Первый канал: обо всем, что касается взаимоотношений с соседями по даче - в интервью адвоката Петра ...
16 апреля 2008
Всe об отношениях с соседями по даче. Может ли правление самовольно назначать тарифы
Грабители этой зимой навестили каждую вторую дачу. Об этом социологам рассказали сами раздосадованные владельцы приусадебных участков. Мародeры пользуются тем, что две трети дачников бывает на фазенде только в тeплое время года. И многие-многие месяцы всe имущество бесхозно. Но воры - не единственные, кто огорчают садоводов и огородников. Куда хуже бывает, когда вспыхивает конфликт с соседями и, особенно, с правлением или общим собранием дачного кооператива.
Вместо лопат и календаря посадок судебные иски и уголовный кодекс. Садоводы готовятся к обороне. Сначала их лишили электричества,
Виктор Смирнов, председатель садового товарищества "Интеграл-2": "Обрезанные провода, многократно наращенные, потому что не один раз срезались".
Потом заварили водопроводные трубы".
Виктор Смирнов, председатель садового товарищества "Интеграл-2": "Была труба с краном, сейчас она отрезана и заварена наглухо". Теперь и вовсе грозят отнять земельные участки. От безысходности садоводы даже написали письмо президенту.
Валентина Фомина, садовод: "Он борется со стариками в основном - это проще. Он требует отчуждения дома и садового участка в пользу садоводческого товарищества "Интеграл"".
В 90-х годах коллективный сад геологического института РАН - он расположен во Владимирской области - разделился на 2 товарищества: "Интеграл" и "Интеграл-2". Потом соседи-председатели, как водится, что-то не поделили, и по границе участков прошла линия фронта. Сначала разделили кассы, потом взялись за имущество. Но водокачку, трансформатор и заборы надвое не распилишь, зато можно присвоить. Теперь первый "Интеграл" с "Интеграла" второго за свет и воду требует денег. А должников жестоко наказывает. Дачники говорят, что обрезанные провода - это только первый звоночек.
Георгий Васильев, председатель садового товарищества "Интеграл": "За всe надо платить: за воду, за энергию, поскольку всe относится к "Интегралу" нашему. У них ничего нет, кроме своих домов, ни земель общего пользования, ни водоснабжения, ни энергоснабжения, ни дорог, ни оград.
Виктор Смирнов, председатель садового товарищества "Интеграл-2": "Всe имущество создавалось до появления и того, и другого садоводческого товарищества. И это имущество является совместной собственностью тех садоводов, на целевые средства которых это создавалось".
*********************************************************************
Ситуация, которая сложилась во Владимирской области, не исключительная, говорят специалисты. По стране таких историй тысячи. Юристы уверены: война правлений и дачников бесконечна и победивших в ней нет. Михаил Фомин, юрист Совета по земельным отношениям Московской области: "Законодательно отношения между членами садовых товариществ отданы на откуп самих садовых товариществ. В результате председатели правления имеют по сути полномочия, которые практически не могут быть проконтролированы". Андрей Туманов, председатель Московского межрегионального союза садоводов: "Ведь что такое садоводческое товарищество - это чeрный нал. Там же по большей части ничего не отражается в документах. Ну а там, где есть такие деньги, начинаются не очень хорошие ситуации".
Екатерина Зайкова знает об этом не понаслышке. 3 года назад она купила членство в коллективном саду по упрощeнной схеме, то есть 50 тысяч рублей в карман председателю - и ты собственник. О том, что сама нарушает закон, Екатерина на тот момент не задумывалась. Через некоторое время председатель указал ей на дверь: из товарищества исключил, землю забрал, деньги вернул - те же 50 тысяч. Но неудавшаяся дачница уверена: этого мало, потому что инфляция. Свой ущерб она оценила в 1,5 миллиона рублей. Теперь судится.
Екатерина Зайкова: "Когда мы покупали "наш участок", мы подписали соглашение, чтобы себя обезопасить, я там прописала достаточно крупные проценты, которые безо всякого смущения председатель подписал. И эти проценты составляют 5% в день от стоимости участка". Ольга Прохорова из Екатеринбурга со своими обидчиками тоже уже 10 лет судится. Соседи захватили землю: вместо 7 соток осталось 5, забор снесли, деревья вырубили. Новосeлы из Армении только разводят руками - это ведь подарок от председателя сада. Прокуратура и суд каждую неделю пенсионерке по почте присылают отписки.
