объединения.
Сами садоводы не ведали даже дороги к учреждениям, где оформлялось их право на земельные участки.
В то же время граждане были вправе в индивидуальном порядке приватизировать закрепленные за ними садовые, огородные и дачные земельные участки.
При наличии встречных требований к границам земельных участков спор рассматривался органом местного самоуправления либо на суде.
В настоящее время (согласно ст. 36 ЗК РФ) для приобретения права собственности на земельный участок граждане обращаются в орган государственной власти либо орган местного самоуправления с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением правоустанавливающего документа на данный участок и его кадастровой карты (плана).
В случае отсутствия кадастровой карты (плана) земельного участка орган местного самоуправления по заявлению гражданина на основании дежурной кадастровой карты (плана), содержащей сведения о местоположении земельного участка, и градостроительной документации в месячный срок с дня поступления заявления обеспечивает изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка и утверждает проект его границ.
На основании проекта границ земельного участка за счет указанных лиц (граждан) устанавливаются границы земельного участка на местности и обеспечивается изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка.
Правоустанавливающего и кадастрового плана достаточно для государственной регистрации права собственности на данный земельный участок.
Именно с момента государственной регистрации права собственности на земельный участок его владелец становится полноправным собственником (ст. 131 ГК РФ). Основанием для государственной регистрации права собственности гражданина на земельный участок в данном случае есть любой из нижеследующих документов: - акт о предоставлении такому гражданину данного земельного участка, изданный органом государственной власти либо органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, установленном законодательством, действующим в месте издания такого акта на момент его издания; - акт (свидетельство) о праве такого гражданина на данный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания; - выдаваемая органом местного самоуправления выписка из хозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на данный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства); - иной документ, устанавливающий либо удостоверяющий право такого гражданина на данный земельный участок. Но снова-таки обязательным приложением к представленному документу есть кадастровый план соответствующего земельного участка.