Ольга Прохорова, садовод: "Председатель мне говорит, ну, тебе что, жалко, что ли, земли-то?! И пусть захватывают! У тебя же много, отдай. Ну, поделись, мы же все русские люди".
Садоводы во Владимирской области делиться не хотят. Вот и живут в осадном положении уже 11 лет. Ровно столько 2 "Интеграла" судятся. И правды как будто нигде нет. Дачный развод всe равно, что супружеский - обиды, раздел имущества и много взаимных претензий. Юристы уверены: избежать этого можно только в одном случае, если в коллективных садах все будут решать не отдельные председатели, а управляющие компании
****************************************************************************
Ведущий: "Большинство горожан ждут-не дождутся выходных, чтобы сбежать от копоти, шума, суеты, но, к великому сожалению, и на даче находится много того, что отравляет жизнь. Это, например, соседи, особенно объединенные в кооператив, или некоммерческое партнерство. Как найти на них управу, расскажет опытный адвокат Петр Домбровицкий. Петр Сигизмундович, добрый день".
Гость: "Добрый день".
Ведущий: "Создается ощущение, что дачное сообщество может устанавливать любые правила, которым отдельному члену остается только подчиняться. Так ли это на самом деле?"
Гость: "В общем-то, это так. Дачное сообщество вообще, кооперативы действуют на основании устава. Этот устав принимается большинством голосов. Вы обязаны исполнять то, что там прописано. Не хотите исполнять, считаете, что это неправильно, обжалуйте этот устав в суде".
Ведущий: "А если я хочу просто выйти из этого кооператива и все. Я к вам не имею никакого отношения, до свидания?"
Гость: "Если вы желаете вести там какое-то отдельное от товарищества хозяйство, тогда у вас возникает вопрос со светом, раз, если у вас вода там есть, два, канализация, три, и прочие услуги.
Ведущий: "То есть за все это надо тоже будет платить, да? По любым тарифам?"
Гость: "Тарифы они не могут, конечно, вам завышать. Тарифы устанавливают соответствующие те службы, которые нам предоставляют такую услугу. Но товарищество может вам просто все это отключить и сказать, ведите отдельную электролинию. Ради бога, ставьте столбы, ведите канализацию, проводите трубы, проводите себе воду, а мы вам ничего не обязаны, вы вышли, все, до свидания. Я думаю, что вы на это не пойдете".
Ведущий: "Ну, можно ли действовать через какие-то надзорные органы? То есть, условно говоря, через компанию, предоставляющую свет, если газ есть, воду, кадастровую службу, налоговую службу?"
Гость: "Если не платятся налоги, это уже другое дело. А вот через эти службы, как вы будете воздействовать на это товарищество. Эти службы проверяют только то, что их касается. Допустим, плата за свет, за воду, еще за какие-то услуги. А вмешиваться в деятельность товарищества они, кстати, не имеют никакого права".
Ведущий: "Если человек взял участок в свое время, ничего на нем не делал, и вдруг решил его либо продать, либо передать по наследству, либо там что-то начал делать. И ему говорят, а вы знаете, а у нас здесь был кооператив, и вы задолжали за воду 200 тысяч рублей, на свет миллион, и так далее, и тому подобное. Что в этой ситуации делать?"
Гость: "Если он этот участок не взял в свою собственность, не получил свидетельство о регистрации права собственности, ни продать, ни обменять, ни подарить - он ничего не может. Второй вопрос. Надо смотреть, состоял ли он членом кооператива на этой земле. Если он ни сном ни духом не ведал, и никогда членом кооператива и не был там, и не состоял, то он и платить никому ничего не должен. Он не обязан".
Ведущий: "Нет, если он состоял, но туда даже не появлялся, а ему говорят, вот, знаете, а мы мусор вывозили, и дорогу насыпали, и еще что-то сделали".
Гость: "Тогда он обязан заплатить. Раз он состоял членом кооператива, устав един для всех, он обязан был платить за эту землю".
Ведущий: "Ну, это все понятно, но могут же любые суммы назвать. Возьмут с потолка, скажут, миллион плати".
Гость: "Нет, с потолка никто ничего не называет, потому что эти суммы, они должны быть подтверждены документами, за что вы платите. Вы вправе потребовать от председателя кооператива, сказать, уважаемый Иван Иванович, покажи мне, за что я плачу".
Ведущий: "Большое спасибо, Петр Сигизмундович. Знающий адвокат Петр Домбровинский объяснил нам, как грамотно решать все конфликты на даче".